ПРИМЕРЫ ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ С ФФН И ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Диктант ученика 1 к л. Димы М. (логопедическое заключение: ФФН — в конце первого года обучения), в произношении которого наблюдались такие недостатки: замены и смешения различных звуков: р-л, ц-с, ц-ч, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных:
Солнче свтит ярче. Бигут и журчат веселые ручи. Укрылъца большие ружъи. На ветках надулис почки. На лужайках зеленая това. Сережа и Валела собирают первые цеты. Засвила душистая черемуха. Птицы не чебечат в чаче деревяв.
Чисилъчик, цасовчик, стеколщк.
Диктант ученицы 2 к л. Юли Б. с фонематическим недоразвитием:
Дети гуляли в рощи. Женя и Шаша рвали щавель. На улисе журчат ручейки. Скоро прилетят гражи и сварсы. Птиси несебечут втяче. У Ворели собака и авса.
Необходимо знать, что ошибки в письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении. В одних случаях наблюдается прямая зависимость: в письме заменяется та буква, соответствующий звук которой дефектен в произношении; в других случаях такой прямой зависимости нет. Нередко звуки, правильно произносимые, записываются не соответствующей им буквой. Например, правильно произносимый звук цна письме может заменяться буквами чи с; в произношении звук чзаменяется звуком ц, а в письме буква чзаменяется не только буквой ц, но и буквами с, ш, т.
Данные примеры доказывают общую закономерность нарушений письменной речи: неправильное произношение одного звука может проявляться на письме множественными заменами, которые обусловлены тем, что дефектный звук оказывается часто по ряду признаков недостаточно противопоставленным другим звукам, близким по акустическим и артикуляционным свойствам.
Таким образом, в письменных работах всех детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием, как видно из приведенных примеров, независимо от степени овладения ими соответствующим навыком, имеются специфические (в специальной литературе они часто называются дисграфическими) ошибки на замену и смешение согласных букв, соответствующих оппозиционным звукам, что является следствием недостаточного усвоения системы признаков, необходимых для различения звуков, сходных по акустике и артикуляции.
Наряду со специфическими ошибками наблюдаются и такие, как пропуски букв, добавления, перестановки, замены букв по графическому сходству. Например: иглки — иголки, дврь — дверь, слтел — слетел, шбчет — щебечет, скврцы — скворцы; хаад — халат, земяной — земляной, крыца, кыльцо — крыльцо, сестица — сестрица, расцева — расцвела; на трав — на траве, ткчих — ткачиха, дрожи — дрожит, с наступление — с наступлением, тиканъ — ткань, карановщик — крановщик; ктачиха, качиха, такчиха, татчиха — ткачиха, пратниха — портниха.
Ошибки на правила правописания у детей с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием являются более распространенными и более стойкими, чем у учащихся с нормальным речевым развитием. Если ученик плохо различает мягкие и твердые согласные, то он испытывает затруднения в усвоении правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласными; ошибки на правописание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова объясняются тем, что ребенок слабо различает и противопоставляет эти согласные даже в тех случаях, когда звук стоит в сильной позиции, т.е. перед гласной.
Наличие специфических ошибок (замены и смягчения согласных букв) при письме у детей, не имеющих ярко выраженных дефектов произношения звуков, говорит о том, что фонематические затруднения являются более стойкими по сравнению с произносительными.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда — и на понимание прочитанного. Дети с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным, угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок.
К числу наиболее специфических ошибок в чтении (как и письме) можно отнести замену одних букв другими. В основном буквы заменяются тогда, когда соответствующие им звуки совсем не произносятся или произносятся неправильно. Иногда заменяются буквы, которые обозначают и правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер: при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Так, вместо слова «береза» ученик может прочитать «пелеса», вместо «белочка» — «белочики», вместо «кругом» — «круком», вместо «крыльцом» — «крыречком».
Характерны «застревания» на какой-то букве, слоге, слове, неоднократное повторение их в процессе чтения, перебор и т.д., недостаточное узнавание слова при вторичном его чтении, что приводит к угадывающему чтению, к замене одного слова другим. Например, вместо слова «слон» читают «стол», вместо «машинист» — «машина» и т.д.
Как известно, на первых порах обучения чтению решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, а в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового образа слогов, целых слов, а иногда и фраз, сложившихся уже в процессе устного общения. Ребенок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает читаемое. Если у ребенка нет четких представлений о звуковом составе слова, о том, из каких звуковых элементов состоит слог или слово, у него с трудом формируются обобщенные звуко-слоговые образы. Вследствие этого он не может объединить звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными, более легкими слогами и узнать их.
Для правильного зрительного восприятия или узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы их звуковой состав был четко усвоен ребенком, и чтобы он умел правильно произносить каждый входящий в него звук.
Чтение детей с ФФН и фонематическим недоразвитием характеризуется также замедленным темпом, так как они часто «застревают» на чтении отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком и осмыслить читаемое.
Таким образом, затруднения и ошибки при чтении у детей с ФФН и фонематическим недоразвитием речи объясняются недостатками произношения и различения оппозиционных звуков, недостаточным овладением звуковым составом слова, неполноценностью звукового анализа и синтеза.
II уровень— нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием как звуковой стороны речи, так и смысловой (ОНР). В связи с этим у детей с ОНР в письменных работах наряду с ошибками, отражающими несформированность звуковой стороны речи, отмечаются ошибки, связанные с несформированностью лексико-грамматических средств языка, а именно:
1). ошибки в предложно-падежном управлении;
2). ошибки в согласовании имен существительных и прилагательных, глаголов, числительных и т.д.;
3). раздельное написание приставок и слитное написание предлогов;
4). различные деформации структуры предложения: нарушение порядка слов, пропуск одного или нескольких слов (в том числе главных членов предложения); пропуск предлогов; слитное написание 2—3 слов; неправильное определение границ предложений и т.д.;
5). различные деформации слого-буквенного состава слова («разорванные» слова, пропуски и недописывание слогов и т.д.).
В письменных работах детей могут встречаться также графические ошибки, недописывание отдельных элементов или лишние элементы букв, пространственное расположение отдельных элементов букв (и—у, п—т, л—м, б—д, ш—щ).
Все перечисленные ошибки, связанные с недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи, проявляются у детей с ОНР на фоне большого количества разнообразных орфографических ошибок, обусловленных недостаточной сформированностью представлений у детей как о звуковом составе слова (правописание звонких и глухих, мягких и твердых согласных; правописание мягкого и твердого знаков и т.д.), так и о морфологическом составе слова (правописание безударных гласных, правописание падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, окончаний глаголов; правописание суффиксов и приставок и т.д.). Характерны и ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью синтаксических обобщений.
Самостоятельные письменные работы учащихся с ОНР (изложение, сочинение) имеют ряд специфических особенностей, касающихся как построения текста (недостаточная связность, последовательность и логичность изложения), так и недостаточно адекватного использования лексических, грамматических и синтаксических средств языка.
Часто встречается неправильное написание падежных окончаний. Например: девочка вместо «девочку», зайком вместо «зайкой», курицам вместо «курицей» и т.д. Обычно таких грубых ошибок в падежных окончаниях у детей с нормальным речевым развитием не наблюдается. Они допускают ошибки лишь в том случае, если в окончании есть безударная сомнительная гласная: на стули, по дороги, из речке и т.д. Подобного рода ошибки отмечаются и в письме детей с общим недоразвитием речи, но в гораздо большем количестве.
К проявлениям аграмматизма можно отнести и синтаксические ошибки, связанные с неумением самостоятельно выделить законченную мысль в предложении. Дети с общим недоразвитием речи могут написать слитно несколько предложений, не связанных между собой, или, наоборот, разделить предложения на части, которые не являются завершенными ни в смысловом, ни в грамматическом отношении (На дворе. Лужи).
В письменных работах детей с общим недоразвитием речи можно встретить также ошибки на правила правописания звонких и глухих согласных в конце и середине слова и на правописание безударных гласных.
Подбор родственных слов у детей с речевым недоразвитием затруднен из-за ограниченности и статичности словарного запаса. Они с большим трудом находят форму слова, которая является проверочной, а иногда и вовсе не находят ее. Трудность усвоения данных правил усугубляется еще и тем, что при подборе однокоренных слов ребенок должен уметь подмечать сходство значений, а это возможно лишь при наличии устойчивого звукового представления о словах.
Р.Е. Левина, изучавшая недостатки письма у детей с общим недоразвитием речи, указывает, что «грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его изучения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте... У детей с недоразвитой речью опыт речевого общения слишком беден, а нечеткое различение многих фонем (в том числе и гласных) еще более затрудняет образование тех обобщений, которые подготавливают ребенка к грамотному письму».
Таким образом, письменные работы этой группы детей изобилуют разнообразными ошибками: специфическими, орфографическими и синтаксическими. Причем специфических ошибок у детей с общим недоразвитием речи значительно больше, чем у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном неверное, побуквенное, угадывающее, с частой заменой одного слова другим. У них наблюдаются те же затруднения в технике чтения, что и у учащихся с фонематическим недоразвитием, но есть и ошибки, обусловленные недостаточным развитием лексико-грамматических средств языка.
Довольно часто встречаются ошибки, связанные с недостаточным различением форм слова, его основы и окончания, суффикса и приставки, отсюда — замена слов, имеющих схожий по звуковому составу (или общий) корень, но отличающихся по другим морфологическим элементам (вместо набрели читают набрали, опустил — пустил, собрались — добрались). Наибольшее количество ошибок на неправильное чтение окончания (днем — дней, деревьев — деревья). Основная причина — отсутствие у детей четкого морфемного образа слова. В процессе зрительного восприятия у них возникает догадка, в основе которой лежат некоторые признаки буквенного сходства слов, хотя по структуре, форме, грамматическому значению эти слова резко отличаются друг от друга.
Если морфемный образ недостаточно точен, то в процессе чтения наблюдается обилие специфических ошибок, связанных с тем, что при сличении возникшей у ребенка догадки с графическим начертанием слова не происходит опоры на его морфемное восприятие. Такие ошибки весьма устойчивы и встречаются нередко и после того, как первоначальные затруднения в овладении техникой чтения дети уже преодолели.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается и недостаточно полное понимание прочитанного, поскольку для понимания содержания необходимы, прежде всего, определенный запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. У детей с общим недоразвитием речи эти предпосылки для формирования правильного понимания прочитанного не сформированы. Например, ученик 2 класса с ОНР, читая рассказ «Как делают гнезда», выделил сам как недостаточно знакомые такие слова и словосочетания: рыхлые, нехитрая постройка, в укромном местечке, неровность, реденькая травка. Поэтому многое из содержания текста осталось для него непонятным. Он уловил лишь общий смысл рассказа, пересказ прочитанного оказался неполным, недостаточно точным из-за неправильного осмысления отдельных слов и связи между ними. Вот какие объяснения он давал некоторым из указанных выше слов: реденькая травка — «это маленькая травка»; нехитрая постройка — «это значит построить такой дом»; неровность — «это стена такая круглая».
Наличие в тексте относительных и указательных слов, местоимений, наречий, предлогов и союзов затрудняет понимание межфразовой связи. Особенно трудны для понимания детям с общим недоразвитием речи метафоры и сравнения.
ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте основные проявления фонетического дефекта у учащихся начальных классов.
2. Каковы основные проявления фонетико-фонематического недоразвития?
3. Перечислите основные недостатки произношения у детей с ФФН?
4. Как проявляется недоразвитие фонематических процессов у детей с ФФН?
5. В чем проявляется общее недоразвитие речи у учащихся начальных классов?
6. Дайте количественную и качественную характеристику дефектов произношения детей с ОНР.
7. Охарактеризуйте особенности недоразвития фонематических процессов у детей с ОНР.
8. Каков словарный запас детей с ОНР?
9. Перечислите основные особенности грамматического строя речи детей с ОНР.
10. Какова связная речь детей с ОНР?
11. Объясните, что общего между двумя формами речи — устной и письменной — ив чем их различие.
12. Охарактеризуйте ошибки письменной речи, которые называются «специфическими».
13. Как проявляются на письме фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие?
14. Что общего в специфических ошибках письма учащихся начальных классов с ФФН и ОНР и в чем их различие?
15. Охарактеризуйте особенности чтения детей с ФФН.
16. Каковы особенности чтения учащихся начальных классов с ОНР?
|