Документирование разработки.
Программная документация.
Составление программной документации — очень важный процесс. Стандарт, определяющий процессы жизненного цикла программного обеспечения, даже предусматривает специальный процесс, посвященный указанному вопросу. При этом на
каждый программный продукт должна разрабатываться документация двух типов: для пользователей различных групп и для разработчиков. Отсутствие документации любого типа для конкретного программного продукта недопустимо.
При подготовке документации не следует забывать, что она разрабатывается для того, чтобы ее можно было использовать, и потому она должна содержать все необходимые сведения.
Виды программных документов
К программным относят документы, содержащие сведения, необходимые для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения.
Документирование программного обеспечения осуществляется в соответствии с Единой системой программной документации (ГОСТ 19.ХХХ). Так, ГОСТ 19.101—77 устанавливает виды программных документов для программного обеспечения различных типов. Ниже перечислены основные программные документы по этому стандарту и указано, какую информацию они должны содержать.
Таблица 1. Виды программных документов.
Таблица 1. Виды эксплуатационных документов.
Спецификация должна содержать перечень и краткое описание назначения всех файлов программного обеспечения, в том числе и файлов документации на него, и является обязательной для программных систем, а также их компонентов, имеющих самостоятельное применение.
Ведомость держателей подлинников (код вида документа — 05) должна содержать список предприятий, на которых хранятся подлинники программных документов. Необходимость этого документа определяется на этапе разработки и утверждения
технического задания только для программного обеспечения со сложной архитектурой.
Текст программы (код вида документа — 12) должен содержать текст программы с необходимыми комментариями. Необходимость этого документа определяется на этапе разработки и утверждения технического задания.
Описание программы (код вида документа — 13) должно содержать сведения о логической структуре и функционировании программы.
Программа и методика испытаний (код вида документа — 51) должны содержать требования, подлежащие проверке при испытании программного обеспечения, а также порядок и методы их контроля.
Пояснительная записка (код вида документа — 81) должна содержать информацию о структуре и конкретных компонентах программного обеспечения, в том числе схемы алгоритмов, их общее описание, а также обоснование принятых технических и технико-экономических решений. Составляется на стадии эскизного и технического проектов.
Прочие документы (коды вида документа — 90—99) могут составляться на любых стадиях разработки, т. е. на стадиях эскизного, технического и рабочего проектов.
Техническое задание - является основным документом, определяющим требования и порядок создания автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.
ТЗ на АС содержит следующие разделы:
1) общие сведения;
2) назначение и цели создания (развития) системы;
3) характеристика объектов автоматизации;
4) требования к системе;
5) состав и содержание работ по созданию системы;
6) порядок контроля и приемки системы;
7) требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;
8) требования к документированию;
9) источники разработки.
Пояснительная записка
Пояснительная записка должна содержать всю информацию, необходимую для сопровождения и модификации программного обеспечения: сведения о его структуре и конкретных компонентах, общее описание алгоритмов и их схемы, а также
обоснование принятых технических и технико-экономических решений.
Содержание пояснительной записки по стандарту (ГОСТ 19.404—79) должно включать следующие разделы:
• введение;
• назначение и область применения;
• технические характеристики;
• ожидаемые технико-экономические показатели;
• источники, используемые при разработке.
Эксплуатационные документы.
Ведомость эксплуатационных документов (код вида документа — 20) должна содержать перечень эксплуатационных документов на программу, к которым относятся документы с кодами 30, 31, 32, 33, 34, 35, 46. Необходимость этого документа также
определяется на этапе разработки и утверждения технического задания.
Формуляр (код вида документа — 30) должен содержать основные характеристики программного обеспечения, комплектность и сведения об эксплуатации программы.
Описание применения (код вида документа — 31) должно содержать сведения о назначении программного обеспечения, области применения, применяемых методах, классе решаемых задач, ограничениях для применения, минимальной конфигурации технических средств.
Руководство системного программиста (код вида документа — 32) должно содержать сведения для проверки, обеспечения функционирования и настройки программы на условия конкретного применения.
Руководство программиста (код вида документа — 33) должно содержать сведения для эксплуатации программного обеспечения.
Руководство оператора (код вида документа — 34) должно содержать сведения для обеспечения процедуры общения оператора с вычислительной системой в процессе выполнения программного обеспечения.
Описание языка (код вида документа — 35) должно содержать описание синтаксиса и семантики языка.
Руководство по техническому обслуживанию (код вида документа — 46) должно содержать сведения для применения тестовых и диагностических программ при обслуживании технических средств.
Руководство пользователя
В настоящее время часто используют еще один эксплуатационный документ, в который отчасти входит руководство системного программиста, программиста и оператора. Этот документ называют Руководством пользователя. Появление такого документа явилось следствием широкого распространения персональных компьютеров, работая на которых пользователи совмещают в своем лице трех указанных специалистов.
Составление документации для пользователей имеет свои особенности, связанные с тем, что пользователь, как правило, не является профессионалом в области разработки программного обеспечения.
Рекомендации по написанию Руководством пользователя :
• учитывайте интересы пользователей — руководство должно содержать все инструкции, необходимые пользователю;
• излагайте ясно, используйте короткие предложения;
• избегайте технического жаргона и узкоспециальной терминологии, если все же необходимо использовать некоторые термины, то их следует пояснить;
• будьте точны и рациональны — длинные и запутанные руководства обычно никто не читает, например, лучше привести рисунок формы, чем долго ее описывать.
Руководство пользователя, как правило, содержит следующие разделы:
• общие сведения о программном продукте;
• описание установки;
• описание запуска;
• инструкции по работе (или описание пользовательского интерфейса);
• сообщения пользователю.
Раздел Общие сведения о программе обычно содержит наименование программного продукта, краткое описание его функций, реализованных методов и возможных областей
применения.
Раздел Установка обычно содержит подробное описание действий по установке программного продукта и сообщений, которые при этом могут быть получены.
В разделе Запуск, как правило, описаны действия по запуску программного продукта и сообщений, которые при этом могут быть получены.
Раздел Инструкции по работе обычно содержит описание режимов работы, форматов ввода-вывода информации и возможных настроек.
Раздел Сообщения пользователю должен содержать перечень возможных сообщений, описание их содержания и действий, которые необходимо предпринять по этим сообщениям.
|