Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Недостатки звукопроизношения.

Классификация звуков русского языка…………………………………………….

Физиологические несовершенства звукопроизношения

у детей дошкольного возраста……………………………………………………….

Условия формирования навыков правильного звукопроизношения…………

Дислалия. Классификация. Разновидности дислалии………………………….

Уровни нарушенного произношения………………………………………………

Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте………………..

Отграничение сложных форм дислалии от сходных состояний………………..

Обследование состояния звукопроизношения у детей…………………………..

Методы устранения дислалии………………………………………………………..

Разнообразие методик логопедического воздействия при дислалии…………

НЕДОСТАТКИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. …………………………………….

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………..

Недостатки звукопроизношения. Классификация звуков русского языка.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся, прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки со щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с, фонацией, при образовании других фонация отсутствует.



Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о н у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia—губы), а все остальные гласные — нелабиализованными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

3)места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

Описанная выше классификация гласных фонем представлена в таблице 1.

Таблица 1 Классификация гласных

  Место и степень по подъема языка Ряд
    передний средний задний
Подъем: верхний И Ы У
средний Э   О
нижний   А  
Лабиализация Нелабиализованные Лабиализованные

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

2) способ артикуляции;

3) место артикуляции;

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

5) место резонирования.

По первому признаку (по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок) согласные делятся на:

1) звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';

2) сонорные (от лат. sono — звучу), при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н и (j);

3) глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', кк',, ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.

По второму признаку (по способу артикуляции) согласные делятся на:

1) смычные — смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к'
и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';

2) щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х",й(йот);

3) аффрикаты: ц, ч ;

4) дрожащие: р,р'.

 

По третьему признаку (по месту артикуляции) согласные делятся на:

губные — губно-губные: м,м', п,п', б,б' и

губно-зубные: ф,ф', в,в'.

язычные — язычно-зубные: т,т', д.д', н,н', с,с', з,з', ц;
язычно-альвеолярные: л,л', р,р';

язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ;
язычно-средненёбные: к', г', х,' и (j);

заднеязычные (задненёбные):г, к, х.

По четвертому признаку (по наличию или отсутствию подъема спинки языка) согласные делятся на:

1) твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

2) мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

По пятому признаку (по месту резонирования) согласные делятся на:

1) носовые: м,м', н,н';

2) ротовые: все остальные согласные.

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

Наглядное представление о распределении согласных по пяти произносительным признакам можно составить по таблице 2.

' Таблица 2

Классификация согласных

Ротовое или носовое резонирование Степень участия голоса и шума Место образования. Способ образования Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Язычно- Зубные Язычно-альвеолярные Язычно- Передненебные Языч- носредненебные Язычно- Задненебные
Ротовое Шумные   ТВ. М. ТВ. М. ТВ. М. ТВ. М. ТВ. М. ТВ. М. ТВ. М.
Звонкие Смычные Б п б' п' _ _ Д т д' т' _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ г' к' Г к _ _
Глухие
Звонкие Щелевые _ _ _ _ В ф в' ф' З с з' с' _ _ _ _ Ж ш _ щ _ _ Й (j) х' _ х _ _
Глухие
Звонкие Смычно- щелевые _ _ _ _ _ _ _ _ _ ц _ _ _ _ _ _ _ _ _ ч' _ _ _ _ _ _ _ _
глухие
Носовое Соноры Дрожащие _ _ _ _ _ _ р р' _ _ _ _ _ _  
Смычно- Проходные _ _ _ _ _ _ л л' _ _ _ _ _ _  
Соноры Смычно- проходные м м' _ _ н н' _ _ _ _ _ _ _ _
                                                                     

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

1) согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота» (тётя), «мыська» (мишка),«Луба» (Люба);

2) большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч,щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка),«сапка» (шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками — л,л', в, и: «колова» (корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);

3) звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол).Нередко л заменяется и: «туй» (стул), «той» (стол), «йампа» (лампа);

4) звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеп» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают,

звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.