Обратная связь
|
Рынок продукции нефтехимической и органической химии. Рынок нефтехимической продукции является в мировой экономике одним из наиболее динамично развивающихся рынков. В развитых странах темпы роста производства базовых нефтехимических продуктов (этилена, пропилена, бензола, ксилолов, бутадиена, метанола) в 1,5-2 раза превышают темпы роста ВВП. Химическая отрасль сейчас следует за автопромом, строительством и другими секторами экономики, где идет спад. Нефтехимия, пластики, каучуки, полиэтилен резко упали в цене, тем же автозаводам уже не нужны пластмассовые комплектующие в прежних объемах.
Особое внимание при изучении современной нефтехимической промышленности следует уделить феномену необычайно высоких темпов роста отрасли в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, в отдельных странах Южной Америки. Именно с этими регионами мира, в первую очередь с такими многонаселенными странами, как Китай, Индия, Индонезия, Бразилия и ряд других, связан перспективный рост спроса на продукцию нефтехимической отрасли и, следовательно, масштабы прироста мощностей и объемов производства.
В целях увеличения доходов компании(нефтехимии) пытаются обеспечить рост через приобретение чужих активов или путем первоначального публичного предложения акций. Для снижения расходов компании предпринимают меры по дальнейшему совершенствованию производства, которые обусловливаются растущей зависимостью стоимости нефтехимической продукции от цен на сырую нефть. Цены на продукты нефтехимии все больше зависят от стоимости сырой нефти, которая за прошедшее десятилетие выросла настолько, что ее влияние стало чувствоваться в таких отдаленных перерабатывающих отраслях, как производство пластмасс. Наряду с более тесной зависимостью стоимости нефтехимических продуктов от стоимости сырой нефти, усилилась и нестабильность цен на нефтехимикаты.
С ростом выручки нефтехимические компании получают возможность делать крупномасштабные приобретения и таким образом обеспечить себе дополнительный рост. Поэтому вряд ли можно считать совпадением то, что сейчас деятельность в области слияний и приобретений достигла своего пика. Несмотря на волну приобретений, отмеченную в начале 1980-х годов, нефтехимическая промышленность еще далека от того, чтобы полностью истощить те выгоды, которые она получает от слияний и покупки новых активов. Бум с ценами на нефть, наблюдающийся с конца 2002 года, совпал с ростом прибылей для больших интегрированных производителей, что позволило им осуществить такие приобретения, которые в 1990-х годах вряд ли были бы возможны. Действительно, произошедшее недавно резкое увеличение количества сделок по слиянию и приобретению активов нефтехимическими производителями показало, насколько популярен такой шаг в деле повышения стоимости акций.
Многие европейские химические и нефтехимические компании не смогли избежать волны реструктуризации. Бельгийская компания UCB продала свое производство пленок консорциуму во главе с г-ном Dennis Matthewman, бывшим управляющим директором компаний Hays Chemical Distribution и Candover Partners Ltd. UCB также подписала соглашение о продаже производства специальных поверхностных покрытий американской компании Cytec Industries Inc. Компания UCB решила сосредоточиться на выпуске фармацевтической продукции.
Многие проблемы, стоящие сейчас перед нефтехимической промышленностью, являются наследием прошлых десятилетий: высокая цикличность рынка товарных химикатов, периодическое возникновение излишка мощностей, высокое насыщение рынков в развитых странах и тенденция к глобализации. И характер их практически не изменился. Отличие состоит лишь в том, что связи между различными рынками и регионами теперь стали более прочными и исследование компаний их потенциальными акционерами производится более тщательно. Что это означает для будущего отрасли, сказать трудно. Но в одном можно не сомневаться: игровое поле продолжит смещаться, а успеха добьются те компании, которым удастся найти баланс между необходимостью краткосрочного успеха на фондовой бирже и необходимостью обеспечить длительный рост. Простых рецептов успеха больше не существует. Победителями могут стать не только крупные компании или компании, имеющие собственно сырьевое производство. За будущее надо бороться.
Агрохимические рынки
В 2012 году мировой рынок агрохимии будет активно развиваться, такой оптимистический вывод делают эксперты TD Marketpublishers.
Показателем того, что кризис на мировом рынке удобрений уже закончился, стал рост потребления всех основных их видов. По прогнозам TD Marketpublishers, до 2015 года мировой спрос на азотные удобрения будет увеличиваться на 2,2% ежегодно. Соответствующий показатель для фосфатных удобрений составит 4% в год, а для калийных — 5%. Ежегодный прирост объемов предложения азотных удобрений достигнет отметки 4,2%, фосфатных и калийных — 5%.
Более того, в ближайшее время на мировом рынке будет отмечаться даже незначительный профицит азотных, фосфатных и калийных удобрений (в сегменте последних ожидаемый рост производства составит 5% в год).
Рост рынка агрохимии неминуем хотя бы потому, что неминуем рост населения Земли, отмечают в обзоре эксперты TD Marketpublishers . Потребление продуктов питания год от года увеличивается, а площади, пригодные для посева агрокультур, наоборот, сокращаются. Все это вынуждает государства (в первую очередь такие густонаселенные как Китай, Индия, Пакистан и другие страны Азии) наращивать объемы производства продуктов агрохимии. Потребление удобрений здесь будет неуклонно расти. Например, в 2011 году правительство Китая планирует увеличить производство всех видов удобрений до 62,5 млн. тонн.
В странах Южной и Северной Америки, СНГ аграрии производят и поставляют сельхозпродукцию не только на внутренние, но и на внешние рынки. Здесь потребление удобрений определяется конъюнктурой мирового аграрного рынка. Ожидается, однако, что в 2011 году в этих странах спрос наминеральные удобрения будет высоким.
Значительны объемы потребления удобрений и в Турции. В 2010 году емкость ее внутреннего рынка удобрений составила 4,2 млн. тонн, а в 2011-м потребление удобрений, вероятно, вырастет до 4,75 млн. тонн (больше, чем в России). Примечательно, что и в период кризиса Турция не снижала потребление удобрений, а наоборот — наращивала.
Рынки пластический масс
Пластмассами (пластиками) называют искусственные материалы, получаемые на основе органических полимерных связующих веществ. Эти материалы способны при нагревании размягчаться, становиться пластичными, и тогда под давлением им можно придать заданную форму, которая затем сохраняется. В зависимости от природы связующего переход отформованной массы в твердое состояние совершается или при дальнейшем ее нагревании, или при следующем охлаждении.
Для изготовления:
— Крупных деталей
— Корпусов крупной бытовой техники, радио- и телеаппаратуры, деталей электроосветительных и электронных приборов, пылесосов, кофеварок, пультов управления, телефонов, факсовых аппаратов, компьютеров, мониторов, принтеров, калькуляторов, другой бытовой и оргтехники — корпусов промышленных аккумуляторов — Спортинвентаря, деталей оружия — Мебели — Изделий сантехники — Выключателей, переключателей — Канцелярских изделий — Настольных принадлежностей
И т.д.
В мировом производстве и потреблении конструкционных материалов доля пластмасс продолжает увеличиваться. По своим техническим характеристикам (прочность, коррозионная стойкость, легкость и др.) они успешно конкурируют, в первую очередь с металлом и стеклом в производстве автомобилей, предметов бытового потребления, электронной/электротехнической промышленности. Эти направления использования, прежде всего автомобилестроение, потребляют основную массу производимых в мире конструкционных пластмасс – 54, 16, 14 % соответственно. Важным фактором опережающего использования пластмасс в автомобилестроении является возможность снижения веса автомобиля (на 15–30%) , обусловливающего сокращение расхода топлива и эмиссии СО2 К примеру, в Западной Европе за счет этого экономится около 12 млн.т нефти в год – 10% от всего топлива, потребляемого для пассажирских перевозок, а выбросы двуокиси углерода снижаются на 30 млн.т в год. В настоящее время на рынке конструкционных пластмасс складывается в общем благоприятная конъюнктура, несмотря на то, что финансовый кризис в Азии негативно сказался на электронной промышленности, являющейся крупным потребителем этих материалов. По прогнозу компании «Kline & Co.» спрос на конструкционные пластмассы в среднем по миру будет возрастать на 5–6% в год, а объем их производства к 2002 г. достигнет 19 млн.т
Наибольшую долю в мировой торговле конструкционными пластмассами (около 40%) занимают термопластичные полиэфиры, в основном это полиэтилентерефталат (ПЕТ). Затем следуют акрилонитрилбутадиенстироловые (АБС) пластики – 32%, полиамиды – 13%, поликарбонаты, полиацетали и, наконец, – термостойкие пластмассы специального назначения, занимающие всего лишь 1% в общемировой структуре производства
Все большее значение в промышленности по производству конструкционных пластмасс приобретает процесс консолидации фирм, что обусловлено , помимо прочего, стремлением расширить сферу применения указанных материалов. Так, компании «Dow» и «Solutia» недавно объединили свои отделения по производству полиамидных смол, а «Bayer» и «GE Plastics»– поликарбонатов. Объявлено также о возможном слиянии «Аmoco» с «British Petroleum». По мнению аналитиков, предстоит укрупнение «Shell», «Eastman Chemical» и «Phillips Petroleum», которые хотя и являются крупными предприятиями, но располагают одной или двумя установками по производству конструкционных пластмасс и в этом плане имеют проблемы [12]. Важной предпосылкой развития процесса глобализации является также необходимость сохранения на высоком уровне расходов на НИОКР. В условиях возросших требований к качеству и экологической чистоте продукции эта проблема приобретает особую остроту. По оценке, в настоящее время затраты на разработку и внедрение в производство одного нового вида пластмасс превышает 150 млн. долларов. Очевидно, что даже такие крупнейшие компании–производители конструкционных пластмасс, как «Bayer», «Du Pont» сталкиваются с трудностями выделения значительных ассигнований на НИОКР в указанной области. По оценке специалистов, производить новые материалы сегодня и, тем более, в будущем способны лишь мощные многонациональные компании, обладающие достаточными финансовыми ресурсами, позволяющими вкладывать необходимые средства в создание и внедрение новых
Рынки химических волокон
Химические волокна — волокна, получаемые из природных и синтетических органических полимеров
В мире принята следующая классификация химических волокон в зависимости от вида исходного сырья:
- искусственное волокно (из природных полимеров): гидратцеллюлозные, ацетилцеллюлозные, белковые
- синтетическое волокно (из синтетических полимеров): карбоцепные, гетероцепные
Иногда к химическим волокнам относят минеральные волокна, получаемые из неорганических соединений (стеклянные, металлические, базальтовые, кварцевые).
Мировое потребление всех видов волокон, включая натуральные и химические (за исключением некоторых разновидностей натуральных типа – лен, рами, конопля, джут, сизаль и кокосовые при неизменном уровне их потребления в мире 5,8 млн.т/год) в 2007г. явилось рекордным за все предыдущие годы и века – более 72,5 млн.т, что на 5,2% превышает уровень 2006г. в т.ч. по натуральным (хлопок, шерсть и шелк) на 1,2% до 28,5 млн.т и по химическим волокнам и нитям – на 8% до 44,1 млн.т. При этом доля химических волокон возросла до 61%, а натуральных осталась на отметке 39%. При численности населения земного шара 6,64 млрд. человек на душу населения ныне приходится 10,9 кг волокнистых материалов.
Мировой рынок волокон, особенно химических, в последние годы непрерывно растет, в первую очередь, полиэфирных (ПЭФ) и целлюлозных (Целл), мелкомасштабных (спандекс, углеродные, арамидные и др. Современная ситуация с хлопком в регионах выглядит далеко не однозначной. Наиболее предпочтительна она в Азии, где активно задействованы все материальные потоки, в то время как в Европе они заметно ослабли, а в Америке ориентированы на экспорт. Стабильно идет наращивание мирового производства комплексных нитей, преимущественно на основе ПЭФ, полиамида (ПА), полипропилена (ПП), Целл., натурального шелка, спандекса и др. (рис.2), которое в 2007г. увеличилось по сравнению с 2006г. на 10,0% до 24,3 млн.т, в основном благодаря приросту ПЭФ нитей на 14,1% до 18,3 млн.т Выпуск штапельного волокна, являющегося исходным материалом для получения различных сортов текстильной пряжи, и нетканых материалов(НМ), в 2007г. выросло на 3% до 48,3 млн.т. В этом сегменте прогресс наблюдался за счет растущего спроса на целлюлозу (+12,9%) и ПЭФ (+8,3%) штапельные волокна и хлопок.
Мировое производство нитей, включая комплексные (формуемые непосредственно из растворов или расплавов полимеров) и все виды пряжи (получаемые из штапельных волокон, в т.ч. химических, хлопка, шерсти, льна и т.п.) в 2007г. достигло 63,5 млн.т, что на 5,6% больше, чем в 2006г. Среди нитей ведущие позиции сохраняет текстильная пряжа (61,7%), однако у комплексных нитей с 1995г. наблюдается более высокие среднегодовые темпы роста (6,5%) против 3,5% в секторе пряжи.
Разумеется, отмеченные выше достижения в области производства и потребления волокнистого сырья, независимо от его происхождения и ассортимента, в первую очередь, обусловлены бурно развивающимся рынком текстильных материалов, особенно в Азии, где этот рынок превратился в один из главных рычагов экономического подъема. «Китайскому чуду» уделено много внимания в наших предыдущих сообщениях. Сейчас можно лишь упомянуть, что торговля текстилем и одеждой в 2007г. принесла стране 175 млрд.$, т.е. в 3,5 раза больше, чем в 2002.
|
|