Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Управление качеством продукции

Универсальная схема управления качеством продукции, пред­ложенная проф. А.В.Гличевым, представлена на рис. 1.6(1).


Рис. 1.6 – Схема управления качеством продукции ———— – прямая связь – обратная связь

 

Схема состоит из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:

– станки, машины, другое производственное оборудование;

– профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизи­ческое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

– характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;

– климатическое состояние окружающей среды и произ­водственных помещений;

– интерьер и производственный дизайн;

– характер материальных и моральных стимулов;

– морально-психологический климат в производственном коллективе;

– формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

– состояние социально-материальной среды работающих.

Сущность всякого управления заключается в выработке управ­ляю­щих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объ­екте управления. При управлении качеством продукции непосредст­венными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и проте­кают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.



Основной задачей каждого предприятия (организации) являет­ся качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться про­изводством продукции или услуг, которые:

– отвечают четко определенным потребностям, сфере приме­нения или назначения;

– удовлетворяют требованиям потребителя;

– соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

– отвечают действующему законодательству и другим требо­ваниям общества;

– предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

– направлены на получение прибыли.

Управление качеством продукции должно осуществляться сис­темно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организацион­ную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В последние годы широкое распространение получили стан­дарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 1.6).

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

– улучшение экономического положения предприятия;

– расширение или завоевание новых рынков сбыта;

– достижение технического уровня продукции, превы­шающего уровень ведущих предприятий и фирм;

– ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

– освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

– улучшение важнейших показателей качества продукции;

– снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

– увеличение сроков гарантии на продукцию;

– развитие сервиса.

Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался но­вый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она ха­рактеризуется рядом мо­ментов:

– обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю орга­низационную структуру фирмы;

– новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

– вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструиро­вания, маркетинга и послепродажного обслуживания;

– качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

– повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проек­тирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

– всеобъемлющее повышение качества достигается только заин­тересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Всеобщий контроль качества предполагает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не мо­жет существовать такого понятия, как постоянный уровень качест­ва. Повышение качества должно идти по возрастающей, так как каче­ство – это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80–90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

В условиях острой конкурентной борьбы фирмы смогут успешно развиваться, лишь внедряя системное управление качеством продук­ции. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка.

Системы разработки новых изделий должны содержать три основных положения:

– качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

– планирование научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать про­ектирование вариантов изделия с наи­лучшими характеристиками;

– ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.

Управление качеством продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении. Осуществляют путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на влияющие на него условия и факторы.

Управление качеством продукции начинается с проектирования изделия и осуществляется на всех уровнях управления: государственном, отраслевом, на уровне производственного объединения, предприятия и на уровне производственной линии.

Рассмотрим вопросы управления качеством продукции на уровне производственной линии предприятия, которое включает следующие основные функции:

1. Входной контроль сырья, материалов, полуфабрикатов.

2. Входной контроль комплектующих деталей, изделий.

3. Входной контроль технологической оснастки и инструментов.

4. Наладка и подналадка оборудования технологических операций в соответствии с установленными техническими требованиями к допускам, инструкциями.

5. Статистическое управление и регулирование техпроцесса.

6. Операционный контроль.

7. Приемочный контроль.

8. Метрологическое обеспечение техпроцесса.

9. Систематический анализ брака (по видам дефектов, причинам и т.д.) с целью устранения причин повторяющихся дефектов.

Контрольные приспособления как эффективные средства управ­ления качеством –этостационарные устройства, сочетающие в себе базирующие, зажимные и измерительные элементы и предназначенные для производительного контроля полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий по одному или нескольким параметрам одновременно (рис. 1.7).

Как правило, контрольные приспособления не только определяют основные параметры, но и показывают величину и направление отклонения каждого определяемого параметра в отдельности, что позволяет эффективно использовать их в управлении качеством продукции непосредственно на производственной линии.

К контрольным приспособлениям предъявляют требования:

– соблюдение единства базы измерения с монтажной или технологической базой (зависит от цели контроля и управления);

– обеспечения необходимой точности измерения и стабильности показаний во времени для контролируемых объектов;

– высокая производительность, быстрота установки, измерения, четкость и простота снятия показаний, простота в обращении;

– износостойкость, прочность, надежность и безотказность в работе;

– максимальное применение в конструкции приспособления унифицированных и стандартных деталей.

 


 

 


Рис. 1.7. Назначение контрольных приспособлений


Существуют станочные, наладочные и приемочные контрольные приспособления.

Станочные – осуществляют активный контроль управления качеством продукции в ходе выполнения технологической операции.

Наладочные – предназначены для выборочной проверки нескольких параметров заготовок, полуфабрикатов, деталей и правильной наладки оборудования по показаниям измерительных устройств.

Приемочные – предназначены для сплошной проверки или сортировки готовых деталей и изделий и обладают очень высокой производительностью.

Такие приспособления при помощи измерительных устройств фиксируют факт соблюдения допусков или отклонения от них.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.