Обратная связь
|
Формы собственности на природные объекты. В соответствии с положениями Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ). Все формы собственности признаются и защищаются равным образом (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Статья 36 Конституции России устанавливает, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Об этом же говорится и в статье 209 Гражданского кодекса РФ, в которой еще добавляется, что владение, пользование и распоряжение землей и природными ресурсами – в той мере, в какой их оборот допускается законом, а в ч. 3 статьи 129 устанавливается, что «земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о др. природных ресурсах» (Рубина, Зайцев, 2003).
Таким образом, и Конституция, и Гражданский кодекс определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы.
Право собственности регулируется и другими актами экологического законодательства и представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют условия их приобретения, порядок осуществления владения, пользования и распоряжения ими.
Государственная форма собственности на землю и другие природные ресурсы, хотя и лишилась своего монопольного положения, своей исключительности, все еще является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности, а Российское государство продолжает оставаться крупнейшим собственником природных богатств страны.
Установление принадлежности природных ресурсов осуществляется путем разграничения компетенции, т.е. ведения Российской Федерации.
Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению РФ федеральную государственную собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного экологического развития Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными, водными и др. природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (Рубина, Зайцев, 2003).
Статья 73 определяет, что вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов субъекты Федерации обладают полнотой государственной власти.
Таким образом, в соответствии с Конституцией России Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности. При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и ее субъектами и, в первую очередь, на землю.
Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» 2001 года определяет правовые основы разграничения государственной земельной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность); устанавливает порядок разграни-чения государственной собственности на землю.
В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 17) в федеральной собственности находятся земли, которые признаны таковыми на основании федеральных законов, и право собственности на земли, на которые это право возникло при разграничении государственной собственности на землю. Следовательно, к федеральным относятся земли лесного и водного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, земли обороны, земли промышленности, транспорта, земли населенных пунктов и др.
К землям, на которые распространяется право собственности субъектов РФ, относятся земли в соответствии с Земельным кодексом РФ и законом о разграничении права собственности. Статья 18 Земельного кодекса относит к землям субъектов РФ земли, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, или которые приобретены субъектом Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Статья 4 закона о разграничении государственной собственности на землю определяет, что основанием для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих участков в состав либо земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, либо земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, и др.
В собственность муниципальных образований, в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса, могут безвозмездно передаваться государственные земли для обеспечения развития муниципальных образований. Статья 29 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года подтверждает, что в состав муниципальной собственности входят и муниципальные земли, и другие природные ресурсы.
Муниципальная форма земельной собственности – новая форма собственности для россий-ского законодательства. Она не рассматривается в качестве разновидности государственной, но в то же время закон не относит ее к видам частной собственности.
Право государственной собственности распространяется и на другие природные ресурсы (Рубина, Зайцев, 2003):
- недра - в соответствии с Законом РФ «О недрах» (ст. 1-2);
- лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, – в соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 19). Часть лесного фонда может передаваться в собственность субъектов Федерации;
- на водные объекты - в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 35 – право государственной собственности, ст. 36 – федеральная собственность, ст. 37 – собственность субъектов РФ);
- на животный мир - в соответствии с ФЗ «О животном мире» (ст. 4).
На основании Конституции России и согласно гражданскому и экологическому законодательству право частной собственности распространяется на земельные участки (ст. 15 Земельного кодекса РФ) и то, что расположено на них: обособленные водные объекты или замкнутые водоемы (ст. 40 Водного кодекса РФ) и древесно-кустарниковую растительность (ст. 20 Лесного кодекса РФ).
Содержание права собственности на природные объекты.
Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: право владения, право пользования и право распоряжения. Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним. Различают полное и частичное владение землей и природными объектами. Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования. Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутомусоглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации. Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива. Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными объектами представляет собойюридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами. Иными словами, эксплуатация того или иного природного объекта возможна только на основании статуса владения им. Право пользования землей и природными объектами - еще одно самостоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, извлечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества. Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям. Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами: установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации; государственный контроль за соблюдением установленных правил; уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.
Право распоряжения собственника землей и природными объектами- третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта. Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает: определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения; • указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации). Все природные объекты МОГУТ быть дифференцированы по категориям'. земли подразделены на семь категорий; полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым); водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народно-хозяйственных целей и т. п.
Дифференция природных объектов по категориям представляет собойпервую стадию в процессе распоряжения ими. На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами: предоставление в собственность, аренду и пользование; изъятие природных объектов; обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т. П
|
|