Классы обслуживания на борту самолета Таблица 6
Класс обслуживания
| Код класса
| Первый класс
| R – сверхзвуковой самолет, первый класс
| P – первый класс, «Премиум»
| F – первый класс
| А – первый класс со скидкой
| Бизнес - класс
| J – бизнес-класс, «Премиум»
| С = бизнес-класс
| D, Z – бизнес-класс со скидкой
| Экономический класс
| W – экономический класс «Премиум»
| S, Y – экономический класс
| B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X – экономический класс со скидкой
|
Главное отличие классов – в комфортабельности кресел, качестве питания и размере бесплатно провозимого багажа.
При бронировании авиабилетов туроператору необходимо владеть информацией об основных типах поездок воздушным транспортом, которые отображены в международных системах бронирования и имеют специфические сокращения:
- OW (One Way), в один конец – перелет между двумя аэропортами с посадками или без, в рамках одного или нескольких рейсов;
- RT (Round Trip), в оба конца – перелет, который начинается и заканчивается в одном и том же аэропорту, с использованием рейсов «туда» и «обратно» на самолетах одной и той же авиакомпании, по одному и тому же маршруту;
- CT (Circle Trip), циклический – перелет начинается и заканчивается в одном и том же аэропорту, но перелет «обратно» организуется по другому маршруту или на рейсе другой авиакомпании;
- OJ (Open Jaw), с открытой датой – перелет, при котором пассажир возвращается в другой аэропорт или в аэропорт отправления не из аэропорта назначения, а иногда используется другой вид транспорта.
Регулярные рейсы представляют собой запланированные полеты, выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием и имеющие следующие характеристики: установленные дата и время вылета, строго фиксированный маршрут полета, гарантированный вылет вне зависимости от заполнения самолета, установленные авиакомпанией тарифы, скидки и льготы.
Обслуживание авиапассажиров при перевозке воздушным транспортом включает целый ряд процедур, направленных на обеспечение гарантии перевозки, соблюдение условий безопасности полетов, а также выполнение требований различных государственных органов, предъявляемых к гражданам, пользующимся услугами авиаперевозчиков.
Для прохождения этих процед ур пассажир обязан прибыть в аэропорт заблаговременно. Как правило, на международных рейсах время прибытия пассажира в аэропорт составляет 2,5 ч до вылета воздушного судна, а на внутренних 2 ч. Это время необходимо для прохождения пассажиром предполетных административных формальностей и процедуры регистрации.
Время начала регистрации билета и оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в случае опоздания на рейс пассажир имеет право потребовать возмещения убытков, возникших в результате непредоставления информации.
Договора с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) договор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское соглашение; в) чартер (аренда самолета).
Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причины нереализации. Тарифы при реализации жесткого блока бывают примерно на 5-10 % ниже, чем на мягком. К тому же при договоре на жесткий блок оператор и агент фиксируют цену на весь период действия чартера, что дает хорошую возможность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в конце его. Финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или части квоты мест по причине нереализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее другими агентами. Мягкий блок, более удобен для агента, однако если отказ произойдет позже установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера (будь это авиакомпания или туроператор-wholesaler).
Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:
график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;
количество туристов в каждой группе (квота мест);
сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
скидки и льготы на квоту мест;
порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).
Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализации авиабилетов, т. е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.
В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает и следующие моменты:
кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудования для оформления авиабилетов и их бланков;
вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого оборудования;
объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально - по количеству билетов в месяц, например не менее 10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях);
пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
по чьей цене продаются авиабилеты - по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);
цены и тарифы продаж авиабилетов;
условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);
размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9 % от проданного тарифа);
сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;
размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. долл.);
членство в IATA.
Туристическое предприятие может самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Для осуществления такой деятельности требуется аккредитация туроператора со стороны Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Чтобы получить аккредитацию туроператор должен соответствовать следующим требованиям:
- наличие лицензии и опыта работы на туристическом рынке;
- наличие офиса, отвечающего требованиям СЭС и пожарной безопасности;
- наличие оборудованного места работы авиакассира (стойка, несгораемый сейф, спецоргтехника, «тревожная» сигнализация);
- аттестация персонала в результате прохождение курсов обучения пользованию системами бронирования и заполнению бланков авиабилетов;
- внесение банковских гарантий (от 20 тыс.долл.) в пользу авиакомпании;
- проведение ежемесячной оплаты доступа туроператора в электронную службу бронирования авиакомпании.
В этом случае авиакомпания в лице данного туроператора имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). В агентском соглашении с авиакомпанией отражаются следующие моменты:
- объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуально - по количеству билетов в месяц и по выручке от продаж);
- пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
- по чьей цене продаются авиабилеты - по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);
- цены и тарифы продаж авиабилетов;
- условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи;
- размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов (до 9% от проданного тарифа);
- сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация.
При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.
Затем заключается специальный чартерный договор, в котором оговариваются:
вид (марка) самолета;
число мест, подлежащих продаже;
стоимость аренды самолета;
маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;
срок действия договора (сезон, год и т. д.);
регулярность совершения авиарейсов;
возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции.
Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты - первый обратный после первого завоза и последний туда перед последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозя новых, так как он уже за ними не вернется (т. е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Здесь действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на «выпадающий» рейс, а значит, снижает и перевозочный тариф.
Нормальные отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением баланса после каждого полета.
Практика чартерных программ показывает, что браться за их организацию имеет смысл только тогда, когда за 4-5 месяцев возможно проведение как минимум 15-17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Рейсы обычно выполняются 1-2 раза в неделю и совсем редко - с периодичностью в 10 дней или в 2 недели.
Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и эксплуатируют собственные чартерные авиарейсы преимущественно для обеспечения собственных туристов.
Следует заметить, что в сезон реально можно организовать 20 заездов (при еженедельных полетах). Однако чартер можно пускать и с частотой 2 раза в неделю. Тогда количество полетов за сезон возрастает до 40. Это значительно снижает тариф, но недоступно по загрузке большинству туристских фирм. Этим и объясняется возникновение на рынке туристских перевозок «промежуточных» предпринимателей - фирм-оптовиков (wholesalers), сосредоточивающих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их среди более мелких фирм в виде блок-чартеров (т. е. по 10-30 мест). Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, проводит по трем вариантам: жесткий блок мест, мягкий и комбинированный.
Жесткий блок предусматривает строгие договорные обязательства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим элементы двух вышеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реализуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по жесткой системе, а другая -по мягкой.
Часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный чартер, всегда остается вопрос выбора авиакомпании. В понятие «надежность авиакомпании», по мнению туроператоров, входят прежде всего репутация и имя на мировом рынке авиаперевозок, отработанность технологической цепочки полетов на конкретном направлении, величина и номенклатура летного парка, возможность наземной представительской поддержки.
Не последнюю роль при организации чартеров играет цена перевозки Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерного цикла: таким образом она страхует себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговаривается заранее и производится, как правило, за 7-10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.
Дешевизна чартерных перевозок может иметь ряд негативных для пассажира последствий, например таких, как более низкое качество обслуживания на борту, и в наземных службах аэровокзалов, реальная возможность переноса времени или даты либо вообще отмены вылета (в случаях, если заказчик не обеспечил необходимую для нулевой рентабельности загрузку борта), ограниченные возможности пассажира по обмену или возврату денег за неиспользованные авиабилеты на чартерный рейс (практически все туроператоры не производят обмен и возврат купленных авиабилетов). По этим причинам чартеры получили широкое распространение на массовых и популярных среди населения направлениях, а перевозка VIP и индивидуальных клиентов предпочтительней на регулярных авиалиниях.
|