Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экологическая маркировка как инструмент продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках

Экологическая маркировка – графическое изображение, которое наносится непосредственно на упаковку продукта, является самым распространенным инструментом «зеленого» маркетинга. Основная цель эко-маркировки – идентифицировать экологически приоритетную продукцию.

Сегодняшний отечественный рынок пестрит от изобилия художественных трактовок и авторских видений эко-знака. Всевозможные знаки и надписи – «натуральный продукт», «эко-продукт», «био-продукт», стали чуть ли не обязательным элементом при оформлении упаковки. Чаще всего «зеленые» логотипы маскируются под товарный знак. Такое нанесение можно расценивать как нелегальное только потому, что придуманные предприятием экологические надписи и графические изображения – это ни что иное, как самодекларация. В мировой практике уже сформировался правовой механизм, включающий в себя целую процедуру согласования «зеленого творения» и сертификации товара, им украшаемого, компетентными органами. То есть, любой зелененький кружочек или квадратик на упаковке – это, с одной стороны, фантазия и творчество автора продукта, а с другой – инструмент цивилизованного рынка. Понятие «цивилизованный рынок» отражено в соответствующих документах Всемирной торговой организации (ВТО). Именно там закреплены механизмы которые стимулируют потребителя покупать определенный товар, в том числе и экологические. Экологическая маркировка признана одним из эффективных добровольных инструментов, который стимулирует потребителя покупать экологически приоритетный товар. На цивилизованном рынке этот инструмент закреплен стандартами.



Существует международная организация по стандартизации (ISO), разрабатывающая множество стандартов различного направления. Украинский потребитель уже знаком со стандартами ISO 14001 «Экологический менеджмент» и ISO 9001 «Менеджмент качества». ISO – это международная система защиты множества тысяч стандартов, в том числе стандартов, касающихся экологической маркировки. Если предприятие самостоятельно разработало экологический знак или экологическую приставку к данной продукции, оно должно за свой счет разработать критерии и провести процедуру сертификации данной продукции по данным критериям в органах сертификации. И только после этого организация имеет право на подобную маркировку. Это требование цивилизованного мира.

Безусловно, на сегодняшний день Украина к этому не готова. То есть, процесс самодекларации (так в принципе называется стандарт «Экологическая маркировка как самодекларация» – второй тип экологической маркировки в международной системе стандартизации), как сертификационная система, не развит вообще. Это не государственная «обязаловка», но если маркировка ставится, то государственные службы, которые непосредственно признают стандарт и занимаются потребительской политикой, должны потребовать у производителя, маркирующего продукцию, конкретный сертификат. На этом основании сама организация осуществляет экологическую маркировку.

Играть по правилам в команде, где мало кому эти правила вообще известны, значит заведомо проиграть. Тихонечко поступить «как все» в наше время великих перемен – большой риск для новичка, а тем более организации со стажем и сформировавшимся имиджем. Если сегодня у законодателей до наведения порядка «не доходят руки», то уже завтра нарушители могут профинансировать нововведения в эко-политике государства.

Поэтому более популярный и перспективный способ – ничего не придумывать. Просто украсить упаковку уже утвержденным и признанным знаком не только на национальном рынке. Но и за рубежом. В Украине, например, это национальный знак «Экологически чисто и безопасно» (эмблема «Зеленый журавль»), в Германии – «Blue angel», в странах Скандинавии, Швейцарии и Голландии – «Скандинавский лебедь». Параллельно странами-членами ЕС используется интернациональный «цветок». Все они не просто украшение или дань моде, а безоговорочное подтверждение экологической чистоты и надежности продукта.

Кроме всего прочего, все эти знаки входят в одну глобальную сеть экологического маркирования GEN (Global Ecolabelling Network), что подтверждает их международное признание и авторитетность. Ведь созданная в 1994 г. ассоциация тесно сотрудничает с Комитетом по преодолению барьеров в торговле (ВТО), а одним из ее членов является Комиссия ЕС по вопросам экологической сертификации и маркирования. С 2004 года украинский национальный эко-знак «Экологически чисто и безопасно» официально представляет наше государство в этой системе. Украина в этой сети является пока единственным государством постсоветского пространства.

В 1994 году была создана глобальная сеть экологической маркировки (Global Ecolabelling Network), в которую были включены многие национальные экологические знаки. Тем самым было подтверждено признание этих знаков мировым сообществом. Сейчас сеть объединяет 26 государств и государственных союзов. Единственное представленное в ней государство постсоветского пространства — Украина, чей национальный знак «Зеленый журавль» официально включен в сеть в 2004 году.
Сертификацию на право присвоения такого знака проходят в независимой международной системе сертификации. Сертифицируется весь жизненный цикл продукции и, при оправдании продуктом заявленной экологичности на всех этапах жизненного цикла, в награду, предоставляется право поставить на упаковку национальный экологичный знак. Базовые критерии GEN, на соответствие которым проводится сертификация отдельного вида продукции, аналогичны критериям Швеции, Чехии, Германии, то есть едины на весь мир. Это является очень важным преимуществом при экспорте.


Международно-признаваемый украинский журавлик – отнюдь не роскошь для национального производителя. Стоимость сертификации одного вида продукции варьируется от 500 до 2500 грн. (в зависимости от сложности произведенного цикла, а ткже особенностей самого предприятия). Срок действия права на использование знака – от 1 до 3 лет (в зависимости от категории продукции). Все потому, что сама процедура сертификации не является источником прибыли для организации, ее организовавшей. Ведь речь идет о помощи инициативному производителю, который задумался над тем, как минимизировать негативное воздействие производства и дальнейшее использование выпущенного продукта на здоровье человека и окружающую среду. Миссия же общественной организации – сделать такую продукцию приоритетной на рынке и примером для подражания остальных его субъектов.

 

 

1. Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды, информируют приобретателей о безопасности продукции в целом или ее составных частей для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Такую экологическую маркировку может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Сейчас в мире существует более 30 различных экологических знаков. Вот некоторые из них.

Знак “Белый лебедь” принят в Скандинавии.


Знак “Голубой ангел” – это первый и старейший в мире экологический знак для товаров и услуг, созданный в 1977 г.

 

“Цветок ЕС”(Страны Евросоюза). Европейский Союз разработал собственный экологический знак, который может быть зеленого или голубого цвета.

Познавательно

Европейская маркировка

25.04.2011

Ни для кого не секрет, что в магазине мы нередко играем в игру «Угадай-ка». Мы пытаемся сделать правильный выбор, угадать, какие продукты полезны для нас и нашей семьи, а какие – вредны. Однако в мире уже давным-давно широко применяется способ, облегчающий жизнь покупателя, – маркировка. Здесь мы поговорим о специальных символах-значках (лейблах, графических презентациях и т.п.), являющихся частью маркировки экологических продуктов.

Эти значки у всех на виду, но знают их немногие, особенно в России, поэтому даже продавцы в некоторых магазинах, где предлагаются экологические продукты, часто не могут объяснить их смысл.

Русские покупатели часто не придают большого значения картинкам и знакам на этикетках и упаковке потребительских товаров, а ведь подобные изображения скрывают полезную информацию.

Важно, что значок как часть экологической маркировки предоставляет сведения о продукции, процессе изготовления и переработки и используемого сырья в виде отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

Данный значок может наноситься на продукцию только в том случае, если соблюдены стандарты экологического земледелия. Таким образом, наличие значка, подтверждающего качество продуктов питания, – наиважнейшее отличие экологических продуктов от традиционных. Соблюдение всех стандартов контролируется независимыми органами, и только зарегистрированные производители, которые работают согласно требованиям экологического производства, имеют право использовать значок био-маркировки.

Чтобы убедиться, что знак на этикетках настоящий, важно знать, что био-продукты кроме знака должны содержать на этикетке еще и другие данные, необходимые для маркировки экологических продуктов.

Производители используют экологический значок, так как он выделяет маркируемую продукцию из общего числа продукции; он в сжатой образной форме передает установленную смысловую нагрузку, способствует ее усвоению потребителем, делает экологическую продукцию легкоузнаваемой и запоминающейся. Экологический лейбл способствует тому, что у потребителя такие продукты пользуются доверием.

Некоторые знаки приняты на общенациональном уровне, но встречаются и собственные знаки конкретных союзов. Если продукция реализуется под маркой «экологическая», то производители и перерабатывающие предприятия должны быть сертифицированы по национальной или союзной программе. Эта система предполагает регулярные инспекции и сертификацию, что гарантирует безопасность экологической продукции. Орган сертификации выдает знак – эмблему или логотип организации, удостоверяющие, что продукты сертифицированы согласно инструкциям сертификационной программы.

Национальные экологические лейблы есть во многих странах мира. Лидерами являются страны Евросоюза, США, Канада, Япония, Австралия, но сегодня свои знаки имеют также Таиланд, Тайвань, Индия, Бразилия. Такие единые государственные знаки помогают улучшить сбыт продукции, упорядочить множество знаков, запоминание которых может привести к путанице, и помочь повысить доверие потребителей к био-продуктам.

 

В 2001 году Федеральное министерство по защите прав потребителей, продовольствию и сельскому хозяйству представило национальную маркировку – Bio-Siegel (Экологическая печать), которая обозначает продукты предприятий, придерживающихся требований постановления ЕС.

 

Франция была одной из первых европейских стран, которые ввели национальный знак для экологических продуктов питания – логотип AB, Agriculture Biologique (Экологическая продукция), который сменил частные системы маркировки и является собственностью Министерства сельского хозяйства Франции. Нанесение этого логотипа на товары разрешается после подписания договора с владельцем знака и выполнения всех требований, установленных законодательством ЕС. Знак может также наноситься на био-продукты из других стран при условии выполнения требований французского законодательства к хозяйствам, применяющим экологические методы. Однако продукты растительного происхождения должны быть произведены в Евросоюзе, за исключением экзотических.

 

В Швеции единственная аккредитованная контрольная организация – это KRAV. Ее стандарт более строг, чем предусмотренные европейским законодательством требования. Выдается Шведским Обществом Контроля Сельхозпродукции. Знак встречается и на продуктах, произведенных за пределами Швеции (кофе, чай, фрукты).

 

Первая в мире организация, объединившая ряд хозяйств, – «Soil Association» – была основана в Англии в 40-ые годы и имеет следующий знак.

 

Наиболее известные знаки в Германии – это Bioland, Demeter, Naturland. Причем эти три союза существуют и в других странах, поэтому их знаки качества можно встретить не только на немецкой продукции: «Биопарк» – молодой Союз Восточной части Германии. В Германии работает около 22-х частных инспекционных организаций, десять из них уполномочены инспектировать импортеров. Среди них ABCert, Agreco, BCS, EcoControl, GfRS, IMO, Lacon. Французский закон также допускает существование частных инспекционных и сертификационных компаний (Aclave, Agrocert, Certipaq, ECOCERT Sarl, Qualite France, Ulase). Все вышеперечисленные экологические знаки не следует путать со знаками, которые отражают информацию об экологичности (безвредности для окружающей среды ) товара, процесса или производственной системы. Такие знаки призывают не сорить, не загрязнять окружающую среду, сдавать использованные изделия на вторичную переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы и организации. Они пропагандируют мероприятия по сохранению окружающей среды в целом и ее отдельных объектов, призывают к бережному отношению к окружающей природной среде и ее отдельным объектам, предупреждают о веществах и материалах, опасных для объектов окружающей среды и т.д. Эти знаки подтверждают заботу производителя об экологии. Расскажем о наиболее часто встречающихся на мировом и европейском рынках символах.

 

Широко распространен знак «Зеленая точка» (Der Grune Punkt), используемый в рамках «Дуальной системы» (DSD): вторичная переработка отдельных видов отходов в Германии и во многих других европейских странах уже оплачена производителем. Знак обеспечивает прием маркированного упаковочного материала на вторичную переработку. Знак встречается в черно-белом, зелено-белом и зеленом исполнениях. Часто наносится на экологические товары, но не имеет отношения к экологическому производству. Знак вторичной переработки указывает на то, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала и пригоден для последующей переработки. Сам знак в виде треугольника из трех замкнутых стрелок (внутри – цифра или латинские буквы) означает замкнутый цикл («создание-применение-утилизация»), а надписи определяют материал: 1-19 – пластик, 20-39 – бумага и картон, 40-49 – металл, 50-59 – древесина, 60-69 – ткани и текстиль, 70-79 – стекло. Цифра внутри треугольника указывает на тип пластмассы для удобства ее сортировки. П од знаком может присутствовать буквенный код пластика. Использование данного знака не контролируется никакой организацией.

 

Все чаще встречаются знаки, указывающие на минимизацию воздействия производственных процессов предприятия на окружающую среду.

 

Например, информация по поддержке и пропаганде природоохранных действий, куда относятся призывы беречь природу, помогать природоохранным организациям и т.п.:

 

Или знаки, указывающие на отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя. Чаще они применяются для маркировки аэрозолей, их центральный элемент – изображение земного шара.  

В состав маркировки опасных веществ, материалов и связанных с ними изделий входят отдельные знаки, отражающие опасность предмета для окружающей среды. При этом они регулируются нормативными требованиями по обеспечению безопасного обращения продукции, использования процессов и оказания услуг. Примерами таких знаков могут служить следующие знаки:

Обозначает вещества, которые при транспортировке водным путем представляют опасность для морской флоры и фауны;

 

«Опасно для окружающей среды» используется в рамках законодательства ЕС о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ и препаратов;

 

Знак указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий, свинец.

 

 

Введение

Мы ежедневно сталкиваемся с сотнями знаков – разрешительных, указательных,

дорожных, экологических. Однако если с первыми все понятно, то о смысле последних

знает далеко не каждый. Неблагоприятная экологическая обстановка в городах, ухудшение

окружающей среды заставили людей серьезнее относиться к некоторым вещам,

составляющим понятие ≪условия жизни≫. Это и борьба за снижение количества отходов

производства и потребления, и стремление использовать так называемые экологически

чистые материалы.

Но возникает вопрос: как определить качество товара и его соответствие тем или иным

Что такое «экомаркировка»?

Экологическая маркировка – знак, который можно найти на упаковке товаров, либо

так маркируются учреждения, предоставляющие услуги соответствующие экологическим

требованиям. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу всех

этапов производства и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей

продукции или услуг.

Зачем нужна Экомаркировка?

Цель экологической маркировки – предоставление потребителям доступной

информации, позволяющей сделать выбор в пользу качественного продукта, учитывая

также минимальное негативное воздействие на окружающую среду в процессе его

производства.

Польза Экомаркировки

Экологические этикетки дают информацию о продукции или услугах в отношении их

общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов.

Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе

продукции или услуг, узнать о меньшем воздействии на окружающую среду. Также, когда

покупатель выбирает продукты с эко-знаком, он в прямом смысле воздействует на рынок,

делая его экологическим рынком. Также уменшается потребление энергии, число отходов

и т.п. на произведение продукта.

экологическим нормам? В странах мира применяется особая экологическая маркировка.

Вместо набора цифр и химических формул, которые и на упаковку-то вряд ли поместятся,

придумали маленький лаконичный символ.

В этой книжке представлены наиболее часто используемые в Европе образцы знаков, а

также опыт Беларуси и соседних стран в этой сфере

 

Наиболее популярные в Европе знаки

«Голубой ангел»

Первая страна в Европе и в мире, начавшая использовать экологическую маркировку –

Федеративная Республика Германии, в 1977 году. Этот знак назвали ≪Голубым ангелом≫.

Сейчас в Германии экологическая маркировка очень популярна. В 2004 году

≪Голубым ангелом≫ было помечено более 4500 продуктов. Подробнее о знаке на

http://www.blauer-engel.de.

«Некоторые знаки, помогающие выбрать

Более ответственно

Знак в виде треугольника из трех стрелок, означающих замкнутый цикл (создание –

применение – утилизация), указывает, что данная упаковка пригодна для последующей

переработки. Внутри треугольника обычно одна или две цифры. Они говорят о типе

материала.

Этот знак ставят на упаковке, изготовленной из переработанного материала или

пригодного для переработки. Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять

процент ≪вторичности≫, например: ≪Изготовлено на 95% из переработанного картона≫.

 

http://asdemo.org/ecolabelling/pdf/A5_brosiura_INTERNETUI.pdf

 

На упаковке многих товаров встречаются знаки экологической маркировки. Право использовать их может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции.

Появление экологической маркировки было вызвано усилившимся вниманием людей к проблемам сохранения окружающей среды, их готовностью лично участвовать в этом процессе. Производители, чуткие к любым переменам, стали формировать устойчивый потребительский спрос на экологичные товары — т. е. наименее опасные на протяжении всего своего жизненного цикла для окружающей среды и нашего здоровья. Экологические характеристики процессов производства, продукции и услуг превратились в весьма значимый, а подчас и основной фактор конкурентной борьбы.

Производители получают право наносить на свою продукцию экологические знаки, если она обладает тем или иным экологическим преимуществом над аналогами. В разработке критериев маркировки и подготовке решения о присуждении соответствующего права обычно принимают участие представители министерств по охране окружающей среды, государственных ведомств по стандартизации, деловых кругов, «зеленых» организаций и обществ потребителей.

Система экологической маркировки сложна, а распознавать соответствующие символы на упаковках нас не научили ни школа, ни средства массовой информации. Попытаемся понять, какие экологические символы представляют интерес для нас, потребителей. Общепринятой классификации экологической маркировки не существует. Та классификация, которая предлагается ниже, может считаться лишь самым общим предварительным вариантом.

1.Знаки, указывающие на безопасность изделия в целом. Старейший знак из этой группы, включающей собственные экологические знаки ряда стран и регионов мира, — немецкий «Голубой ангел», появившийся в 1978 году.

2. Знаки, говорящие об экологической безопасности товара по какому-
либо признаку. Такие знаки чаще всего появляются на баллонах различных аэрозолей, не наносящих ущерба озоновому слою.

К этой группе можно отнести и знаки, сообщающие, что сельскохозяйственный продукт был выращен без применения удобрений и пестицидов.

 

3.Знаки, сообщающие, что товар изготовлен из уже переработанного (вторично используемого) сырья. Иногда указывается и процентное содержание в товаре таких материалов.

 

Каждый из нас хочет покупать для себя и своей семьи только полезные, безопасные для здоровья и вкусные продукты. Но, приходя в магазин, мы сталкиваемся с проблемой выбора. Целые ряды разных видов хлеба, колбасы, молока.… Какой продукт среди этого множества товаров лучший?

Конечно, проще всего посмотреть на этикетку. На этикетках многих товаров часто можно увидеть надпись «продукт экологически безопасный», « продукт экологически чистый». Но всегда ли эти слова гарантирует высокое качество продукции?

К сожалению, очень часто безобидные на первый взгляд товары в красочной упаковке содержат в себе угрозу нашему здоровью. Причем эта угроза может не касаться напрямую качества уже готовой продукции - высокое качество конечного продукта может достигаться путем нанесения серьезного вреда окружающей среде и здоровью людей в процессе его производства.

Повышение информированности граждан, безусловно, влияет на рост их требований к качеству товаров. Однако наращивание темпов производства влечет за собой все более серьезную нагрузку на окружающую среду.

В развитых европейских странах люди уже осознали, что залог здоровья и благоприятной среды жизнедеятельности - это чистая окружающая среда, и важнейшим фактором становится экологическая безопасность продукции. Покупатель пытается способствовать улучшению среды обитания через выбор продукции, производство которой наносит минимальный ущерб окружающей среде, а производитель продукции стремится к повышению уровня экологической безопасности своего производства. Потребитель и производитель говорят на одном языке.

С 1 июля 2005 года вступил в действие ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Этот стандарт, в частности, запрещает производителям использовать словосочетание «экологически чистый» в названиях своих товаров. А применять выражения «продукт, выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов, минеральных удобрений». Экологически чистый продукт - это продукт, который не содержит посторонних примесей, в данном случае - веществ, которые могли бы проникнуть в этот продукт из загрязненной среды, из упаковки или же попасть в продукт в процессе его производства. И уж само собой подразумевается, что во всех этих случаях речь идет о веществах, неблагоприятно влияющих на здоровье.

Однако теперь, когда всем известно, что ДДТ был обнаружен в теле пингвинов в Антарктиде, а диоксин содержится в материнском молоке, говорить об абсолютной экологической чистоте продуктов не приходится. Даже если при производстве, например, сельскохозяйственных продуктов не применялись пестициды или даже химические удобрения, с уверенностью говорить об экологической чистоте таких продуктов нельзя: а где гарантия, что в них не попало что-то из воздуха, с грунтовыми или поливными водами?.. Между тем, этикетки товаров пестрят надписями: "экологически чистый продукт"; "продукт произведен в экологически чистом районе"; "без химии" и т. д. Каким же образом обыкновенный потребитель может удостовериться, что покупает продукцию соответствующего уровня экологической безопасности? Поскольку потребители, как правило, не в состоянии самостоятельно оценить товар с позиции экологических требований (в отличие от уровня качества изготовления) то в этом случае они используют информацию, отображенную на различной экологической маркировке ( см. приложение 2 – 7 ).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.