Общее и специальное водопользование Общим водопользованием считается использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств; оно осуществляется без получения лицензии на водопользование. Специальное водопользование предполагает получение лицензии на водопользование.
Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах. Об этих запретах и иных подобного рода условиях, прежде всего природоохранных, общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется свободно в соответствии с водным законодательством, т. е. без причинения вреда окружающей среде. При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде и иные условия – они устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами МПР, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов.
Как при общем, так и при специальном водопользовании водопользователи обязаны:
рационально использовать водные объекты, соблюдать установленные в лицензии условия и требования;
не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира;
содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющихнасостояние водных объектов;
вести учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, систематические наблюдения за водными объектами;
своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.
Таким образом, как при общем, так и при специальном водопользовании, приоритетными являются экологические требования.
Направления и способы охраны вод
Органы государственной власти принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению вод, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана вод осуществляется по различным направлениям и несколькими способами:
от загрязнения и засорения (сброса или иного поступления вредных веществ) – определением источников загрязнения, регулированием деятельности стационарных и других источников загрязнения;
от аварийного загрязнения (залпового сброса вредных веществ, причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда здоровью населения или нормальному осуществлению хозяйственной деятельности) – оповещением органов по чрезвычайным ситуациям нижележащей территории, введением и применением административных санкций, принятием мер для локализации аварийной ситуации, оценкой серьезности ущерба, организацией восстановительных работ и т. д.;
от ядохимикатов и других химических средств – разрешением применения их только при условии, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов, использованием химических средств в сельском хозяйстве с соблюдением специальных требований;
от загрязнения радиоактивными и токсичными веществами и материалами – поддержанием их в воде на уровне, не приводящем к причинению вреда здоровью населения, запрещением их захоронения в водные объекты, сбросом сточных радиационно-загрязненных вод только после их очистки, запрещением проведения взрывных работ, при которых используется ядерная и иные технологии, сопровождающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ.
Меры охраны водных объектов
Для реализации задач по охране вод принимаются следующие основные меры:
устанавливаются и соблюдаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты исходя из предельно допустимой антропогенной нагрузки, из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде, из условия целевого использования водного объекта (19 декабря 1996 г. принято постановление Правительства РФ "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты");
осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод для поддержания надлежащего экологического состояния вод;
принимаются меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод – наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней и селевых потоков;
заключаются бассейновые соглашения для координации и объединения деятельности в пределах бассейна водного объекта с участием органов государственной власти Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений и водопользователей (такие договоры заключены и реализуются в масштабе рек Волга, Ока, Десна, Обь-Иртышского бассейна)*.
___________________________________________________________________
* См., например: Муртазалиев А. М. Правовая охрана окружающей среды в. бассейне Каспийского моря. Махачкала, 1997.
Водоохранные зоны
(выделение водоохранных зон; режим водоохранных зон; прибрежные защитные полосы)
Для поддержания водных объектов в надлежащем состоянии, для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, для сохранения среды обитания животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Они являются способом, мерой охраны водных объектов,нопоскольку представляют особый интерес, актуальны для настоящего периода, подвергаются постоянным "вторжениям" и непосредственно связаны с регулированием экологических отношений, их рассмотрение выделяется в отдельный параграф.
Выделение водоохранных зон
Указанные зоны – это территория, примыкающая к акватории водного объекта (т. е. к ограниченному водному пространству), на которой устанавливается специальный режим. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос (имеющих более строгий охранительный режим) устанавливается Правительством РФ. 23 ноября 1996 г. Правительством РФ утверждено Положение о. водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах.*
___________________________________________________________________
* Российская газета. 1996. 11 дек.
В соответствии с ним зоны и полосы утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления водным фондом МПР, согласованному с органами Госкомэкологии, санитарно-эпидемиологического надзора и пограничной службы.
Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 до 100 км – 200 м, от 100 до 200 км – 300 м, от 200 до 500 км – 400 м, от 500 км и более – 500 м. Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 км – 300 м, от 2 км и более – 500 м. На территории городов и других поселений водоохранные зоны устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.
Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население. Установление зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей: они обязаны соблюдать и обеспечивать установленный режим.
Режим водоохранных зон
В пределах водоохранных зон запрещается:
применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
использование навозных стоков для удобрения почв;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения отходов, кладбищ и скотомогильников;
складирование навоза и мусора, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей;
размещение стоянок транспортных средств, в том числена территориях дачных и садово-огородных участков;
проведение рубок главного пользования.
На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов. Наряду с водоохранными зонами могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР РФ).
Прибрежные защитные полосы
В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к вышеуказанным ограничениям запрещаются:
распашка земель;
применение удобрений;
складирование отвалов размываемых грунтов;
выпас и организация летних лагерейскота;
установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков, выделение участков под индивидуальное строительство;
движение автомобилей и тракторов.
Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.
Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах осуществляется:
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (МПР РФ);
специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды (Госкомэкологии РФ и др.);
государственным органом управления использованием и охраной земель (Госкомземом);
специально уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством (Федеральной службой лесного хозяйства).
Таким образом, выделение водоохранных зон и прибрежных защитных полос является эффективной экологической мерой, а государственный контроль за их использованием и охраной осуществляется усиленно, что обусловлено их важной ролью в организации надлежащей охраны окружающей среды.
|