Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема № 1. «Экологическое право как отрасль российского права»

Цель: Закрепление и развитие базовых знаний об экологическом праве, причинах экологического кризиса и путях его разрешения. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практикума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Экологическая проблема: общая характеристика, причины, направления решения.

2. Понятие и признаки экологического права как комплексной отрасли российского права

3. Предмет и методы экологического права. Субъекты и объекты экологического права.

4. Принципы правовой охраны окружающей среды (международные, конституционные, отраслевые).

5. Экологическое право: история развития, структура, соотношение с иными отраслями

6. Тенденции и перспективы развития экологического законодательства

 

Практикум:задания № 1 – 8.

Источники:(I)1-3, 5-7, 15, 22, 30, 41, 51, 74, 98, 101, 104; (II)1, 2; (III) – 1, 2, 180 – 182, 185; (V) – 14, 31, 39, 44; (VI) – 22-25.

 

Семинарское занятие № 2.

Тема № 2. «Источники экологического права»

Цель: Ознакомление студентов с основными экологическими нормативными актами и выработка навыков по их использованию, толкованию и применению. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практикума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Источники экологического права: понятие, особенности, виды, классификация.

2. Конституционные основы экологического права Российской Федерации.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: общая характеристика и место в системе источников экологического права.

4. Иные федеральные экологические законы как источники экологического права.

5. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, федеральных органов исполни­тель­ной власти в системе источников экологического права.



6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники экологического права.

7. Роль судебной практики в регулировании экологических отношений.

8. Международные договоры Российской Федерации как источники экологического права.

 

Практикум:задания № 9 – 11, 26, 85, 93 – 95.

Источники:(I)1-3, 6, 9, 18, 34, 51, 57, 71, 76, 77, 81, 94, 100; (II)1, 2, 3 – 16, 17 – 31, 32 – 40, 41 – 63, 85, 91-92, 98-102; (III) – 5-6, 26, 40, 46, 56-57, 72, 93-95, 143; (IV) – 4, 12, 39, 46; (V) – 3, 4, 10, 12, 14 – 17, 35-38, 40, 48; (VI) – 1-2, 4-5, 7, 12, 17, 26-33.

 

Семинарское занятие № 3.

Тема № 4. «Экологические права граждан»

Цель: Закрепление и развитие знаний об экологических правах граждан и их объединений, а также о формах их реализации и способах защиты. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практикума.

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и виды экологических прав граждан по российс­ко­му и зарубежному законодательству.

2. Понятие и содержание права граждан на благоприятную окружающую среду. Критерии благоприятного состояния окружающей среды.

3. Право граждан на достоверную экологическую информацию. Ограничения доступа к экологической информации. Источники экологически зна­чи­мой информации.

4. Право граждан на возмещение вреда (ущерба), причиненного жизни, здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Особенности возмещения прошлого экологического ущерба и вреда, причинённого правомерными действиями.

5. Права общественных формирований в области охраны окружающей среды.

6. Гарантии экологических прав граждан и способы их защиты.

Практикум:задания № 12 – 25.

Источники:(I)1-3, 6, 9-11, 13, 18-19, 31, 45, 51, 69, 72-73, 78-80, 84, 86-88, 92, 99, 102, 106-107; (II)1, 2, 17, 19, 41, 46, 57-59, 64, 67-68, 74-78, 81; (III) – 7-8, 46, 57, 173-175, 178-179; (IV) – 39, 46; (V) – 2, 7-9; (VI) – 21, 26-33.

Семинарское занятие № 4.

Тема № 7. «Правовые основы экологического управления»

Цель: Закрепление и развитие знаний об органах экологического управления, их пол­но­мочиях и предметах ведения. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практи­кума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Экологическое управление: понятие, цели, виды.

2. Общая характеристика органов государственного экологического управления.

3. Функции и полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере экологического управления.

4. Функции и полномочия Федеральных агентств по распоряжению природными ресурсами (Рослес­хоз, Роснедра, Росимущество, Росводресурсы, Росрыболовство).

5. Функции и полномочия Федеральных служб по контролю и надзору в сфере охраны окружающей сре­ды (Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Россельхоз­над­зор, Росгидро­мет).

6. Экологические полномочия Федеральных министерств, управляющих иными сферами (Минсельхоз, Минздрав, Минобороны, Минэнерго, МВД).

 

Практикум:задания № 48 – 50, 41, 35, 62 – 66, 89, 91.

Источники:(I)1-3, 4-6, 8, 13, 17, 28, 32, 33, 51, 82, 83, 89, 91, 103; (II) – 1, 2, 69, 79, 84; (III) – 1-2, 5-6, 9 – 25, 58, 180 – 188; (IV) – 3-5, 8-11, 20, 23, 25-26, 40, 42-44; (V) – 2, 14, 31, 34, 39, 44-45; (VI) – 22, 25; (VII) – 1, 2, 3-13.

Семинарское занятие № 5.

Тема № 9. «Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологи­чес­кой экспертизы»

Цель: Усвоение студентами знаний о формах предварительного экологического контроля – оценке воздействия на окружающую среду, экологической экспертизе и экологическом аудите. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практи­кума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Оценка воздействия на окружающую среду: понятие, значение в механизме охраны окружающей среды, соотношение с государственной экологической экспертизой.

2. Принципы и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

3. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.

4. Понятие и виды экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды.

5. Государственная экологическая экспертиза: принципы, объекты, порядок проведения. Заключение государственной экологической экспертизы.

6. Общественная экологическая экспертиза: субъекты, объекты, порядок проведения.

7. Экологический аудит: понятие, цели, принципы. Порядок проведения экологического аудита. Правовое значение аудиторского заключения.

 

Практикум:задания № 51 – 56.

Источники:(I)1-3, 5-10, 32, 48, 51, 56, 60, 97, 107, 108; (II) – 2, 17, 22, 70; (III) – 20, 46, 47-48; (IV) – 12, 14, 40; (V) – 35.

 

Семинарское занятие № 6.

Тема № 12. «Экономико-правовой механизм природо­пользования и охраны окружаю­щей среды»

Цель: Закрепление и развитие студентами знаний о формах и способах экономичес­ко­го регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Задачи: Обсуждение основных вопросов темы и решение заданий практи­кума.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие и роль экономического механизма обеспечения рационального природо­поль­зования и охраны окружающей среды.

2. Планирование природопользования и охраны окружающей среды.

3. Финансирование охраны окружающей среды.

4. Экологические платежи. Налог на добычу полезных ископаемых. Земельный налог. Водный налог. Арендная плата за использование лесных участков. Сборы за пользо­вание объектами животного мира. Плата за загрязнение окружающей среды.

5. Экологическое страхование.

6. Меры экономического стимулирования рационального природопользования и ох­ра­ны окружающей среды.

 

Практикум:задания № 28 – 30, 33 – 40, 43 – 47, 69, 84.

Источники:(I)1-3, 5-6, 8-10, 20, 27, 36, 38-39, 43, 51, 65, 67-68, 70, 85, 95-96, 105; (II) – 2, 3-14, 26, 29, 64-65, 93-94, 98-99; (III) – 1, 2, 93-94, 96, 100, 122, 130, 145-146, 150, 154, 159-163, 181-184; (IV) – 42-45; (V) – 12, 29; (VI) – 1, 2, 25.

 

 

РАЗДЕЛ 5.

«ПРАКТИКУМ»

 

Темы № 1, 2, 3.

«Экологическое право: понятие, источники, правоотношения»

 

Задание № 1.

ЧтоВы понимаете под предметом регулирования экологического права?

1. Природные объекты (ресурсы), природные комплексы.

2. Общественные отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.

3. Общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

Задание № 2.

Какая концепция собственности на природные ресурсы закреплена в Конституции Российской Федерации?

1. Природные ресурсы – общенародное достояние.

2. Природные ресурсы могут принадлежать только государству.

3. Природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Задание № 3.

К основным принципам экологического права Российской Федерации относятся:

1. Охрана природных объектов, рациональное использование природных ресурсов.

2. Запрещение деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды.

3. Нормирование вредного воздействия на окружающую среду.

4. Платность использования природных ресурсов Российской Федерации.

5. Презумпция экологической безопасности планируемой хозяй­ственной деятельности.

6. Право каждого человека на благоприятную окружающую среду.

 

Задание № 4.

Объектами экологического права Российской Федерации являются:

1. Окружающая среда, природные объекты (ресурсы), природные комплексы.

2. Природная среда, техногенная среда, человек (его жизнь, здоровье, генофонд).

3. Отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Задание № 5.

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных поме­щений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

1. Каким должно быть разъяснение по данному вопросу?

2. Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды?

Задание № 6.

В чем состоит экологическая проблема в России и мире?

1. Загрязнение окружающей среды (воздуха, почв, водных объектов, мирового океана).

2. Уничтожение человеком природной среды и её естественных экосистем.

3. Истощение запасов природных ресурсов (газа, нефти, лесов, пресной воды, почв).

4. Сокращение биологического разнообразия, изменение климата, деградация человека.

 

Задание № 7.

Прокурор Комарического района Брянской области предъявил в районный суд иск к сельхозпредприятию «Марьинский» в интересах тридцати граждан-пчеловодов.

Из материалов дела следовало, что химической авиаобработкой садов была грубо на­ру­ше­на технология, не соблюдались границы санитарно-защитных зон, опыление произ­води­лось не в утренние часы, в результате чего произошла массовая гибель пчёл.

Прокурор потребовал возместить причиненные гражданам убытки (гибель пчел и т.д.).

Независимый эксперт, ознакомившись с материалами дела, указал, что наряду с возмеще­нием убытков в иске прокурора должны быть поставлены и в ходе судебного рассмотрения реш­е­ны также вопросы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан (пчеловодов).

А­дминистрация сельхозпредприятия от выдачи документации о ядохимикатах, от подписей в протоколах и участия в отборе проб на пасеках уклонилась.

1. Какие меры могут (должны) принять суд, прокурор, граждане, в интересах которых был предъявлен иск, для обеспечения иска по существу?

2. Могут ли в данном случае быть применены нормы гражданского законодательства об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности?

3. Прав ли независимый эксперт?

 

Задание № 8.

Загрязнение окружающей среды включает в себя:

1. Химическое загрязнение воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, океана.

2. Физическое загрязнение техногенной среды (электромагнитные поля, вибрация, шум).

3. Биологическое загрязнение природной среды и человека (ГМО, токсины, вирусы и др.).

4. Радиационное заражение окружающей среды.

5. Тепловое загрязнение окружающей среды.

6. Информационное загрязнение техногенной среды и сознания человека.

 

Задание № 9.

Экологические отношения в Российской Федерации могут регулироваться… (выберите правильные ответы):

1. Конституцией Российской Федерации.

2. Экологическим кодексом Российской Федерации.

3. Федеральными законами.

4. Нормативными актами Правительства Российской Федерации и подчиненных ему ведомств.

5. Законами субъектов Российской Федерации.

6. Решениями представительных органов местного самоуправления.

7. Международно-правовыми соглашениями.

8. Гражданско-правовыми договорами (купли-продажи, аренды и т.п.).

 

Задание № 10.

Законодательное собрание области направило на заключение к эксперту проект Закона области «Об охране окружающей природной среды». В заключении эксперт указал, что принятие данного закона нецелесообразно по следующим основаниям:

– согласно ст. 72 Конституции законодательство об охране окружающей среды относится к совместному ведению Федерации и субъекта Федерации;

– исходя из смысла ч. 2 ст.76 Конституции закон субъекта Федерации по предмету совместного ведения должен приниматься в соответствии с федеральным законом;

– федеральный закон (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды») находится в стадии переработки: подготовлены несколько вариантов проектов его новой редакции;

– в этой ситуации невозможно обеспечить соответствие закона субъекта Федерации федеральному закону; следует подождать последнего в новой редакции.

1. Дайте правовую оценку позиции эксперта.

2. Дайте толкование норм ст. 76 Конституции Российской Федерации применительно к данной ситуации.

3. Составьте заключение эксперта-юриста по вопросу о соотношении федеральных законов и иных изданных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей природной среды.

 

Задание № 11.

В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны этого региона должен определяться с учетом норм, уста­нов­лен­ных договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами.

Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами госу­дар­с­т­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, согласно статье первой которого установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и Бурятии.

1. Являются ли названные договоры источниками экологического права?

2. Нормы договора или нормы федерального экологического закона будут применяться в случае коллизии между ними?

Тема № 4.

«Экологические права граждан и их объединений»

 

Задание № 12.

Какие виды экологических прав могут осуществляться гражданином в индивидуальном порядке?

1) Право на благоприятную окружающую среду.

2) Право на экологически значимую информацию.

3) Право на создание общественных экологических объединений.

4) Право на участие в общественной экологической экспертизе.

5) Право на участие в принятии экологически значимых решений.

6) Право на осуществление общественного экологического контроля.

7) Право на обращение в органы власти за обеспечением экологических прав и интересов.

8) Право на защиту окружающей среды и своих экологических прав и интересов.

9) Право на возмещение ущерба от экологических правонарушений.

 

Задание № 13.

В каком случае окружающая человека среда считается благоприятной?

1. В случае, если качество такой среды обеспечивает устойчивое функционирование ес­тественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

2. В случае, если состояние такой среды соответствует установленным нормативам качества, нормативам загрязнения и нормативам изъятия природных ресурсов.

3. В случае, если такая среда отвечает требованиям чистоты (незагрязненности), ресур­со­емкости, экологи­ческой устойчивости, видового разнообразия и эстетического богат­ства.

 

Задание № 14.

Нормирование загрязнения окружающей среды осуществляется с помощью:

1. Предельно допустимых концентраций (ПДК) химических ве­ществ, вредных микро­организмов и биологических веществ (в воде, почве, воздухе).

2. Предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ, ПДС).

3. Предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздейс­т­вий на окружа­ющую среду (шум, вибрация, электромагнитные поля, тепловое загрязнение).

4. Временно согласованных выбросов (ВСВ) загрязняющих веществ.

5. Временных допустимых уровней (ВДУ) содержания радионуклидов в питьевой воде.

6. Максимально допустимых уровней содержания пестицидов в объектах окружающей среды, продовольственном сырье и пищевых продуктах (МДУ).

7. Ориентировочно допустимых уровней (ОДУ) химических веществ в водных объектах.

8. Ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

9. Аварийных пределов воздействия (АПВ) отравляющих веществ в атмосферном воздухе.

10. Нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

11. Нормативов об­разования отходов и лимитов на их размещение.

12. Предельно до­пустимых норм применения ядохимикатов в сельском хозяй­стве.

13. Общего допустимого улова водных биологических ресурсов.

14. Расчетной лесосеки (объёма ежегодного изъятия древесины в лесах).

15. Лимитов (предельных объёмов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов.

16. Минимальных размеров территорий с открытыми (незапечатанными) почвами.

 

Задание № 15.

Какие из перечисленных выше экологических нормативов относятся:

a) к нормативам качества окружающей среды?

b) к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду?

c) к нормативам изъятия природных ресурсов?

 

Задание № 16.

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением в публичных интересах о приз­нании незаконными и необоснованными выводов государственной эколо­ги­чес­­кой экс­пер­ти­зы по проекту перекладки коксовой батареи на Кузнецком металлур­ги­ческом комбинате. Из зак­лючения указанной экспертизы следует, что права граждан на охрану здоровья не на­ру­ша­ют­ся воздействием хозяйственной деятельности комбината на окружающую при­род­ную среду.

1. Могут ли выводы экспертной комиссии быть обжалованы в суд или арбитражный суд?

2. Вправе ли прокурор возбудить гражданское дело в суде в защиту прав неопределен­ного круга лиц, проживающих в данном населенном пункте?

3. Какое право граждан затронуто в данном деле?

 

Задание № 17.

В чем состоят юридические обязанности граждан по охране природной среды?

1) Ежегодное высаживание в городах саженцев деревьев и кустарников.

2) Рациональное использование природных ресурсов (воды, энергии, древесины и т.п.).

3) Сортировка бытовых отходов, уборка мусора в городах и вокруг них.

4) Передача отработанных ртутьсодержащих ламп специализированным организациям.

5) Улучшение плодородия почв, высаживание садов, совершенствование среды обитания.

6) Экологически ответственное воспитание детей и внуков.

7) Участие в проведении общественной экологической экспертизы.

8) Юридические обязанности у граждан отсутствуют.

 

Задание № 18.

Источниками получения экологической информации являются:

1) Материалы государственной или общественной экологической экспертизы.

2) Материалы государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3) Экологический паспорт и декларация безопасности промышленного объекта.

4) Сведения, получаемые гражданами при посещении техногенных объектов.

5) Государственные кадастры природных ресурсов и техногенных объектов.

6) Статистические сведения Росстата, накапливаемые по официальным формам.

7) Сведения, получаемые Росгидрометом в ходе экологического мониторинга.

8) Госу­дарственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

9) Нормативные правовые акты и индивидуально-правовые акты органов государственной власти.

10) Сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

11) Сайты общественных организаций, занимающихся охраной окружающей среды.

12) Газеты, телевидение, радио и другие средства массовой информации.

 

Задание № 19.

Гражданин Р. предъявил в районный, а затем и городской суд Санкт-Петербурга иск к мэру Санкт-Петербурга о признании его действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению прав граждан на охрану здоровья от неблагоприятных воздействий окру­жа­ю­щей природной среды, неправомерными и о предоставлении экологической информации.

Суды отказали истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу.

Их дово­ды сводились к тому, что право, за защитой которого обратился гражданин, в законо­да­тель­с­т­ве закреплено нечетко, а формы его обеспечения неконкретны.

1. Правомерен ли отказ судов?

2. Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять в данной или аналогичной ситуации?

3. Составьте запрос на получение экологической информации.

Задание № 20.

Назовите нормативно-правовые акты, установившие право на получение экологической информации и обязанности по её предоставлению (в период с 1991 по 2011 гг.).

Задание № 21.

По решению городской мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население микрорайона заявило категорический про­тест про­тив такого строительства и добилось проведение научной экспертизы группой науч­но-ис­сле­до­вательских институтов района. Выводы научной экспертизы отно­си­тель­но допус­ти­мости стро­ительства зоопарка на отведенном земельном участке оказались отри­ца­тель­ными. Нес­мот­ря на это, строительство объекта началось.

Городское общество охраны при­ро­ды по про­с­ь­бе местного населения предъявило в арбит­ражный суд иск, в котором, опи­ра­ясь на зак­лю­че­ние научной экологической экспер­тизы, потребовало отменить решение мэ­рии о строительстве зоо­пар­ка.

1. Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы?

2. Какую юридическую силу имеет ее заключение?

 

Задание № 22.

Вправе ли общественные экологические объединения граждан:

1. Пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды.

2. Проводить публичные слушания по вопросам размещения техногенных объектов.

3. Запретить строительство промышленного или иного техногенного объекта.

4. Проводить общественную экологическую экспертизу.

5. Получать и распространять экологическую информацию.

6. Организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

7. Вносить предложения о проведении экологических референдумов.

8. Привлекать на добровольной основе граждан к охране окружающей среды.

9. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

 

Задание № 23.

Гражданин Аверкин и другие граждане (всего двести человек), проживающих в Санкт-Петербурге, обратились в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» в суд с иском к концерну «Ленинец». Они требовали либо выполнить обещание о переселе­нии из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, лишен­ной зелёных насаждений и т.п., либо прекратить экологически вредную деятельность кон­цер­на, причиняющий вред их здоровью и имуществу.

Ответчик объяснил сложившуюся ситуацию тяжелым финансовым положением концер­на, и как следствие, вынужденной продажей обещанного жильцам дома третьим лицам, а также другими объективными причинами.

1. К каким спорам относится данный спор: о защите экологических прав граждан, о защите их жилищных прав?

2. Возможно ли в данном случае заключение мирового соглашения?

3. Требуется ли привлечение соответчиками соответствующих органов государства?

4. Решите дело.

 

Задание № 24.

Работники сортировочной железнодорожной станции, примыкающей к площадке Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината (12 человек), пострадали в результате отрав­ления атмосферного воздуха мышьяковистым и фтористым водородом. Проверкой было установлено: отравление рабочих произошло в тот момент, когда на комбинате име­ло место грубейшее нарушение технологии переработки мышьяково-содержащих продуктов.

Комбинат иска о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников, не признал, заявив, что подобные загрязняющие вещества выбра­сы­ваются в атмосферный воздух и другими предприятиями данного региона.

Представитель истцов в ответ указал, что при причинении вреда химическим предп­ри­я­тием, деятельность которого представляет собой большую опасность для здоровья человека, достаточно доказать лишь максимальную вероятность причинения такого вреда.

1. Какое значение для компенсации вреда здоровью имеет причинная связь между нанесенным вредом и поведением причинителя вреда?

2. В чем состоит принцип презумпции причинения вреда?

3. Решите дело.

Задание № 25.

Группа лиц, проживающая в домах вблизи линии электропередачи, обратилась в районный суд с иском о взыскании с дирекции ЛЭП стоимости ущерба здоровью, при­чи­нен­ного в результате отрицательного воздействия электромагнитных полей на человека, включая прямой ущерб и упущенную выгоду.

Ответчик иска не признал. Он заявил, что в его поведении нет вины.

1. Каким должно быть решение суда?

2. Что такое источник повышенной опасности?

3. В чем проявляется вредное воздействие электромагнитных полей?

4. Какие доказательства требуется представить истцам?

 

Темы № 5, 6.

«Право собственности на природные ресурсы. Право природопользования»

Задание № 26.

Какие природные объекты (ресурсы) находятся в собственности государства, а какие – могут находиться в частной собственности?

1. Земля, земли отдельных категорий, земельные участки.

2. Воды, водные объекты, вода.

3. Леса, лесные участки, древесина.

4. Недра, участки недр, полезные ископаемые.

5. Животный мир, объекты животного мира, животные.

6. Растительный мир вне лесов (парки, сады, лесополосы на полях, деревья).

7. Атмосферный воздух.

8. Озоновый слой.

9. Околоземное космическое пространство.

Какие компоненты природной среды находятся в общенародном достоянии?

Какие природные объекты (их части) можно использовать на основании договора аренды?

Задание № 27.

Какие водные объекты могут находиться в частной собственности?

1) Озеро; 2) Родник; 3) Болото; 4) Пруд; 5) Река; 6) Море; 7) Обводненный карьер.

 

Задание № 28.

К специальному природопользованию относятся:

1. Застройка земельных участков.

2. Заготовка древесины.

3. Сбор грибов и ягод в лесах.

4. Добыча полезных ископаемых.

5. Устройство колодца на приусадебном участке.

6. Забор воды для нужд города, промышленности, сельского хозяйства.

7. Купание в реках и озерах.

8. Охота и рыболовство.

9. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

 

Задание № 29.

К платежам за использование природных ресурсов относятся:

1. Земельный налог, арендная плата.

2. Водный налог, плата по договору водопользования.

3. Плата за аренду лесного участка, плата по договору купли-прода­жи лесных насаждений.

4. Налог на добычу полезных ископаемых.

5. Сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

6. Компенсационные платежи за вырубку зеленых насаждений.

7. Плата за загрязнение атмосферного воздуха.

8. Платежи за превышение квот выбросов озоноразрушающих веществ (Киотский протокол).

9. Возмещение вреда, причиненного запуском и падением космических летательных аппаратов.

Задание № 30.

Какая экологически значимая деятельность подлежит лицензированию?

1. Любая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов.

2. Использование природных ресурсов в коммерческих целях или значительных объемах.

3. Любая деятельность, связанная с загрязнением окружающей среды.

4. Деятельность, представляющая особую опасность для окружающей среды.

 

Задание № 31.

Службой охраны заповедника были задержаны Слезнев и Корнеев, ока­зав­шиеся воен­но­служащими, которые на озере Живописное, находящемся на территории за­по­ведника, произ­вели отстрел перелетных птиц, застрелили трех лебедей и семь уток. Какая-либо охота на территории заповедника запрещена. Директор запо­вед­ни­ка попросил совета у судьи, какие в связи с этим нарушением необходимо оформить доку­мен­ты и куда их напра­вить.

1. Ответьте директору на поставленные им вопросы.

2. Возможно ли в данном случае привлечение военнослужащих Селезнева и Корнева к административной ответственности?

3. Как и за счет кого следует возместить вред, причиненный окружающей среде?

Задание № 32.

Какие объекты животного мира не подлежат изъятию из природной среды?

1. Находящиеся на территориях (акваториях), объявленных заповедными.

2. Находящиеся на особо охраняемых природных территориях.

3. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира, принад­ле­жа­щие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации (Красные книги субъектов Российской Федерации).

4. Добываемые без разрешения (лицензии) на изъятие (охоту, добычу, вылов), если полу­че­ние разрешения является обязательным.

 

Задание № 33.

Областная администрация выдала лицензию иностранной фирме сроком на десять лет на разработку месторождения железных руд и сдала в аренду 40 га земли. При этом согласно договору 30 % прибыли будет поступать в бюджет области, а 70 % – фирме.

1. Вправе ли областная администрация заключать подобные договоры с иностранными фирмами?

2. Какие нарушения в данном случае допущены?

 

Задание № 34.

Объектом налога на добычу полезных ископаемых являются:

1) Полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации.

2) Общераспространенные полезные ископаемые.

3) Углеводородное сырье (в т.ч. нефть, газ горючий природный и газовый конденсат).

4) Антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы.

5) Товарные руды черных, цветных и редких металлов.

6) Природные алмазы и другие драгоценные камни.

7) Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

8) Продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого.

 

Задание № 35.

На территории одного из районов были обнаружены значительные запасы нефти. Нефтепромысловое предприятие обратилось в областную администрацию с ходатайством о заключении договора на природопользование. После подписания договора на добычу нефти оно приступило к промышленной добычи нефти.

Областной комитет по охране природной среды и природных ресурсов указал на нару­шение порядка подписания договора на природопользование и дал предписание об их уст­ра­нении.

1. Какие нарушения порядка использования природных ресурсов были допущены?

2. Каков порядок предоставления участков недр для добычи полезных ископаемых?

 

Задание № 36.

Агропромышленное предприятие осуществляет забор подземной воды из артези­ан­с­кой скважины, расположенной на его территории, для бытовых и производственных нужд.

1. Должно ли это предприятие платить налог на добычу полезных ископаемых?

2. Как в данном случае будет реализован принцип платности природопользования?

 

Задание № 37.

Какие виды пользования водными объектами облагаются водным налогом?

1. Забор воды из водных объектов.

2. Использование акватории водных объектов.

3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

4. Сплав древесины в плотах и кошелях.

5. Сброс сточных вод в водные объекты.

6. Забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности.

7. Использование акватории водных объектов для плавания на судах.

8. Забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые.

9. Забор водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения.

10. Полив садовых, огородных, дачных, приусадебных земельных участков.

Когда за пользование водным объектом взимается плата по договору водопользования?

 

Задание № 38.

В каких случаях ставка водного налога составляет 70 рублей за 1000 м3 воды?

1. При водоснабжении жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан.

2. При заборе воды из водных объектов для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций.

3. При поливе садовых, огородных, дачных, приусадебных земельных участков.

 

Задание № 39.

В каких случаях пользование водными биологическими ресурсами осущест­в­ля­ет­ся бесплатно? (Госпошлина в 200 руб. за получение самой лицензии не учитывается).

1. Любительское и спортивное рыболовство в целях личного потребления или отдыха.

2. Традиционное рыболовство коренных малочисленных народов (в пределах квот).

3. Рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов.

4. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

5. Прибрежное рыболовство.

6. Промышленное рыболовство.

7. Рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях.

8. Рыболовство градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций.

 

Задание № 40.

Верно ли, что при заготовке древесины ставки платы за единицу объема лесных насаждений:

1. Определяются с учетом лесотаксовых районов, породы деревьев (сосна, ель, пихта, кедр, дуб, ясень, клен, бук, береза, осина, тополь), вида древесины (деловая и дровя­ная, с делением деловой древесины по категориям крупности) и расстояния ее вывозки.

2. Применяются как по договору аренды лесного участка, так и по договору купли-прода­жи лесных насаждений, с учетом ежегодно устанавливаемых поправочных ко






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.