Схема анализа урока русского языка в младших и старших классах.
Схема анализа уроков обучения грамоте
· Тема урока, ее соответствие программе (этап прохождения букваря), оборудование урока.
· Сформулируйте и обоснуйте задачи просмотренных уроков (образовательные, коррекционные, воспитательные).
· Тип урока, его место в системе уроков обучения грамоте. Структура урока (логическая взаимосвязь и последовательность этапов урока). Соответствие содержания урока программным требованиям, задачам занятия, уровню подготовки учащихся, дидактическим и методическим принципам обучения грамоте.
· Методическая сторона урока. Разнообразие методов, их сочетание и целесообразность использования при изучении нового материала и его закреплении, при проверке и оценке знаний учащихся.
· Приемы работы учителя по активизации учащихся на разных этапах урока.
· Доказать целесообразность использования специфических приемов работы по формированию психолого-лингвистической готовности учащихся к овладению грамотой: приемы по развитию фонематического слуха, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, формированию навыков аналитико-синтетической деятельности, внимания и памяти. Методы и приемы по развитию устной речи учащихся, формированию представлений об окружающем мире.
· Работа, направленная на развитие речевой деятельности учащихся (аудирование, говорение, чтение, письмо).
· Место и роль повторения на уроке.
· Выделить упражнения, направленные на реализацию образовательных задач урока. Приемы работы над звуком и буквой, особенности обучения чтению слогов, слов, предложений и текста (буквенный период).
· Ритмичность урока: сочетание легкого материала с более трудным, взаимосвязь устных и письменных упражнений, их целесообразность и разновидность.
· Приемы первичного закрепления изученного материала, их разнообразие и продуктивность применения.
· Каллиграфическое оформление всех видов записи учителем и учениками. Умение учителя доступно объяснить способ написания буквы, показать типы соединений с учетом характера написания предыдущей и последующей букв.
· Соблюдение гигиенических и санитарных норм.
· Лингвистическая грамотность урока. Забота учителя о речевой среде (культура речи учителя и учащихся).
· Мероприятия по предупреждению утомления.
· Деятельность учителя (педагогический такт, владение классом, знание психофизических особенностей каждого школьника и их учет на уроке, характер заданий и вопросов, использование жизненного опыта учащихся).
· Деятельность учащихся (устойчивость внимания, поведения на уроке, самостоятельность, заинтересованность и активность, отношение к учителю, сознательность усвоения материала).
· Организационный уровень урока: взаимосвязь этапов урока и их распределение по времени; физминутка; занятость учеников работой; сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
· Общие выводы по уроку: реализация поставленных задач, продуктивность использованных видов деятельности, посильность заданий, эффективность методов и средств обучения, усвоение учащимися материала, коррекционно- развивающее значение урока.
· Замечания и предполагаемые изменения.
Схема анализа уроков чтения
· Найдите в книге для чтения произведение, с которым работают на данном уроке. Определите место урока в ряду других и актуальность выбранной темы. Продумайте, зачем изучается это произведение, с какими другими уже прочитанными текстами оно связано и как.
· Прочитайте произведение и проведите его литературоведческий анализ.
· Система чтения (объяснительное или литературное).
· Определите задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные).
· Определите тип и структуру наблюдаемого урока.
· Методы обучения, их сочетание и целесообразность использования на разных этапах урока.
· Оцените, как соотносятся с особенностями текста (жанр, тип текста; композиционные, стилистические и языковые его особенности) и задачами урока:
─ план урока;
─ организация проверки домашнего задания и его связь с новым материалом;
─ подготовка учащихся к восприятию текста;
─ способы организации знакомства с текстом ( приемы первичного чтения текста, особенности чтения его учителем или учащимися по частям);
─ логика работы на этапе анализа содержания текста, степень продуманности системы вопросов учителя (по фактическому содержанию; по выяснению различных связей, ведущих к оценкам и обобщениям; проблемные вопросы, устанавливающие ассоциации со знаниями детей);
─ организация и содержание предметно-практической деятельности учащихся;
─ особенности привлечения знаний и жизненного опыта учащихся в процессе работы над текстом (аналогии из жизни) с целью развития познавательной активности и самостоятельности;
─ приемы активизации учащихся на уроке (мотивация);
─ целесообразность использования дидактического материала, наглядности, ТСО на различных этапах урока;
─ виды творческой работы с текстом в процессе усвоения и закрепления знаний.
· Оцените степень продуманности системы вопросов и заданий при анализе содержания текста: в какой мере они помогают осознать фактическое содержание текста, раскрыть подтекст, выделить основную мысль, оценить художественные особенности произведения
· Методы и приемы развития у учащихся основных качеств чтения: правильного (орфографического и орфоэпического), сознательного, беглого и выразительного.
· Виды и способы чтения учащихся на уроке (вслух или про себя; аналитическое или синтетическое).
· Характер и виды заданий к повторному чтению (стимулирование интереса к перечитыванию текста, чтение по цепочке, выборочное чтение, сочетание различных способов чтения на уроке, чтение по ролям и т.д.). Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован логикой анализа текста?
· Место и роль словарной работы на уроке. Приемы семантизации слов (объяснение и уточнение лексического значения слов), проведения лексических упражнений, работа над выразительными средствами языка и т.д.
· Виды работы по развитию диалогической и монологической речи (ответы на вопросы в процессе разбора содержания текста, словесное рисование, приемы работы над характеристикой героя, составление плана, пересказ, драматизация и др.).
· Приемы организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на уроке в зависимости от психофизиологических и возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовленности.
· Оценка деятельности учащихся на уроке.
· Соотношение логического (образовательная продуктивность урока) и эстетического (эмоции, чувства, настроения, вызванные содержанием произведения) подходов к обучению чтения на уроке.
· Воспитательная направленность урока. Эмоционально-эстетическое воздействие произведения на учащихся (чтение-соперижевание). Определите, насколько выбранные учителем приемы обеспечивают эмоциональность восприятия произведения.
· Коррекционная направленность урока: приемы активизации мыслительной деятельности учащихся (установление временных, пространственных, причинно-следственных связей, коррекция аналитико-синтетической деятельности); развитие внимания; памяти; восприятия; коррекция речевой деятельности учащихся.
· Общая методическая оценка: профессиональной деятельности учителя (культура речи, организационная и оценочная деятельность ,знание материала и методики работы, достижение поставленных целей урока, новое в работе учителя, направленность урока на формирование читательской самостоятельности учащихся в работе с книгой); деятельности учащихся (заинтересованность, внимание, дисциплина на уроке, сознательность усвоения материала, самостоятельность и продуктивность работы).
· Укажите, какие коррективы в данный урок внесли бы вы. Обоснуйте внесение каждого изменения.
Схема анализа урока русского языка в младших и старших классах.
· Общие сведения об уроке: дата проведения, школа, класс, подготовленность учителя и учащихся к уроку. Оборудование урока.
· Тема и задачи урока. Сформулируйте образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи каждого занятия. Укажите основные грамматические понятия и орфографические умения, которые формировались, углублялись или закреплялись на уроке.
· Тип наблюдаемого урока русского языка, его место в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.
· Структура и содержание урока, их соответствие типу уроков по грамматике и правописанию, основным этапам формирования грамматического понятия, орфографического навыка и развития речи учащихся. Рациональное распределение времени на этапах урока.
· Реализация на уроке дидактических (научности, доступности, наглядности и т.д.) и методических принципов обучения языку (понимание рядов языковых значений, внимание к материи языка, тренировка органов речи и пишущей руки и др.). Особенности реализации специфических принципов обучения русскому языку во вспомогательной школе (коммуникативная направленность обучения, единство развития речи и мышления, обязательная мотивация языковой и речевой деятельности, формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности и др.).
· Подбор дидактического материала, наглядных средств, ТСО, их дидактическая оправданность и эффективность использования на разных этапах урока.
· Формы, методы и приемы организации проверки домашнего задания. Функция выполнения проверки домашнего задания (контролирующая, обучающая).
· Методы и приемы изучения нового материала. Особенности пользования наглядными, словесными, практическими и игровыми методами. Использование элементов проблемного обучения, организация наглядно-практической и поисковой деятельности учащихся.
· Правильность подбора языкового материала (позволяет ли он максимально доступно выявить приметы нового грамматического понятия, орфограммы, подвести учащихся к необходимым выводам, реализовать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи урока).
· Место и роль повторения и закрепления учебного материала на уроке (взаимосвязь грамматического, орфографического материала и развития речи на данном уроке). Методы и приемы, способствующие: развитию познавательного интереса к языку; осмысленности овладения знаниями и умениями (умение доказывать собственные суждения с опорой на правило, актуализировать усвоенные знания при решении задач в различных условиях, анализировать и дифференцировать грамматические понятия и орфограммы); развитию орфографической зоркости учащихся.
· Грамматико-орфографические упражнения на уроке: количественный и качественный анализ, коррекционно-образовательная направленность. Взаимосвязь устных и письменных упражнений, их разнообразие, рациональность использования, специфика и методика проведения.
· Индивидуальные и дифференцированные задания для школьников в зависимости от их психофизических, возрастных особенностей и подготовки. Соотношение индивидуальной и групповой работы.
· Роль и место самостоятельной работы учащихся на уроке русского языка. Организация работы с учебником.
· Какие особенности усвоения грамматико-орфографического материала имели место у школьников, как учитель преодолевал их? Оцените вопросы учителя и ответы учащихся.
· Насколько решение образовательных задач способствовало развитию различных сторон речи учащихся (фонетико-фонаматической, лексико-семантической, логико-грамматической)?
· Приемы подготовки учащихся к выполнению домашнего задания как творческого продолжения урока.
· Подведение итогов урока.
· Способы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
· Деятельность учителя (организация урока, педагогический такт, рациональность использования видов работ, правильность выбора методов и приемов обучения, умение работать с классом и отдельными учениками, оценочная деятельность, организация обратной связи на всех этапах урока, новые технологии в работе учителя).
· Деятельность учеников (активность и самостоятельность, осознанность материала, умение применять его на практике, грамотное оформление всех записей, наличие интереса к уроку, работоспособность).
· Результаты урока: решение поставленных задач, реализация личностного и коммуникативно-деятельностного подхода на уроке, насколько данный урок способствовал формированию языковой компетенции учащихся.
· Ваши предложения. Подберите разнообразные виды упражнений для продолжения этого урока, предложите дополнительные приемы работы.
|