Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Образование глаголов совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам или по результатам выполненного действия.

Рисует – нарисовал; лепит – слепил; пишет – написал; ест –съел.

 

6. “Кто самый внимательный”.

Логопед предлагает детям внимательно слушать и хлопать в ладоши только тогда, когда дети услышат часть слова “на” (вы, по). Логопед называет слова: наливает, поливает, заливает, переливает, отливает, доливает, подливает и т.д.

Затем логопед предлагает детям исправить ошибки, потому что части слова по, на, вы и т.д. перепутались между собой.

– Мама поливает суп.

– Садовник выливает клумбу.

– Паша поливает молоко.

– Дворник выливает улицу.

Дети проговаривают предложения, правильно называя действия и выделяя интонационно первую часть слова.

Составление предложений по картинкам.

У детей на столах лежат пары картинок: врач – лекарство, шофёр – канистра, Маша – сок, дедушка – чай, садовник – цветы, папа – вода. Логопед дает детям инструкцию:

– У вас на столах конверты с картинками. На счет “раз” возьмите конверт. На счет “два” достаньте картинки и положите перед собой. На счет “три” составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов – действий: наливает, поливает, выливает.

Дети составляют предложения типа: Маша наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство и т.д.

8. Для закрепления данной темы логопед использует стихотворения:

 

Мы знаем, что птицы летают, Что бегают звери порой, Что ползают змеи, мы знаем, И плавают рыбки гурьбой. Они могут к нам приближаться, А могут от нас удаляться. Ты должен узнать, без сомненья, Где приближенье, а где удаление. Птицы улетают, Рыбы … уплывают, Звери … убегают, Змеи … уползают. Птицы … прилетают, Рыбы … приплывают, Звери … прибегают, Змеи … приползают.

 



К дому подъезжают, От дома … отъезжают, Яму … объезжают, А с горы … съезжают. В окошко любим мы смотреть. Картинку стоит … рассмотреть. Кино хотим мы … досмотреть. Опасность же – предусмотреть.

 

 

* СОГЛАСОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В РОДЕ.

1. Сказка “Жадный медвежонок”

Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «мой!», «моя!», «Моё!».

Шёл он однажды по лесу. Навстречу ему ёжик бежит, на спине гриб несёт. «мой!» - заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «бедная моя лапа!» - зарычал он.

Прихрамывая, побрёл медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несёт. «Моя!» - закричал медвежонок и отобрал у белочки корзинку.

Дальше идёт медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «моё!» - свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он всё ходил по лесу и кричал: «мой!», «моя!», «моё!».

 

После рассказа и показа этой сказки логопед (или воспитатель) спрашивает у детей: «Как вы думаете, о чём медвежонок мог кричать «мой!», «моя!», «моё!».

Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

 

2. “Помоги Мальвине и Буратино”

В гости к детям пришли Мальвина и Буратино (куклы или дети из другой группы). Они принесли целую картину вещей (вещи Мальвины и Буратино перепутались).

– Ребята, давайте поможем раздать вещи Мальвине и Буратино. Для этого спросим – чей предмет или чья вещь? Выбираются двое ведущих – девочка и мальчик, которые вынимают вещи из корзины и спрашивают: чей бант, чья шляпа? Сказочные персонажи отвечают: мой бант, моя шляпа, и забирают себе вещи. Ведущие меняются несколько раз.

Далее логопед говорит:

– Мальвина и Буратино остались так довольны, что оставили вам угощения.

логопед выносит поднос, на котором лежат сладости и фрукты, просит детей:

– Скажите, что вы возьмете, но так, чтобы слышались слова “мой”, “моя”. Дети отвечают: “Мой банан. Мой апельсин. Моя конфета”. Затем каждый ребенок составляет по одному предложению: “Я возьму мою конфету и мой зефир. А ты?

А я возьму мой банан и мою шоколадку”.

 

На столах разложена одежда детей. Дети должны выбрать свою одежду и назвать её. Например, это мой шарф, моя кофта, моё платье и т.д.

 

Кто самый внимательный”.

Дети идут в магазин за покупками, игрушками, отдают логопеду свои вещи, складывая их в коробку. Ведущий, доставая по одному предмету, спрашивает детей: Чей грузовик? Чей самолет? Чья кукла? Чья машина? Вызванный ведущим ребенок отвечает: Мой грузовик. Моя кукла. Моя машина. И т. д.

5. «Волшебные часы».

Ведущий раздаёт детям разноцветные сигнальные карточки. На доске вывешиваются часы, на циферблате которых изображены предметы разного цвета. Вызванный помощник вращает стрелки, останавливая их напротив предмета, окрашенного в один из основных цветов.

При этом задаётся вопрос:

Чей шар, самолёт, медведь и т. д. Чья сумка, шуба, лента, майка и т. д.

Ребёнок, имеющий сигнальную карточку соответствующего цвета, отвечает на вопрос:

Мой шар, самолёт, медведь и т. д.

Моя сумка, шуба, лента, майка и т. д.

 

6. Дети выходят на поляну. Играет тихая музыка. Как только музыка станет громче, они снимают с кустов карточки с изображёнными предметами, но только теми, у которых художник забыл нарисовать одну деталь. Стул без спинки, тумбочка – без ножки, стол – без крышки, чайник – без ручки, машина – без руля, автобус – без фары, дом – без крыши, платье – без рукавов. Затем дети подходят к стенду, находят недостающую часть предмета и говорят:

– Дайте, пожалуйста, мою ножку, крышку, спинку, фару. Мой руль, рукав, хвост

 

Игра с мячом.

Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.”.

 

8. Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка), для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребёнок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.

 

9. Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко.

– Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

– Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

– Никому я их не дам!

– Ну сиди, играй в них сам.

Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки:

– Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб?

– Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё?

Дети отвечают.


* СЛОЖНЫЕ СЛОВА

 

1. Земля + трясти = землетрясение

 

пар + ход = лёд + колоть = пар + везти = сам + летать = вода + провод = луна + ход = звезда + лететь = кино + театр = фото + аппарат = вода + метать =

 

2. Педагог читает детям стихотворение и предлагает догадаться из каких двух слов получилось одно “смешное слово”.

 

Удивительный огород.

 

Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков, Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. (Н. Кончаловская)

 

3. “Фантазёры”.

Цель игры: научить детей придумывать новые объекты, при этом образуя сложные слова. Называют два любых слова, каждой делят на две части. Затем одна из частей слова соединяется с любой частью другого. Например слова медведь и белка. При соединении частей получается несколько вариантов новых слов, обозначающих животных: белведь, белметка, ведьбел, комед и т.д. Можно предложить детям описать, что представляют из себя эти животные, какой образ жизни ведут, чем питаются, с кем дружат.

 

4. Вариант.

Можно предложить уже изменённые слова и попросить их объяснить, что бы это значило? Например слова: пачеха (от слова мачеха), мамордник (от слова намордник). Например, слово “папонт” дети объясняют как папа мамонтенка; “мамордник ” – как повязку для маминого рта, когда она сильно ругается или болеет гриппом.

 

5. Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и запомнить какие по цвету волосы, глаза, брови у друга-соседа. Если у ребёнка голубые глаза, то он голубоглазый; если рыжие волосы – рыжеволосый; если черные брови – чернобровый.

 

* МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

 

1. Одно и тоже слово может употребляться в различных значениях, нести разнообразную смысловую нагрузку, отражать сущность того или иного явления. Именно поэтому многозначные слова активно используются в поэтическом жанре.

 

– Не жалейте пятачка, – Говорит корова,– Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут: – Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки. (А. Шибаев) Бросил палку кверху Мишка: Падай в шапку с ели, шишка! – Шишка хлоп по голове – Сразу стало шишки две. (Е. Петрищева)  

 

Кто играет?

 

И солнце играет (Лучами на речке), И кошка играет (Клубком на крылечке), И Женя играет (Есть кукла у Жени), И мама играет (В театре на сцене), И папа играет (На медной трубе), И дедушка (С внуком играет в избе)… А бабушка Внуку Пеленки стирает. Бабушка В стирку, Наверно, Играет?… (А. Шибаев)

 

Идет! – О том и речь идет…

 

Он мне сказал: “В кино? Идет!”

Он не спросил: “А что идет?” –

Мол, это к делу не идет.

Дают билет – и он идет.

(Ах как костюм ему идет!)

Вдаль наша улица идет.

Трамвай по улице идет.

И дождь по улице идет.

А он пешком себе идет.

Упорно к цели он идет.

Идет! – о том и речь идет… (А. Шибаев)

 

Слова-близнецы

 

Норка Вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде – Пропал и след. Норка – здесь, А норки – нет!   – Кто вы? – Лисички! Дружные сестрички. – Ну, а вы-то кто же? – Мы лисички тоже. – Как, с одной-то лапкой? – Нет, ещё со шляпкой! Барашки! Барашки! Барашки на речке! – какие барашки? – Сказали овечки. – Какие барашки? Ну, где они, где? Барашки не могут Ходить по воде. Но пенятся, Пенятся Волны-кудряшки. На речке Барашки! Барашки! Барашки!   На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед – Ничего вкуснее нет! (А. Шибаев)

***

Встав на цыпочки, лисица За плетень во двор косится: – Петушок, петушок, Дай на время гребешок! Расчешу я только хвост! – А петух не так уж прост, Знает: что возьмет лисица, То назад не воротится!

***

Что делают часы?

 

Говорят: часы стоят, Говорят часы спешат, Говорят часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы висят на месте. (В. Орлов)

 

Удивительные вещи. Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. “Слон затрубил”, – говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд) Вот шофер какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил-вертел баранку. А зачем крутил-вертел? Лучше взял бы да и съел. (А. Шибаев)

2. Педагог использует различные тексты для выяснения разных значений многозначного слова.

Острые вещи.

– Гриша, не бери нож. Обрежешься!

– Гриша не бери вилку. Уколешься.

– Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

– Я горчицы хочу, – сказал Гриша.

– Нельзя тебе горчицы, она острая, – сказала мама.

Засмеялся Гриша.

– Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая. я ещё вчера лизал. (Б. Рябинин)

– Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

– Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

Весёлый разговор.

 

– Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша.

– Пожалуйста.

“Разрешил! – удивился Гриша. – А раньше никогда не разрешал. Значит, сегодня он добрый”.

– А если я хочу завести кошку?

– Что ж, можно и кошку, – согласился отец и взял газету.

“Ну и дела! И кошку можно. Просто чудеса”.

– И кролика можно завести?

– Если тебе хочется, заведи и кролика.

Гриша даже рот раскрыл от удивления: “Всё-всё разрешает! Что бы ещё попросить?”

– А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?!

– Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона, – сказал отец и придвинул Грише ящик. А в ящике лежали собака и кошка, кролик, утка и даже слон. Их всех можно завести … ключом. (Б. Рябинин)

– О чём просил Гриша отца?

– Как мальчик понимал значение слова “завести”? Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?

 

Молоко убежало.

Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: “Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало”, – и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. “Нет, и молоко не может убежать”, – решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь.

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и … побежало, полилось через край.

Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.

Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось всем есть кашу без молока.

(Э. Киселёва)

– Что означает выражение “молоко убежало”?

– Какими словами можно заменить слово “бежит” в предложениях: Бежит время. Бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в машину?

 

3. “Ярмарка слов”.

В тридевятом царстве в тридевятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей: – “Кому, кому иголки?” Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям и портным.

Нашло и разных покупателей и слово “язык”. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц. Даже костру понадобилось это слово: какой же костёр без языка пламени?

Слово “нос” шло нарасхват. Оно понадобилось и людям, и животным, и лодкам, и катерам, и кораблям, которые стали бороздить своими носами воды океанов, морей и рек.

Слово “хвост” пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолётам, ракетам, кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой был тоже хвост.

– А вот шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним побежали женщины, затем приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпки: грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные.

– У кого нет рукавов? Срочно приобретайте! – советовали зазывалы. За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки и прочая одежда. А потом прибежала река, и от неё во все стороны разбежались журчащие и говорливые рукава. А вскоре примчались пожарные: шланги, которыми они пользуются при тушении пожара, так похожи на длинные рукава, что их так и стали называть.

– А вот слово “кисть”! Кому, кому? Подходи, не жалей, покупай поскорей! – раздавалось на другом конце ярмарки. Рдея от смущения, подошла рябина, а за ней калина, смородина и виноград. Поспешил за этим словом и человек: что за рука без кисти? А еще это слово понадобилось художнику: без кисти он не сможет рисовать картины. Потом появилось большое, развивающееся на ветру знамя – ему срочно понадобились тяжелые золоченые кисти для праздничного парада.

Слово “дворник” очень понравилось человеку, убирающему мусор на улице и во дворе, а также шофёру, которому нужно очищать стёкла машины от дождя и грязи, ведь эти приспособления называются дворниками.

“Поля” достались крестьянам и фермерам. Где их ещё растить урожай и пасти скот? Слово “поля” купили ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учители отмечают ошибки. Без полей не смогли обойтись издатели книг, газет и журналов: на их страницах должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста – это и есть поля.

– Кому в хозяйстве нужна “плитка”? – не унимались продавцы. Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на них обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво. За этим словом, шурша оберткой, пришла и шоколадка: “Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада”.

– Только у нас и только сейчас – ножки всех размеров и видов, – продолжался бойкий торг. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы – одним словом, мебель. Весело приплясывая, прибежали дети. Охая и вздыхая, приковыляли грибы, каждому из них нужна всего одна ножка.

Торговля шла бойко. Одни слова приобретались одним покупателем, другие – многими. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в разных местах и в совершенно разных значениях.

 

4. Педагог активно использует рисунки, помогающие ребёнку понять разные значения одного слова.

Игла: – швейная игла;

– любой предмет, заостренный с одного конца (сосновые, еловые, иглы у ежа и дикобраза);

– острый шпиль здания.

Нос: – орган обоняния на лице человека, морде животного;

– передняя часть лодки, корабля, самолёта;

– клюв птицы.

Язык: – подвижный орган в полости рта человека, животного;

– стержень из металла, ударяющий о стенки колокола;

– что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени).

Молния: – природное явление;

– застежка из металла или пластмассы;

– срочная телеграмма, экстренный выпуск газеты.

Острый: – оточенный, хорошо режущий, колющий;

– суживающийся к концу (нос у Буратино);

– сильно выраженный (острая боль);

 

 

Тёплый: – нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце);

– хорошо защищающий от холода (шуба, шапка);

– ласковый, приветливый (слова, приём).

Золотой: – сделанный из золота;

– цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень);

– прекрасный, замечательный (работник).

Холодный: – имеющий низкую температуру;

– равнодушный (сердце);

– строгий, недоброжелательный (взгляд, человек).

Бить: – ударять;

– отмечать звуками, ударом, звоном что-нибудь (часы, колокол);

– ломать, раскалывать (стекла, посуду).

Лететь: – передвигаться по воздуху;

– мчаться;

– падать.

Коса: – спряденные, длинные пряди волос;

– сельскохозяйственное орудие;

– идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

Ключ: – приспособление для отпирания и запирания замка;

– вытекающий из земли источник, родник;

– знак в начале нотной строки.

 

5. Педагог использует различные тексты для выяснения значений слов – омонимов.

 

Овсянка.

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? – Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахаром.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать?

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать. (Н. Сладков)

 

6. Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

– Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?

– Какую ноту кладут в суп?

– Из каких ноготков нельзя собрать букет?

– В каких лесах нельзя заблудиться?

– Из какого крана нельзя брать воду?

– Какой лук не кладут в суп?

 

 


* СЛОВА – АНТОНИМЫ

 

1. Педагог рассказывает: “Жил-был мальчик, который говорил всё наоборот. Мама скажет: “У тебя руки грязные”. А он отвечает: “Чистые”. Ему говорят: “Посмотри в окно, на улице идёт белый снег”. А он в ответ: “Нет, снег чёрный”. Давайте поиграем в игру “Наоборот”.

Педагог предлагает составить пары слов с противоположным значением и показывает соответствующие картинки.

Игру можно усложнить. Педагог называет слово и показывает картинку, ребёнок находит картинку-антоним, показывает её и называет соответствующее слово.

Игра “Хорошо-плохо”.

 

2. Цирк.

Цапля представляет следующего артиста. Отгадайте, кто это:

– Желтый комочек, возле курицы живет, траку, зернышки клюёт.

– Цыпленок.

Этот цыпленок (картинка или игрушка) ростом мал, да удал. Смотрите, какой огромный мяч он катит на арену. Он хочет поиграть со зрителями в игру “Всё наоборот”. Цыпленок будет называть слова, а вы – называть слова с противоположными значениям:

– Большой – маленький.

– Пушистый – гладкий. И т.д. Могут быть существительные, наречия, глаголы.

– Аплодисменты цыплёнку!

3. Привлечь детей к игре можно с помощью стихов, загадок, пословиц, поговорок.

Слова

 

Нам с тобой Пришел черёд Сыграть в игру “Наоборот”. Скажу я слово Высоко, А ты ответишь: Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь: … близко. Скажу я слово Потолок, А ты ответишь: … пол.   Я антоним к слову “зной”, Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада, А зовут меня? – Прохлада.   Я антоним к слову “смех”. Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это … (Плачь) Скажу я слово Потерял. И скажешь ты: … нашел. Скажу тебе Я слово Трус, Ответишь ты: … храбрец. Теперь Начало Я скажу, – Ну отвечай: … конец! Д. Чиарди Я антоним к слову “лето”. В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама! Потому, что я? – … (Зима)   Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, Для сна, Да и в школе я нужна, называюсь? –… (Тишина)  

 

Угадайка.

 

Ручейку говорила река:

– Ты узок, а я … (широка).

Ты мелок, а я … (глубока).

Об одном позабыла река –

Что она началась с … (ручейка).

(В. Данько)

 

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок – озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку всё равно: Кислое – зачем оно? – Что вы? – Шепчет Червячок, – Сладкий у него бочок. (Г. Сипгир)

 

 

Ученье – свет, а неученье – … (тьма).

Знай больше, а говори – … (меньше).

Корень учения горек, а плод – … (сладок).

Не бойся врага умного, а бойся друга – … (глупого).

Лучшая вещь – новая, лучший друг – … (старый).

 

4. Детям можно предложить определить не только противоположное заданному свойству, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) – резинка; ножницы (разъединяют) – клей; Гулливер (ходит большими шагами) – Мальчик-с-пальчик; Буратино (весёлый, шаловливый, наивный) – Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая).

Можно предложить детям не только подобрать антоним, но и аргументировать свой ответ (почему?) к таким словам, как мама, сын, дождь, ветер праздник и т.д. Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие из под земли? Как укрыться от дождя наоборот? А может быть это твёрдый дождь?

5. “Антонимы-синонимы”.

К названному слову одновременно подбирают и антоним и синоним. Например исходное слово “беда”.

– Радость (это антоним к слову беда).

– Горе (одновременно антоним предыдущему и синоним к исходному).

– Счастье.

– Печаль.

– Удача.

6. Сказка “Кривое зеркало”.

 

Давным-давно существовало королевство кривых зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искажённом виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя: это может принести несчастье. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили в пещере, а вскоре и совсем про них забыли.

В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.

В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила. В зеркале она была совсем даже не старая, а ... (молодая), не толстая а ... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно оказалось... (весёлое и доброе)! ‹ уши - о чудо! - не большие, а... (маленькие), нос не кривой, а... Прямой. Грязное платье Завиды в зеркале стало... (чистым), старые туфли... (новыми), короткая юбка ... (длинной).

стоило Завиде направить зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась... (дождливой, пасмурной).

Но это ещё не всё. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась... (щедрой). Была как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но, когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу... (храброй). Когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в ... (смирного и миролюбивого).

Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.

 

Сейчас мы попробуем представить, что у нас тоже есть такое зеркало, и подберём к словам другие - с противоположным значением.

 

Игра “Кривое зеркало”.

 

Её лучше проводить с мячом. Логопед говорит слово и бросает мяч ребёнку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч логопеду.

Игру можно проводить, согласно подбору слов-антонимов с работой над определёнными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема “Звуки Ш – Ж”, набор слов может быть следующим.

· Медлительный – Шустрый; тихий – Шумный; плохой – хороШий; узкий – Широкий; прочный – Шаткий; гладкий – ШерШавый.

· Лёгкий – тяЖелый; сухой – влаЖный; холодный – Жаркий; трусливый – отваЖный; простой – слоЖный; грубый – неЖный.

 

Здесь же можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом «а». Детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например:

· Гусь медлительный, а воробей (шустрый).

· Пух лёгкий, а камень (тяжелый).

· Деревня тихая, а город (шумный).

· Заяц трусливый, а лев (отважный).

Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причём варианты подбора и построения предложений бывают порой неожиданными и очень интересными.

Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.

 

Существительные.

 

Храбрость (отвага) – трусость. Красавец – урод. Доброта – злоба. Щедрость – жадность. Здоровье – болезнь. Веселье – грусть. Смех (радость) – печаль. Ум – глупость. Свет – тьма. Тишина – шум. Холод – жара. Молодость – старость. Чистота – грязь. Сила – слабость. Грубость – нежность.  

 

Прилагательные

 

Храбрый – трусливый. Красивый – уродливый. Добрый – злой. Щедрый – жадный. Здоровый – больной. Веселый – грустный. Смешной – печальный. Умный – глупый. Светлый – тёмный. Тихий – шумный. Холодный – жаркий. Твердый – мягкий. Молодой – старый. Чистый – грязный. Сильный – слабый. Грубый – нежный.

 

Глаголы

 

Открыть – закрыть. Отворить – затворить. Отклеить – заклеить. Оторвать – пришить. Открутить – закрутить. Отойти – подойти. Любить – ненавидеть. Дать – взять. Говорить – молчать. Работать – бездельничает. Болеть – выздоравливать. Гасить – зажигать. Мешать – помогать. Уронить – поднять.

 

7. Педагог предлагает детям отгадать загадки и найти в них слова с противоположным значением.

Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел) Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьет – Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

 

8. Педагог предлагает детям послушать стихотворение и подумать, может ли один человек или предмет совмещать противоположные качества.

– Жила плохая девочка. Она была хорошая. Она была хорошая, Хотя была плохая. – Ну да! Вот это выдумки! Ха-ха! Вот это выдумки! Не может быть хорошая,   Вьётся синяя река, Убегает к морю. Говорит отец: – Мелка! – Глубока! – я спорю. Когда она плохая! – И ничего не выдумки! Она была хорошая! – И ничего не выдумки! Она была плохая! Она была хорошая, Когда была послушная. Когда она не слушалась, Она была плохая. (В. Орлов)     Так мелка иль глубока? Как же быть нам с нею? До колен отцу река, Ну а мне – по шею. (П. Ребров)

 

9. Педагог читает детям рассказ, в который дети вставляют слова противоположного значения.

Долго я был плохим учеником. Тетради были у меня грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь … хорошим учеником. Тетради у меня стали … чистые, пишу я … аккуратно. После уроков бегу домой … весело. Когда мама видит мой дневник, она всегда … радуется.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.