Управление маркетингом на предприятии Программа «Профессиональная практика»
Организация практики по специальности
Практика по специальности может проводиться как на государственных предприятиях и организациях, так и в различных коммерческих структурах холдингах: ТОО, АО различных форм собственности. Ответственность за организацию и выполнение программы практики несет руководитель практики. Непосредственное руководство практикой обучающихся по отдельным курсам и разделам программы осуществляется начальниками отделов, ведущими специалистами организаций. В первый день практики обучающийся знакомится с коллективом, совместно с руководителем практики составляется календарно-тематический план применительно к конкретным условиям работы и включает все виды работ, выполняемых отделом, с которым подлежит ознакомиться учащемуся.
В нем указываются рабочие места, содержание работы и сроки выполнения.
Календарно-тематический план после утверждения составляется в двух экземплярах – один экземпляр направляется в колледж, второй остается для работы практиканта.
Обязанности обучающихся:
- соблюдать действующий режим работы предприятия,
- на рабочих местах самостоятельно выполнять порученную работу, отвечать за нее и ее результаты,
- вести дневник по установленной форме, ежедневно представлять его на проверку и подпись руководителю практики,
- представлять в колледж письменный отчет о результатах практики с соответствующими приложениями.
В случае невыполнения программы практики по уважительной причине, обучающиеся направляются на практику повторно в свободное от учебы время.
Требования при прохождении производственной практики
Общий объем часов, выделяемых по типовому учебному плану.
Производственная практика является важной составной частью учебного процесса и предусматривает закрепление и практическое применение полученных учащимися знаний по вопросам маркетинга на предприятии, экономики предприятия, финансового менеджмента, управление персоналом. Важным условием хорошо организованной практики являются инициатива и самостоятельная работа обучающихся.
Целью практики является систематизация, закрепление углубление теоретических знаний, полученных при изучении специальных экономических и технологических дисциплин, приобретение практических навыков по управлению и организации бизнеса. Подготовка обучающихся к самостоятельной работе в качестве маркетолога.
Основные задачи производственной практики:
1) Изучение структуры организации и предприятия, технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;
2) Изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
3) Анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;
4) Изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
5) Оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
6) Изучение механизма формирования затрат, их эффективности ценообразования;
7) Определение финансовых результатов деятельности предприятия;
8) Оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
9) Анализ информационного обеспечения управления организацией и предприятием;
10) Выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
11) Анализ управления с позиций эффективности производства.
Обучающемуся необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм. На заключительном этапе прохождения производственной практики обучающийся должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность, оформить отчет по практике.
Производственная практика предусматривает изучение широкого круга вопросов, охватывающих сферу предпринимательской деятельности, особенности создания, регистрации, лицензирования и ликвидации предприятия, особенностей управления технологическими процессами производственных предприятий. Программа предусматривает изучение принципов организации экономики предприятия, методов планирования и прогнозирования производства, организация труда и управление в условиях рыночных отношений. Это позволит будущим специалистам сформировать теоретические знания и практические навыки в области экономического анализа, понять и проанализировать многие экономические проблемы.
Отчет должен оформляться в соответствии с требованиями – на машинописных листах А4. Таблицы, схемы, диаграммы, различные документы, оформляются на бланках или чистых листах по всем правилам делопроизводства.
Отчет должен содержать:
1. Титульный лист;
2. План;
3. Введение;
4. Содержание отчета;
5. Заключение;
6. Приложения.
К отчету необходимо приложить:
1. Дневник;
2. Рецензию от руководителя практики на отчет;
3. Характеристику от предприятия (организации, компании, фирмы).
Копии следующих документов:
1. Нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предприятия;
2. Устава предприятия;
3. Схемы структуры управления;
4. Штатное расписание;
5. Должностных инструкций;
6. Схемы планировки помещений;
7. Требование техники безопасности;
8. Договора на поставку товаров;
9. Трудового контракта;
10. Баланса;
11. Отчета о финансовых результатах;
12. Бизнес-плана и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
Введение
1. Общая характеристика предприятия (компании, фирмы, организации) и организационная структура управления
2. Управление маркетингом на предприятии
3. Анализ и оценка маркетинговой деятельности предприятия (компании, фирмы, организации)
4. Товароведение на предприятии (в компании, фирме, организации)
Заключение
Приложения
VI. Производственная практика
Общая характеристика предприятия (компании, фирмы, организации) и организационная структура управления
Общие сведения о предприятии, истории образования, географическое положение предприятия, организации, его место в регионе. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих правовую деятельность предприятия, организации (изучение устава, учредительного договора, лицензии), организационно-правовых форм. Миссия и имидж предприятия, организации. Цели и задачи.
Стратегия и практика управления предприятием, организацией. Тип предприятия, уровень специализации, кооперирование и концентрация производств. Ответственность предприятия, организации. Обеспечение безопасности предприятия, организации.
Организационная структура предприятия, организации. Структура и функции аппарата управления. Права, обязанности и полномочия должностных лиц и специалистов. Ответственность. Эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Управление маркетингом на предприятии
Система организации службы маркетинга, задачи службы маркетинга. Маркетинговые исследования рынка и возможностей фирмы. Ассортиментная политика предприятия. Управление качеством продукции. Инновационная политика предприятия. Каналы товародвижения, требования к коммерческим посредникам.
Число уровней канала:
- уровень канала распространения;
- канал нулевого уровня (канал прямого маркетинга);
- одноуровневый канал (включает в себя одного посредника);
- двухуровневый канал (двух посредников);
- трехуровневый канал (трех посредников);
Каналы в сфере услуг (предприятия создают собственные системы распределения, соответствующие особенностям их товаров).
Распространение вертикальных маркетинговых систем (состоит из независимого производителя, оптовых и розничных торговцев).
Договорные ВМС
Распространение многоканальных маркетинговых систем сотрудничества, конфликты и конкуренция каналов распределения.
Планирование продвижения товара на рынке. Стратегия и тактика фирмы в области рекламы и ее эффективность.
- Престижная реклама – для формирования долговременного образа организации
- Реклама марки – для долговременного выделения конкретного марочного товара
- Рубричная реклама – для распространения информации о продаже, услуге или событии
- Реклама продаж – для объявления о продаже по сниженным ценам
- Разъяснительно-пропагандитская реклама – для отстаивания конкретной цели.
Ценовая политика. Факторы, определяющие решения по ценам.
Ценовая политика ценообразование четырех типов рынка:
- Рынок чистой конкуренции (состоит из множества продавцов и покупателей);
- Рынок монополистической конкуренции (из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен);
- Олигополистический рынок (рынок небольшого числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга);
- Рынок чистой монополии (на рынке всего один продавец).
Характеристика конкурентов. Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Система организации службы маркетинга, задачи службы маркетинга. Маркетинговые исследования рынка и возможностей фирмы. Ассортиментная политика предприятия. Управление качеством продукции. Инновационная политика предприятия. Каналы товародвижения и сбыта, роль посредников в товародвижении, требования к торговым посредникам. Планирование продвижения товара на рынке. Стратегия и тактика фирмы в области рекламы и ее эффективность. Ценовая политика. Факторы, определяющие решения по ценам. Характеристика конкурентов. Предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала), функции управленческого персонала.
Планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала), процесс подбора кадров руководителей и специалистов.
Требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требования общей и специальной подготовки. Система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение). Система материального и морального стимулирования. Предложения по повышению эффективности управленческого труда.
Оперативное планирование выпуска продукции (оказания услуг). Календарное планирование. Планирование маркетинга и рекламы (составление бюджета). Планирование реализации (по периодам, по потребителям). Планирование производственной мощности. Планирование материально-технического снабжения. План по труду и зарплате. Планирование себестоимости продукции.
|