Тема 7: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ООС И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
1. Понятие и сущность ответственности в области ООС и природопользования (эколого-правовая ответственность). Понятие экологического правонарушения.
2. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.
3. Уголовная ответственность за нарушение экологического зак-ства.
4. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение эколог зак-ства.
5. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.
1.
Ответственность за эколог правонарушения – отношения между государством в лице специально уполномоченных органов в области ООС и совершим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания.
Сущность юр отв-сти заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юр отв-сти реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. Такую же роль играет государственная экологическая экспертиза экологическое лицензирование контроль и т.д.
За последние годы среди ученых наметилось стремление понимать юридическую … хорошо как осознание субъектом свое поведение в правовой сфере его последствий социальной значимости. Такой подход послужил основанием для рассмотрения ответственности в аспектах: позитивном (за будущие действия) и ретроспективном (за действия уже совершенные). Это особенно важно для экологических правоотношений. Отв-сть в перспективном плане базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий не связанных с нарушением нормы права.
Ещё одной особенностью является что в результате совершения экологического правонарушения вред причиняется как ОС в целом, экологическому благополучию населения (эколог составляющая), так и конкретным лицам (экономическая составляющая).
Ответственность за эколог правонарушения выполняет ряд основных функций:
1. Превентивная (=предупреждает совершение новый правонарушений).
2. Компенсационная.
3. Воспитательная (стимулирующая).
4. Карательная.
Основанием эколого-правовой отв-сти явля-тся экологическое правонарушение, которое представляет собой виновное противоправное деяние, нарушающее экологическое законодательство и причиняющее или могущее причинить вред ОС, а также жизни и здоровью человека, имуществу физ и юр лиц.
Состав эколог правонарушения:
1. Объект.
Множество подходов.
Отношения по поводу ОС.
2. Объективная сторона.
Формальная конструкция деяние, которое является противоправным.
3 основные/обязательные элементы: противоправное деяние, причинная связь , вред.
3. Субъект.
4. Субъективная сторона.
2.
Административная отв-сть выражается в применении взыскания к физ лицу, совершившему административное парвонарушение, а также к юр лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Составы – гл. 15 КоАП. Ряд составов – в иных главах.
Общий аозраст наступления адм отв – 16, в отд случаях – 16 лет.
3.
С принятием УК в 1999 в зак-ство было впервые введено понятие преступление против экологической безопасности и природной среды, под которым понимается совершенные умышленно или по неосторожности ООД-я, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и др природным объектам.
Причинение ущерба в особо крупном размере.
Загрязнение либо засорение вод , повлекшее заболевание человека.
4))
В соответствии со ст 99 закона об охране окр.среды , привлечение лиц к ответственности за нарушение экологического законодательства не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окр.среде и выполнение мероприятий по ее охране.
Главным принципом возмещения вредя является принцип полноты возмещения вреда, в соответствии с которым лицо обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Анализ экологического и гражданского законодательства позволяет сформулировать специальные принципы возмещения вреда:
1) Принцип признания экологически опасной для окр.среды любой хозяйственной и иной деятельности пока не доказано обратное
2) Принцип допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окр.среды
3) Принцип недопустимости хозяйственной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окр.среды
Условием наступления гражданско-правовой ответственности – противоправное деяние, последствия и причинная связь между противоправным деянием и причиненным вредом.
В соответствии со ст 1 закона об охране окр.среды, экологический вред – вред, причиненный окр.среде а также жизни и здоровью, имуществу граждан, в том числе ип-ей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства.
Вред, причиненный окр.среде проявляется в форме загрязнения окр.среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.
Размер, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окр.среде определены в ст. 101-1 закона об охране окр.среды.
Размер возмещения вреда определяется в соответствии с таксами(как правило указывается в базовых величинах), а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окр.среды с учетом понесенных убытком, в том числе упущенной выгоды.
Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан и юридических лиц – ст 102 закона об охране окр.среды.
Дополнительной мерой административно-правового характера, применяемой к нарушителям требований в области охраны окр.среды - ограничение или приостановление хозяйственной и иной деятельности (ст 100 закона об охране окр.среды)
5))
В соответствии со ст 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством.
Выделяется 3 случая:
o обязательные платежи за природопользование
o возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства
o возмещение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков или ухудшением качества земель
порядок возмещения потерь или убытков определен соответствующими положениями, утвержденными постановлением совмина от 26 марта 2008 года №462.
Тема правовое регулирование использования и охраны земель.
1 земля как объект использования и охраны
2 государственное управление землями
3 правовые формы использования земель
4 правовая охрана земель
1))
Земля как объект правового регулирования представляет собой естественно-природное образование, составную часть окр.среды, является объектом самостоятельного вида природо-ресурсных отношений -земельных отношений, складывающихся по поводу использования и охраны земель. Земля выполняет экологические, экономические и социальные функции с учетом которых осуществляется правовое регулирование.
В соответствии со ст 1 кодекса о земле от 23 июля 2008 года!!!!!, появилось легальное определение земли. Земля – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Одновременно, земля – объект имущественных отношений, которые складываются в гражданском обороте и в которых земля имеет статус недвижимого имущества.
Все земли и земельные участки в РБ распределяются по категориям земель в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.
Категории земель:
1) земли сельскохозяйственного назначения
2) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов
3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения
4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения
5) земли лесного фонда
6) земли водного фонда
7) земли-запасы
перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель при изъятии и предоставлении этих земельных участков; Прекращения права пользования пожизненного наследуемого владения частной собственности и аренды на земельные участки и подача землепользователями заявлений и переводе земель из одной категории в другую.
В соответствии с природно-историческими признаками земель, их состоянием и характером использования, осуществляется их деление на виды, а именно:
· Пахотные земли
· Луговые земли
· Лесные земли
· Земли общего пользования и иные.
Порядок перевода земель их одного вида в другой устанавливается президентом.
2))
Государственное управление землями – урегулированное нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.
Объектом государственного управления – все земли РБ, а поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.
Функции управления земель:
1) Программирование и прогнозирование использования и охраны земель
2) Распределение и перераспределение земель
3) Учет земель и ведение государственного земельного кадастра
4) Землеустройство
5) Мониторинг земель
6) Государственный контроль за использованием и охраной земель
7) Разрешение земельных споров
Управление землями осуществляется соответственно органами общей и специальной компетенции – общей – президент, совет министров и органы местной исполнительной и распорядительной власти, специальной – гос. Комитет по имуществу.
На этот комитет возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, гос. Регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений.
Тема 10: правовое регулирование использования и охраны недр
1. Недра как объект использования и охраны
2. Госуправление недрами
3. Право пользования недрами
4. Правовая охрана недр
Недра являются компонентом ПС, которые выступает объектом самостоятельного вида ЭО – горных. Ст.1 КоН 14.07.2008 недра – часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков. Впервые в КоН закреплено понятие ресурсы недр – полезные ископаемые, подземные пространств и геотермальные ресурсы, промышленное или иное хозиспользование которых технологически возможно и экономически целесообразно.
Полезные ископаемые – содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического или органического происхождения, которые находятся в твёрдом, жидком или газообразном состоянии и химический состав и физвойства которых позволяют осуществлять их промышленное и иное хозиспользование в природном виде или после первичной обработки. Ст.18 ПИ исходя из их физ и технологических свойств:
1. Рудные
2. Нерудные (строительные материалы, драгоценные камни…)
3. Горючие:
- твёрдые
- жидкие
- газообразные
Исходя из экономического назначения:
1. Стратегические
2. Общераспространённые
3. ПИ ограниченного распространения
4. Подземные воды
Подземные пространства – естественные или искусственно созданные полости недр, которые используются/могут быть использованы в целях:
1. Размещения строительства и эксплуатации тоннелей, Подземных транспортных коммуникаций, Хранилищ, Объектов, военной, социальной, инженерной инфраструктуры, здравоохранения, хранения и захоронения отходов
2. Археологических и иных исследований
Геотермальные ресурсы – запасы глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно.
Ст.13 Конституции, ст.5 КоН недра – исключительная собственность государства, которое реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные ГО. Недра не могут быть предметом залога, КП, дарения, наследования, предметом отчуждения в иной форме. Право собственности на добытые природные И принадлежит недрапользователю, осуществившему их добычу на законном основании, если иное не установлено ЗА или концессионным Д.
ОГУ специальной компетенции: МП (Департамент геологии, осуществляющий ГУ в области геологического изучения недр и воспроизводства минеральносырьевой базы), МЧС (Департамент п надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетики). В целях координации деятельности ГО и Г-организаций по обеспечению комплексного использования минеральносырьевых ресурсов, повышения эффективности деятельности по вовлечению в разработку месторождений ПИ, в том числе с привлечением инвестиций, создан Госсовет по вопросам комплексного использования минеральносырьевых ресурсов. Его состав: руководители РОГУ и иных Г-организаций, подчинённых правительству. Для проведения госэкспертизы геологической информации в целях установления достоверности и обоснованности оценки запасов ПИ и геотермальных ресурсов, а также определения пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений Республиканская комиссия по запасам ПИ: должностные лица МП, его территориальных органов и подчинённых организаций, а также других республиканских органов ГУ.
Госучёт пользования недрами и состояния минеральносырьевой базы ведётся в 2 формах:
1. Госкадастр недр ведётся по месторождениям и проявлениям ПИ и ГТР, а также по подземным пространствам, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей ПИ. Его владение осуществляет МП через ДпоГ в формах паспортов, каталогов, регистрационных карт объектов учёта.
2. Госбалансы ПИ и ГТР – форма учёта ПИ и ГТР, выявленных в недрах по состоянию на 1 января каждого года. Это единый банк данных о качестве, количестве и степени изученности запасов каждого вида ПИ, их добыче, потерях изменениях. Ведутся недрапользователями по месторождениям и видам ПИ или ГТР.
Специальному госучёту подлежат минералогические, палеонтологические и другие уникальные геологические материалы. Такой учёт ведётся с целью создания условий для их изучения, детального описания, рационального использования и охраны.
ППН – система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недрапользователей. Недра предоставляются в пользование на срок. Ст.28 КоН ПН осуществляется по следующим видам:
1. Геологическое изучение недр до 5 лет
2. Добыча ПИ до 20 лет
3. Использование подземных пространств на срок, определённый проектной документацией
4. Использование ГТР до 290 лет
Передаче участков недр в концессию до 99 лет.
Срок пользования недрами исчисляется со дня возникновения у Н-П права ПН.
Правовые основания ППН:
1. Акт, удостоверяющий геологический или горный отвод
2. Свидетельство о госрегистрации работ по геологическому изучению недр
3. Концессионный договор
4. Документ, удостоверяющий право землепользователя на ЗУ ст.17 КоН
Право пользования Н возникает во дня госрегистрации геологического или горного отвода, госрегистрации работ по геологическому изучению недр, регистрации концессионного Д. Н-П не вправе передавать предоставленное ему право пользования Н другим лицам. В КоН предусмотрен порядок предоставления геологических (ст.32), горных (ст.33) отводов, перечень документов, которые ЮЛ и ИП подают в местный исполнительный и распорядительный орган. Г-отводы предоставляются на сновании решений МИРО или Президента. В случае, если на Г-отвод претендуют 2 или более субъекта – торги.
Права и обязанности Н-П ст.14-17 КоН
У 3.10.2011 №442
Охрана недр – комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных КоН и иными актами З порядка и условий пользования недрами и предотвращающих нерациональное использование ресурсов недр и вредное воздействие на ОС. Требования по РИН:
1. Соблюдение порядка предоставления участков недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами
2. Обеспечение комплексности и полноты геологического изучения недр и извлечения из них ПИ, использования ГТР
3. Недопущение нерационального, экономически необоснованного выборочного извлечения ПИ
4. Использование соответствующих установленным техническими НПА требований дя разработки месторождений
5. Защита месторождений и др.
Законодательством также предусматривается нормирование в области использования и охраны недр путём установления лимитов добычи ПИ, нормативов допустимых и эксплуатационных потерь ПИ. Гл. 14 КоН основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Также совместным постановлением МП и МЧС 5.07.2007 № 71/64 Правила безовасности и охраны труда при геолого-разведочных работах.
Тема правовое регулирование использования и охраны вод
1) Воды как объект использования и охраны
2) Государственное управление водами
3) Право водопользования
4) Правовая охрана вод
1))
Воды – самостоятельный компонент природной среды.
Ст 1 водного кодекса от 15 июля 1998 года, воды – вся вода, находящееся в водных объектах и недрах. Водный объект представляет собой природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы а также признаки водного режима.
По естественно-физическому состоянию:
· Поверхностные. К ним относятся воды, расположенные на поверхности суши в виде водоемов и водотоков.
· Подземные - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности, в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях.
По происхождению:
· Естественные – созданы природой
· Искусственные – созданы специально человеком
В соответствии со ст 13 конституции, все водные объекты, расположенные на территории РБ, находятся в исключительной собственности государства и составляют водный государственный фонд. Обособленные водные объекты могут быть объектами недвижимости.
В качестве водных ресурсов водное законодательство выделяют запасы поверхностных и подземных вод данной территории. Они могут отличаться по физическим свойствам и по назначению.
2))
Государственное управление по использованию и охране осуществляет президент, сов мин, местные советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы. Специального компетенции - Мин природы, его территориальные органы и иные специально уполномоченные органы гос. Управления.
Мониторинг представляет собой регулярное наблюдение за гидрологическими, гидрохимическими и гидробиологическими показателями состояния вод обеспечивающее сбор, передачу и обработку полученной информации, в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану вод.
Мониторинг поверхностных и подземных вод проводится мин природы и находящимися в его ведении предприятиями. Порядок проведения установлен постановлением сов мина от 28 апреля 2004 года № 482.
В целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования и охраны вод ведется государственный учет вод и их использования.
Учету подлежат все воды, составляющие водный фон РБ, а также использование вод водопользователями для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных и других нужд населения.Государственный учет осуществляет мин природы, его территориальные органы и органы государственного санитарного надзора.
Государственный водный кадастр содержит систематизированные данные о количестве и качестве вод, а также об их использовании. Он основывается на данных государственного учета вод и мониторинга. Ведется мин природы совместно с мин здравом, в порядке определяемым постановлением сов мина от 12 марта 2010 года №345. Данные государственного водного кадастра обновляются мин природы ежегодно до 30 ноября года, следующего за отчетным.
3))
Право водопользования – совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод.
4) В соответствии со ст 20 водного кодекса, водные объекты представляются в пользование для следующих целей:
5) 1) удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других нужд населения.
3) Для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных и иных потребностей
4) Для отведения сточных и иных вод
Водопользование может быть общим и специальным, первичным и вторичным, совместным и обособленным.
Общее – для него не требуется разрешения никакого. Субъект – юридические лица!
Специальное – осуществляется на основании разрешений, осуществляемых мин природы или его территориальными органами.
Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование определен постановлением сов мина от 7 мая 1999 года №669.
Указом президента от 17 ноября 2011 года № 528 установлена что юридические лица и ип осуществляющие деятельность , связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окр.среду, вправе с 1 января 2012 года получать комплексные природоохранные разрешения, а с 1 января 2016 года – осуществляют указанную деятельность только при наличии указанных разрешений. Комплексное природоохранное разрешение – единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование хранения и захранения отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающим нормативы допустимого воздействия на окр.среду в условиях осуществления хозяйственной или иной деятельности.
Такие разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами мин природы.
Решение о предоставлении в обособленное водопользование принимается соответствующие исполнительными и распорядительными органами. В нем указываются цели и основные условия пользования. Право обособленного водопользования удостоверяется гос. Актам.
Первичное – водный объект поступает в пользование от собственника – государства.
Водные объекты предоставляются только во временное природопользование. Краткосрочное – до 5 лет. Долгосрочное – от 5 до 25 лет.
Права и обязанности ст 31 и 32 водного кодекса.
4))
Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, привести к уменьшению рыбных и других ресурсов животного и растительного мира, ухудшению условий существования диких животных и иным неблагоприятным явлениям в следствии изменения физических, химических и биологических показателей качества вод.
Для охраны вод устанавливаются определенные запреты воздействия на воду.
На территориях, прилегающих к водным объектам, устанавливаются водоохранные зоны. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима.
В водоохраной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности. Как например, в границах водоохранных зон запрещается:
1) Применение химических средств защиты растений , внесение минеральных удобрений авиационным методом
2) Рубка леса
3) Мойка транспортных и других технических средств
4) Размещение животноводческих ферм, кладбищ
5) Стоянка механических тс и др.
В границах прибрежных полос действуют запреты и ограничения для водоохранных зон, и также запрещается:
1) Возведение, реконструкция зданий и сооружений
2) Применение всех видов удобрений на расстоянии до 10 метров до берега , выпас сельскохозяйственного скота
Размеры и граница водоохранных зон и прибрежных полос, а также режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются в проектах водоохранных зон и прибрежных полос, разрабатываемых в соответствии с требованиями, установленными мин природы.
Границы этих водоохранных зон и прибрежных полос учитываются при разработке градостроительных объектов и отражаются в земельно-кадастровой документации, лесостроительных материалах а также в документах, удостоверяющих право на земельный участок.
Порядок установления водоохранных зон и прибрежных полос определяется положением сов мина от 21 марта 2006 года № 377.
Тема. Правовое регулирование использования и охраны растительного мира
1) Растительный мир как объект использования и охраны
2) Гос. Управление в области обращения с объектами растительного мира
3) Право пользования объектами растительного мира
4) Правовая охрана и защита растительного мира
1))
В соответствии со ст 1 закона «о растительном мире» от 14 июня 2003 года,
Растительный мир – это совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и насаждений.
Объектами отношений в области обращения с объектами растительного мира являются:
1) Произрастающие дикорастущие растения
2) Изъятые или удаленные дикорастущие растения, их части или продукты жизнедеятельности
3) Производные от дикорастущих растений (дериваты)
4) Ботанические коллекции
5) Среда произрастания
6) Права пользования
Обращение с объектами растительного мира, расположенными в границах земельных участков или водных объектов, не предоставленных юридическим лицам или гражданам, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы, в чем ведении находятся эти земельные участки или водные объекты.
2))
Традиционно – органы общей и специальной компетенции.
Органы общей компетенции – президент, совет министров, местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы
Органы специальной компетенции - Мин природы, министерство лесного хозяйства, ЖКХ и иные органы управления.
Научное обеспечение государственного регулирования и управления в области обращения с объектами растительного мира осуществляет национальная академия наук.
Учет объектов растительного мира ведется с целью учета количественных, качественных и других характеристик объектов растительного мира, объема , характера и режима их использования, а также для осуществления систематического контроля за изменениями вышеуказанных характеристик.
Порядок учета объектов на землях населенных пунктов устанавливается ЖКХ, а на иных землях – мин природы.
Учет осуществляется также в форме государственного кадастра растительного мира. Это систематизированный свод данных о распространении и распределении объектов растительного мира по категориям земель или водных объектов, пользователям, количественной и качественной характеристике объектов растительного мира, их экономическая цель и использование.
Ведение кадастра осуществляет мин. Природы. Нпа, который определяет порядок ведения этого кадастра – положение, утв. Сов мином от 13 декабря 2004 года №1580.
Ведение кадастра включает:
1) Проведение кадастрового учета объектов растительного мира путем проведения планового обследования территории РБ и заполнения по его результатам карточек кадастрового учета объектов растительного мира
2) Ежегодное предоставление отчетной документации кадастра
3) Ведение кадастровых книг
4) Подготовка и опубликование информационных бюллетеней
Мониторинг проводится за состоянием объектов растительного мира, среды их произрастания, оценки и прогноза их изменений. Проводится национальной академией наук. Входит в систему национального мониторинга окр.среды.
Направления мониторинга растительного мира:
· Разнообразие растительного мира
· Популяции видов растений, охраняемых в соответствии с международными договорами а также включенных в красную книгу
· Ресурсы растительного мира
· Популяции видов «вредных» растений
· Насаждения на землях населенных пунктов
· Насаждения, используемые в защитных целях
· Среда произрастания
3))
Под обращением с объектами растительного мира понимается деятельность, связанная с охраной, защитой, воспроизводством, содержанием, изъятием, удалением или пересадкой объектов растительного мира и пользованием ими, а также озеленением.
Ст. 44 закона «о растительном мире» определяются следующие виды пользования объектами растительного мира:
1) Заготовка древесных соков
2) Сбор, заготовка дикорастущих растений, в том числе мха, лишайников и грибов, или их частей и др.
3) Заготовка древесины
4) Сенокошение
5) Пастьба скота
6) Пользование объектов культурного мира в культурно-оздоровительных, рекреационных и др целях
7) Пользование объектов в научно-исследовательских и учебных целях
В законе перечисляются случаи, когда допускается удаление и пересадка объектов растительного мира:
1) Строительство
2) Если объект растительного мира препятствует эксплуатации здания, сооружения, а также использованию земельных участков по целевому назначению
3) Объект растительного мира находится в ненадлежащем, в том числе аварийном состоянии
4) При ликвидации чрезвычайных ситуаций или их последствий
И иные случаи.
Порядок выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку определяется положением, утв. Постановлением сов мина от 25 октября 2011 года №1426.
4))
Охрана – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение пространственной, видовой и популяционной целостности объектов растительного мира, их численности, ресурсного потенциала и продуктивности, предотвращение их повреждения, уничтожения или иного вредного воздействия.
Охрану осуществляют специально уполномоченные органы - мин природы и его территориальные органы, государственная инспекция охраны животного и растительного мира, местные исполнительные и распорядительные органы и сами его пользователи.
Ст 18 - основные направления по охране объектов растительного мира.
Кроме охраны, ещё предусмотрена защита объектов растительного мира. Защита – это комплекс мероприятий, в том числе карантина растений по предупреждению повреждения или уничтожения объектов растительного мира сорняками, вредителями и болезнями.
! Правовой режим ботанических коллекций, порядок их создания и тд определяется законом «о растительном мире» и положением, утв. Постановлением сов мина от 7 июля 2004 года №828.
Тема. Правовое регулирование, использование и охрана лесов
1) Лес как объект использования и охраны
2) Гос управление лесами
3) Право лесопользования
4) Правовая охрана и защита лесов
1))
В литературе сложилось 3 подхода к определению понятия «лес».
1 подход – совокупность древесно-кустарниковой растительности.
2 подход - самостоятельный и воспроизводимый природный объект в виде определенной взаимосвязанной совокупности деревьев, кустарников и других растений, обладающий защитными водоохранными и иными функциями, расположенный на землях для которых установлен определенный правовой режим.
3 подход – совокупность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и оказывающих влияние на окр. природную среду.
Согласно ст. 1 лесного кодекса, лес – совокупность естественной и искусственно собранной древесно-кустарниковой растительности напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и других целях.
Объектами лесных отношений являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда и права пользования ими.
Лесной фонд образует:
· Леса и покрытые ими земли
· Лесные земли, не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления
· Нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства
Лесной фонд в зависимости от экономического и экологического значения, местонахождения делится на группы лесов, а пределах первой группы проводится разграничения по категориям защитности.
2 группы лесов. 1 группа – особо охраняемые природные территории (национальные парки и заказники) и защитные леса (санитарные леса, городские леса). 2 группа - эксплуатационные леса.
Леса – исключительная собственность государства.
От имени государства правом владения, пользования и распоряжения обладают специальные органы.
2))
Гос. управление осуществляет целый комплекс государственных органов - органы общей компетенции и специальной компетенции. К органам специального управления - министерство лесного хозяйства и его территориальные органы, государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте. Министерство природы - как особенность относится к органам общей компетенции.
Гос. учет лесного фонда ведется с целью организации использования, охраны, защиты лесного фонда, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения заинтересованных лиц достоверными сведениями о лесных ресурсах. Одна из форм гос. учета – ведение государственного лесного кадастра, который представляет собой информационную систему, включающую экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде. Порядок ведения лесного кадастра определяется положением, утв. Постановлением сов мина от 12 июля 2001 года №1031.
Все юридические лица, ведущие лесное хозяйство, ведут учет лесного фонда и ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за четным, составляют учетную документацию государственного лесного кадастра по формам и срокам, установленным мин лесного хозяйства. Данная документация сначала направляется для согласования в землеустроительные службы местных исполкомов, районные инспекции природных ресурсов и охраны окр. среды, а потом территориальным органам мин лесного хозяйства, которые осуществляют учет и контроль за достоверностью документации и направляют ее в государственную лесоустроительную организацию мин лесного хозяйства.
Порядок мониторинга леса определен положением, утв. Постановлением со мина от 15 августа 2007 года №1036. Организацию проведения мониторинга осуществляет мин лесного хозяйства.
Направления мониторинга:
o Общее состояние лесов в том числе под воздействием загрязнения атмосферного воздуха
o Состояние лесов под воздействием вредных насекомых и болезней
o Состояние лесов под воздействием мелиоративных работ
o Состояние и динамика лесных экосистем на избыточно-увлажненных землях
Наблюдение может осуществляться и по другим направлениям.
3))
Ст. 36 лесного кодекса предусматривает следующие виды лесопользования:
Заготовка древесины
|