Тема 3 Конкурентные отношения на российском рынке Одной из основных категорий рыночных отношений является конкуренция.Для ее поддержки государство предусматривает комплекс различных правовых средств: запрещение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для рыночной состязательности и т.д.
Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением.
Конкуренцияхарактеризуется как «столкновение», «состязание» между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Конкуренция - тонкий, гибкий механизм. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции устаревшего ассортимента. Напротив, сильные фирмы могут даже в трудное (кризисное) время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.
Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это удовлетворение определенной потребности.
Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги либо товары-заменители (субституты). Широкое понимание приводит к увеличению числа конкурентов.
Объектом конкуренции является потребитель (покупатель), и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) — с другой, а значит, существуют различные методы и приемы конкурентной борьбы, и различное их влияние.
Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капитал и др.
Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма (предприятие). Решения и поведение в бизнесе направляется конкуренцией и рыночными условиями. Деятельность фирмы описывается как реакция на конкуренцию и условия спроса — предложения то есть, как реакция ил силы, которые находятся за пределами ее контроля или влияния.
В сфере бизнеса существуют две формы конкуренции: добросовестная и недобросовестная.
При добросовестной конкуренциистремятся к получению максимальной прибыли путем создания лучших товаров и оказания более качественных услуг, т.е. это оправданная борьба цен и качества. Для достижения своих целей фирмы предпринимают активные действия: постоянно совершенствуют стратегию и тактику деятельности, автоматизируют производство, улучшают структуру управления, реализуют программы по активному вовлечению работников в управление, увязывают размер оплаты с эффективностью труда, улучшают качество выпускаемой продукции и т.д.
Сферы предпринимательской деятельности, в которых хозяйствующие субъекты могут осуществлять конкурентные действия, определяются достаточно широко и сводятся в основном к товарным и финансовым рынкам (включая рынок ценных бумаг).
Наличие различных форм и видов конкуренции заставляет предприятия тщательно изучать своего соперника на рынке. Прежде всего необходимо постоянно следить за рекламной кампанией, которую проводит конкурент, какими средствами рекламы пользуется, каков примерный размер рекламных средств, проводить систематическое исследование всей первичной и вторичной информации, касающейся ближайших конкурентов.
Собранный материал о каждом конкуренте подвергается тщательному анализу, и тут же принимается решение о выработке адекватной стратегии конкурентной борьбы. Она может выражать наступательные или защитные действия предприятия, направленные на занятие прочной позиции на рынке.
Недобросовестная конкуренция. Современная практика показывает, что многие фирмы дополняют добросовестную конкуренцию недобросовестным противоборством,причем доля последней все более возрастает и становится реальностью современного российского бизнеса.
На этой фазе отношений применяются самые различные меры с целью нанесения конкуренту значительного материального ущерба вплоть до захвата и убийства сотрудников, взрывов и поджогов складов, служебных помещений и т.п. Имеются многочисленные примеры таких действий как за рубежом, так и в России.
В осуществлении актов недобросовестной конкуренции активно участвуют недобросовестные чиновники.
При недобросовестной конкуренции в конкурентной борьбе широко применяют методы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил.
К ним относятся:
- продажа по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка;
- установление контроля над деятельностью конкурента для прекращения его деятельности;
- злоупотребление господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки);
- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- тайный сговор на торгах и создание тайных картелей;
- ложная информация и реклама, вводящая покупателей в заблуждение и т.п.
Торговые предприятия и фирмы конкурируют за счет контрабандного ввоза продукции из-за рубежа, беспошлинного ввоза за счет фирм, освобожденных от таможенных сборов.
К конкретным проявлениям наиболее уродливых форм конкурентной борьбы в России относятся:
- закупки на самых дешевых мировых рынках бросовых товаров и ввоз их в страну. Это одежда и обувь кустарного производства из КНР, Малайзии, других развивающихся стран с маркой «Сделано в США»; некачественные продукты питания из Европы с истекшими сроками хранения; совместное производство в России продукции низкого качества с этикетками США, Германии, Франции и т.д.;
- захват под свой контроль колхозных рынков и торговых мест, изгнание с рынка конкурентов;
- скупка с помощью коррупированных чиновников государственной недвижимости по бросовым ценам для последующей перепродажи.
В недобросовестной конкурентной борьбе широко используются различные методы:
- получение налоговых и иных льгот;
- коррупция;
- использование запрещенных методов сбора информации;
- дезинформация;
- использование криминальных методов борьбы;
- работа через подставные фирмы, имеющие различные льготы.
Основными формами недобросовестной конкуренции являются:
1. Экономическое подавление:
- срыв сделок и иных соглашений;
- парализация деятельности фирм с использованием полномочий государственных органов, в том числе протекционистские барьеры на государственном уровне, монополистическое давление;
- подрыв репутации конкурента: распространение ложных сведений, дискредитация фирмы, ее продукции, торговой деятельности, ложная реклама;
- нарушение прав конкурентов: незаконное использование марки товаров конкурента, воспроизводство его продукции худшего качества, раскрытие его секретов производства и торговли;
- дезорганизация производства конкурентов: сманивание специалистов, демпинг;
- шантаж, компрометация руководителей и сотрудников фирмы.
2. Физическое подавление:
- ограбления и нападения на офисы, складские помещения, грузы;
- угрозы физической расправы над руководителями фирмы;
- заказные убийства руководителей фирм и захват заложников.
3. Промышленный шпионаж:
- подкуп сотрудников фирм с целью сбора информации;
- копирование программных продуктов;
- продажа документации, разработок;
- подслушивание телефонных разговоров и переговоров в помещениях.
В условиях недобросовестной конкурентной борьбы преступные посягательства во многом касаются материальных ценностей,которыми располагает предприниматель. Это производимая продукция, помещения (в том числе и жилые), здания и другие ресурсы. Они проявляются в виде:
- ознакомления с конструкцией, дизайном, исполнением;
- подделки продукции;
- похищения;
- промышленного шпионажа;
- мошенничества;
- уничтожения различными путями (взрывы, поджоги, обстрелы и др.).
Работа по обеспечению безопасной деятельности экономической структуры в условиях конкурентной борьбы представляет собой деятельность по выявлению возможных конкретных угроз, их предупреждению и устранению или минимизации путем соответствующего юридического оформления и технологической реализации отдельных мероприятий. Сюда входят:
- юридический и финансово-экономический анализ планируемой коммерческой операции;
- анализ объективных возможностей партнеров и участников сделки (платежеспособность, правоспособность и т.п.);
- субъективные характеристики партнеров и участников (вероятность обмана, профессиональная грамотность и т.п.);
- выявление связей предполагаемых партнеров с криминальными структурами;
- определение форм и способов защиты используемых средств и имущества (технология перемещения средств и товаров, возможность и оформление залога и т.п.);
- определение форм и способов контроля над отдельными сторонами сделки на всех ее этапах;
- противодействие неспровоцированным попыткам нанесения ущерба от сторонних юридических и физических лиц.
Существенное влияние на эффективность конкурентной борьбы в предпринимательской деятельности оказывают средства массовой информации.Практика делового мира свидетельствует о том, что ущерб может нанести не только критическое выступление журналиста. Потерями оборачивается и отсутствие необходимых публикаций. Неумение анализировать обнародованную информацию тоже обрекает на потери, приносит вред.
При рассмотрении урона, наносимого вследствие выступлений прессы, можно выделить ряд возможностей:
-опубликование недостоверного, неточного сообщения, извращающего факты;
- публикация сообщения, достоверного по фактам, но дающего ошибочную их интерпретацию;
- публикация достоверного материала, содержащего в себе критическую оценку деятельности или личности предпринимателя;
- публикование сообщения, преждевременно обнародовавшего те или иные сведения из жизни фирмы или намерения предпринимателя;
- публикация устаревших сведений;
- опубликование сообщения, разглашающего коммерческую тайну.
Все эти обстоятельства неизбежно грозят негативными для предпринимателя последствиями. Однако наиболее опасна для делового мира вторая ситуация, когда пресса выступает с материалами, которые достаточно точно отражают некоторые факты, но вследствие разных причин дают им неточную оценку и ориентируют на ошибочные, нежелательные выводы.
Ситуация драматизируется тем, что газетные и журнальные публикации часто воспринимаются властными структурами как проявление общественного мнения и нередко становятся толчком к принятию ими непродуманных решений, которые крайне пагубно сказываются на жизни делового мира.
В целом в условиях реально существующей на рынке конкуренции важнейшее значение имеет переход от имеющих место хаотичных, недальновидных действий предпринимателей к сбалансированной деятельности участников рынка, стабилизирующей прогрессивные тенденции в экономике государства. Это требует познания законов рынка в их взаимодействии со структурами бизнеса, выявления причинно-следственных и других форм связей в экономических процессах, определения тенденций их развития, что невозможно без экономического анализа.
При рыночных отношениях задачи анализа становятся основополагающими, так как конкуренция принуждает предпринимателей активнее изучать самую разнообразную информацию для предотвращения возможных ошибок при совершении рискованных хозяйственных операций.
Несмотря на то, что конкурентные действия выступают в качестве особых методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять с последней. Предпринимательская деятельность не всегда предполагает наличие конкуренции.
|