Тема 2. Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений
План.
1. Понятие экологических прав граждан. Состояние правового регулирования экологических прав граждан по российскому законодательству.
2. Права граждан на благоприятную окружающую среду и гарантии его реализации.
3. Иные экологические права граждан.
4. Экологические обязанности граждан.
5. Общественные экологические объединения: понятие, порядок создания, полномочия.
ВОПРОС 1.
Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном экологическом праве. В последние годы, несмотря на невысокую в целом результативность природоохранной деятельности, в России все же наметился поворот к организации правовой системы защиты экологических прав граждан. Начало было положено Законом "Об охране окружающей природной среды", ряд статей которого закрепили нормы о праве граждан на благоприятную окружающую природную среду, о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды и другие (ст.11-14, 39, 41, 89-91). В 1993 г при принятии новой Конституции РФ экологические права граждан как особая разновидность прав человека получили конституционное признание (ст. 42). Впоследствии положения Закона и конституции были развиты в ФЗ "Об экологической экспертизе" (гл. 4), ФЗ "Об использовании атомной энергии" (гл. 3), ФЗ "О радиационной безопасности населения" (ст. ) и других.
В настоящее время в науке экологического права не сложилось единых подходов к определению понятия экологических прав как особого вида прав человека. Соответственно по-разному определяется перечень таких прав. Можно выделить две позиции. Согласно первой, эквивалентом экологических прав является право на благоприятную окружающую природную среду, соответственно, круг субъектов экологических прав ограничивается только гражданами, включая группы граждан и население какой-либо территории. В соответствии со вторых подходом, под экологическими правами понимается весь конгломерат полномочий, прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Субъектами прав в этом случае выступают не только граждане и общественные объединения, но и противостоящие субъекты – предпринимательский сектор и государство. Для такого подхода типисчно очень широкое понимание прав граждан экологического характера, к которым относят даже право на участие в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных мероприятиях, на использование животного мира и других природных ресурсов для предпринимательских целей.
Первая позиция представляется более верной. Экологические права имеют, в отличие от прав природопользования, внеэкономический характер. Движущей силой, мотивом, конечной и единственной целью при этом является сохранение качества окружающей природной среды и ее компонентов. Конечно, предпринимательские структуры также заинтересованы в сохранении окружающей природной среды, однако их интерес не простирается дальше поддержания нормального состояния природного объекта с точки зрения его выгодной, эффективной эксплуатации. Иными словами, сохранение природы для предпринимателя – лишь средство (способ) достижения желаемого результата – получения прибыли.
ВОПРОС 2.
Право на благоприятную окружающую природную среду образует своеобразное ядро всей системы экологических прав граждан и соотносится с ними как цель и средства ее достижения. Иные экологические права служат гарантиями его реализации.
Значительную сложность представляет определение содержания и границ права на благоприятную окружающую природную среду. В соответствии со ст. 11 Закона "Об охране окружающей природной среды" это право рассматривается как право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, т. е. благоприятная окружающая природная среда – это среда, безопасная для здоровья человека. При этом, по-видимому, безопасное качество среды должно определяться не столько с точки зрения фактического отсутствия заболеваний у конкретных граждан, сколько с позиции соответствия ее характеристик установленным экологическим нормативам. Ведь именно экологические нормативы определяют качество окружающей природной среды (См. тему "Экологическое нормирование).
В литературе высказывается мнение, что данного критерия благоприятности окружающей природной среды недостаточно. Она должна определяться и другими признаками, такими как ресурсоемкость, экологическая устойчивость, эстетичность и биологическое разнообразие.
К сожалению, существующая в настоящее время система экологического нормирования не содержит достаточных с точки зрения гражданского процесса показателей, по которым во всех случаях можно было бы судить о факте нарушения права на благоприятную окружающую природную среду. Поэтому для более эффективной защиты следует признать, что нарушение любых требований норм экологического законодательства, а не только экологических нормативов, означает нарушение права граждан на благоприятную окружающую природную среду. В противном случае многие требования, носящие превентивный, предупредительный характер, могут остаться нереализованными. Например, действующее законодательство требует проведения государственной экологической экспертизы до начала реализации проекта строительства хозяйственного объекта, иной хозяйственной деятельности. Соответственно, решение государственных органов, разрешающих такую деятельность, не может быть принято без положительного экспертного заключения. Гражданам предоставлено право обжаловать незаконное решение. При этом они должны доказать, что этим решением нарушено их право на благоприятную окружающую природную среду, это невозможно сделать, если не рассматривать данное право в указанном выше смысле.
ВОПРОС 3.
Как было сказано выше, иные экологические права граждан представляют собой ни что иное, как гарантии права на благоприятную окружающую природную среду. К ним относятся:
1) право создавать общественные экологические объединения, вступать в члены таких объединений;
2) право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, петициях по экологическим вопросам;
3) право на участие в референдумах по экологически значимым проблемам;
4) право на получение своевременной, полной и достоверной экологической информации;
5) право принимать участие в процедуре оценки воздействия на на окружающую среду;
6) право принимать участие в государственной экологической экспертизе, знакомиться с ее заключением, инициировать проведение общественной экологической экспертизы;
7) право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлениями, письмами, жалобами по вопросам охраны окружающей природной среды;
8) право требовать в административном или судебном порядке отмены незаконных решения государственных органов и органов местного самоуправления о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, иных решений, нарушающих права граждан;
9) право требовать в судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения экологически вредной деятельности;
10) право требовать возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.
ВОПРОС 4.
Инструментами обеспечения нормальной жизнедеятельности индивидов и общества служат не только субъективные экологические права, но обязанности. В ст. 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять окружающую природную среду и бережно относиться к природным богатствам. Данную обязанность можно рассматривать и как правовую, и как моральную.
Конституционная обязанность конкретизируется в иных нормативно-правовых актах. Статья 12 Закона "Об охране окружающей природной среды" определяет, что граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.
Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
К числу целей создания общественных экологических объдинений можно отнести охрану здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности, подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катасроф, оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий, защиту животных, охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие.
Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции. В регистрации может быть отказано, если: а) устав объединения противоречит законам РФ, б) не представлен полный перечень учредительных документов или они ненадлежащим образом оформлены, в) на территории, в пределах которой собирается действовать объединение, ранее зарегистрировано общественное экологическое объединение с таким же названием. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.
Общественное объединение может функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица.
Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.
Общественные экологические объединения имеют право:
разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
требовать назначения государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
требовать предоставления своевременной достоверной и полной экологической информации;
организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
Контрольные вопросы:
1. Назовите законодательные акты, закрепляющие экологические права граждан?
2. Каково соотношение понятий "окружающая среда", "окружающая природная среда", "среда жизнедеятельности", "среда обитания"?
3. Какая окружающая природная среда является благоприятной?
4. Каковы гарантии права граждан на благоприятную окружающую природную среду?
5. Какие сведения можно отнести к экологической информации?
6. Каков порядок получения экологической информации? В какие сроки она должна быть предоставлена?
7. Обязаны ли предоставлять информацию гражданам коммерческие и некоммерческие организации?
8. В каком порядке можно обжаловать решения государственных органов о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов? Отказ в предоставлении экологической информации?
9. Каков порядок проведения собраний, митингов, демонстраций по экологическим вопросам?
10.Каков порядок проведения референдумов по экологическим вопросам?
11.Можно ли потребовать возмещения морального вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей природной среды?
12.Каков порядок создания общественных экологических объединений?
13.Какими правами обладают общественные экологические объединения?
Задачи.
№ 1.
В 1990 году в результате городского референдума было прекращено строительство Воронежской атомной станции теплоснабжения (ВАСТ), готовой уже на 80%. Жители города проголосовали за альтернативный вариант - строительство дополнительной ТЭЦ. Однако за 8 лет новая ТЭЦ не была построена, 173 котельных из 429 действующих пришли в аварийное состояние, дефицит тепла стал серьезной проблемой для развития производственной и жилой инфраструктуры города.
В связи с этим на совместном заседании Воронежской областной Думы и муниципального совета г. Воронежа был поставлен вопрос о завершении строительства ВАСТ. Депутатам было представлено заключение независимой экспертизы специалистов из 14 стран, проведенной под эгидой МАГАТЭ, которое подтвердило высокий уровень безопасности атомного реактора станции. Положительное заключение получено и от экспертов Российской академии наук. Вновь проведена общественная экологическая экспертиза, также одобрившая проект. Возник вопрос, как быть с тем, что результаты городского референдума 1991 года запрещают возвращаться к строительству ВАСТ.
Решите дело.
№ 2.
По инициативе ученых, общественных организаций и жителей города решением городской Думы был назначен референдум, касающийся вопроса создания промышленной базы ликвидации и утилизации твердотопливных ракет стратегического назначения. Обеспокоенность населения вызвало то, что на указанной базе было намечено разместить оборудование и произвести отработку американских технологий, на прошедших промышленного испытания даже в США.
Центризбирком России высказался о неправомочности проведения референдума по этому вопросу. Затем в районный суд гражданин П. Подал жалобу о признании решения Думы незаконным. Суд, считая, что решение противоречит ст.71 и 72 Конституции РФ, федеральным законам "Об основных гарантиях избирательны прав и прав на участие в референдумах граждан РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также международному договору между СССР и США "О сокращении и ограничении стратегических и наступательных вооружений", удовлетворил жалобу гражданина П.
Городская общественная экологическая организация обжаловала решение районного суда в областной суд, мотивируя тем, что оно противоречит ст.3 Конституции РФ, а договор, на который ссылается суд, не ратифицирован.
Какое решение должен принять областной суд?
№ 3.
В 1995 году семья Н. из Челябинской области предъявило к ПО "Маяк" иск о возмещении морального вреда. У них родился ребенок с врожденной паталогией, и Н. связывали это с выбросами радиоактивных отходов, происходившими по вине этого предприятия в 1949 - 1952, 1957 и 1967 годах. Заключение экспертизы, проведенной Институтом общей генетики, подтвердило связь между радиоактивными выбросами многолетней давности и патологией у новорожденного. Защита доказывала, что поскольку человек и его права - высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ) и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 Конституции РФ), ребенок Н. с момента рождения имеет право на возмещение вреда, т.к. в момент его рождения действовали Основы гражданского законодательства РФ и Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".
Какое решение должен принять суд?
№ 4.
Общественная организация "Союз экологов" Республики Башкортостан обратилась к межрайонному прокурору с просьбой предоставить информацию о результатах прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в городе Б. Прокурор отказал предоставить эту информацию. Отказ прокурора был обжалован в городской суд, который вынес определение об отказе в рассмотрении жалобы за неподведомственностью.
Оцените законность определения суда.
Составьте жалобу об отказе в предоставлении информации, мотивируя ее ссылками на законодательство.
Нормативные акты:
Конституция РФ.
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме" от 19.09.97 // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339
ФЗ "О радиационной безопасности населения" от 09.01.96 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141
ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609
Градостроительный кодекс РФ от 7.05.98 // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069
Указ Президента РФ "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" от 25.05.92 № 524 // ВВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1216
Указ Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31.12.93 № 2334 // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74
Указ Президиума ВС СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12.04.68 (ред. от 02.02.88) // ВВС СССР 1968 № 17 Ст. 144; 1988. № 11. Ст. 192
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 (ред. от 14.12.95) // ВВС РФ. 1995. № 19. Ст. 685; № 15. Ст. 4970
Закон РФ "Об общественных объединениях" от 19.05.95 (ред. от 19.07.98) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1998. № 151. Ст.3608
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 // ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 1318
ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.96 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145
Указ Президиума ВС СССР "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями, организациями копий документов, касающихся прав граждан" от 04.08.83 // ВВС СССР. 1983. № 32. Ст. 4924.
Дополнительная литература:
Боголюбов С.А. Право на благоприятную среду // Право и экономика. 1994. № 26
Бринчук М.М. Экологические права граждан: условия и гарантии реализации // В кн. Социальное государство и защита прав человека / под ред. Лукашевой Е.А. М., 1994.
Васильева М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право. 1999. № 8
Васильева М.И. Юридические аспекты участия граждан в охране окружающей среды (материалы конференции) // Государство и право. 1995. № 5
Клюканова Л.Г. Право человека на безопасную окружающую среду в системе основных конституционных норм // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. № 3
Красавчикова Л.О. Право на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовой аспект) // Российский юридический журнал. 1993. № 2
Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право. 1996. № 2
Риб Г.В. Экологическая безопасность: правовой аспект // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1996. № 1
Шемишученко Г.А. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право. 1993. № 10
Референдумы по экологически значимым
|