РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ЛОГОПЕДИЯ
Под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ
Л.С. Волковой
Издание пятое, переработанное и дополненное
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника
для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений
Москва,2004
Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.: ил. ISBN 5-691-01357-2.
В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.
Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и учителей-логопедов. Первое издание вышло в 1989 году.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
От научного редактора................................................. 9
Раздел I
Теоретические основы логопедии
Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука 14
Глава 2. Этиология нарушений речи...................... 20
Глава 3. Классификация нарушений речи............. 27
Глава 4. Методы логопедического воздействия.... 35
Раздел II
Виды нарушений голоса и речи и их коррекция
Глава 5. Нарушения голоса...................................... 41
Глава 6. Дислалия................................................... 57
Глава 7. Ринолалия................................................. 82
Глава 8. Дизартрия.................................................. 97
Глава 9. Нарушения темпа речи............................ 130
Глава 10. Заикание.................................................... 143
Глава 11. Алалия ..................................................... 180
Глава 12. Афазия ..................................................... ......... 209
Глава 13. Нарушения письменной речи................. 238
Раздел III
Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. Нарушения речи и их коррекция при сенсорной и интеллектуальной недостаточности
Глава 14. Обучение и воспитание детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи.................... 259
Глава 15. Обучение и воспитание детей
с общим недоразвитием речи ................................ 265
Глава 16. Особенности логопедической работы
при нарушениях слуха............................................. 285
Глава 17. Особенности логопедической работы
при нарушениях зрения........................................... 291
Глава 18. Логопедическая работа при интеллектуальной
недостаточности....................................................... 295
Раздел IV
Организация логопедической помощи в России.
Профилактика речевых нарушений
и предупреждение вторичных дефектов
Глава 19. Система специальных учреждений для детей
с нарушениями речи................................................. 307
Глава 20. Отбор в специальные учреждения для детей
с нарушениями речи................................................. 321
Глава 21. Профилактика речевых нарушений
и предупреждение вторичных дефектов............... 329
Словарь
Термины и понятия логопедии............................... 335
Персоналии................................................................. 340
Без речи нет ни сознания, ни самосознания.
Л.С. Выготский
ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Выход настоящего, пятого издания учебника «Логопедия» приурочен к двум датам: в 2003 году исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Хватцева, а в 2004 году — 45 лет с момента последнего выхода в свет его учебника «Логопедия».
Перед научным редактором юбилейного издания «Логопедии» Л.С. Волковой, ученицей профессора Хватцева, долгое время работавшей под его руководством, стояла задача кардинальной переработки содержания и структуры учебника с учетом требований современной науки и практики.
В работе приняли участие многие авторы, представляющие разные научные школы и направления, но объединенные общим стремлением — создать учебник нового поколения. Научный редактор выражает им всем искреннюю признательность.
Перечень внесенных в учебник изменений может быть представлен следующим образом: В целях снятия неоправданного дублирования систематизированы задачи логопедии, многие из которых являются крайне актуальными.
Систематизированы общедидактические и специфические принципы — в главе 1 учебника они рассматриваются как теоретическая и методическая основа науки, а также анализа речевых нарушений и логопедического взаимодействия.
Даны методические рекомендации относительно особенностей логопедической работы с детьми, имеющими детские церебральные параличи и задержку психического развития, в главах «Дизартрия» и «Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности».
Данные о распространенности речевой патологии сведены до минимума, так как они очень быстро устаревают.
В главе 1 показана общая тенденция резкого роста различной речевой патологии. Причины же такого роста рассматриваются в главе 2 «Этиология нарушений речи».
Изменена последовательность глав о речевой патологии. Она приведена в соответствие с той последовательностью, которая дается в главе 3, посвященной классификации речевых нарушений.
В соответствии с логикой изложения материала о речевых нарушениях и организации работы переструктурированы III и IV разделы, главы «Нарушения голоса» и «Афазия».
Внесены изменения и дополнения в трактовку уровневого подхода речевой сформированности у детей с глубокими дефектами зрения. Они унифицированы с общепринятыми в науке уровнями, но сохраняют свою специфичность. В трактовку уровней общего недоразвития речи (раздел IV) добавлены новые исследовательские материалы по IV уровню ОНР (по Т.Б. Филичевой).
Изменены вопросы и задания к материалу глав, в списки литературы включены новые и дополнительные названия для того, чтобы студенты могли использовать более широкий круг исторических и современных литературных источников.
В словаре рассматриваются понятийно-категориальный аппарат, а также исторический справочный материал о персоналиях в логопедии.
Учебник предназначен студентам дефектологических факультетов (факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов и направлен на совершенствование качества подготовки учителей-логопедов, на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем собраны материалы, позволяющие сделать вывод, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Книга отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия. С выходом учебника и комплекта методических пособий «Логопедия. Методическое наследие»* решаются следующие фундаментальные задачи:
• обеспечение учебного процесса учебниками и методическими материалами, которые не только расширяют круг знаний студентов, но и являются условием для формирования навыков самостоятельной работы;
• совершенствование уровня квалификации преподавателей, способных создавать фундаментальные учебники и учебные пособия.
Все это в целом отвечает задачам модернизации и развития высшей школы.
Материалы учебника представлены в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по данной специальности, учебными планами отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии. При его подготовке учитывалось, что усвоение логопедии предваряется знаниями, полученными студентами при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, комплекса биологических и медицинских научных дисциплин, исходя из которых речь рассматривается под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами этой науки. Также использованы сведения из ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.
Авторы настоящего учебника стремились к тому, чтобы и преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были интегрированные психолого-педагогический и психолингвистический подходы, учитывая при этом, что логопедия является специальной педагогической наукой, которая имеет свой предмет исследования, и не подлежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо других науках.
Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав (21). В разделе I рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь. В каждой главе о нарушениях речи и путях их преодоления даны характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевых нарушений. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы. В учебнике приведены наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.
Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В отдельных главах учебника рассматриваются и вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.
Авторский коллектив выражает надежду, что материалы учебника будут способствовать повышению культуры речи студентов-дефектолов, так как роль современного логопеда чрезвычайно значима в социокультурном совершенствовании речевого развития каждого индивидуума и общества в целом.
Особую благодарность научный редактор выражает людям, способствовавшим качественному улучшению материалов учебника, прежде всего профессору С.Н. Шаховской, доценту Т.В. Тумановой.
Профессор Л.С. Волкова
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ.
|