Общие требования к составлению и оформлению отчета Содержание
Введение 2
1 Общие положения 3
2 Общие требования к составлению и оформлению отчета 5
3 Подведение итогов практики 8
4 Учебная практика 8
4.1 Цель и задачи учебной практики 8
4.2 Подготовка к учебной практике 9
4.3 Содержание учебной практики 9
4.3.1 Технология бурения скважин 9
4.3.2 Оборудование для бурения скважин 9
4.3.3 Технология добычи нефти и газа 9
4.3.4 Цеха предприятий 10
4.3.5 Организация учебной практике на УНПП СОЛУНИ 10
4.4 Баланс времени 10
4.5 Отчет об учебной практике 10
5 Производственная практика 11
5.1 Общие положения 11
5.2 Первая производственная практика специальности МП 11
5.2.1 Содержание первой производственной практики 12
5.2.1.1 Прохождение практики на буровых предприятиях 12
5.2.1.2 Прохождение практики на нефтегазодобывающих
предприятиях 13
5.2.2 Баланс времени по первой производственной практике 14
5.2.3 Отчет о первой производственной практике 14
5.3 Вторая производственная практика специальности МП 15
5.3.1 Содержание второй производственной практики 15
5.3.2 Баланс времени 16
5.3.3 Отчет о практике 16
5.4 Производственная практика студентов направления БМП 16
5.4.1 Содержание производственной практики 16
5.4.2 Баланс времени 17
5.4.3 Отчет о практике 17
6 Преддипломная практика 18
6.1 Цель и задачи преддипломной практики 18
6.2 Содержание преддипломной практики 18
6.3 Баланс времени 19
6.4 Отчет о преддипломной практике 19
Список источников 20
Приложение А. Форма письма об отказе приема на практику студентов,
обучающихся по договорам или контрактам 21
Приложение Б. Форма письма о направлении на практику студентов 22
Приложение В. Форма путевки 23
Приложение Г. Образец заполнения титульного листа 24
Приложение Д. Пример заполнения второго листа 25
Приложение Е. Пример оформления рамкой последующих листов 26
Введение
За время обучения в университете студенты специальности 130602 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» (далее МП) и направления 150400 «Технологические машины и оборудование» (БМП) получают теоретические знания, которые являются базой для их профессиональной деятельности.
Для закрепления знаний студентов, согласно учебным планам, им необходимо пройти практическую подготовку. По окончании первого курса студенты проходят учебную практику, которая проводится в виде экскурсий на предприятиях ОАО «АНК “Башнефть”» и ООО «Башнефть - Геострой». На ней студенты получают первое знакомство с производством.
По окончании третьего и четвертого курсов студенты МП проходят производственные практики, на которых, как правило, они работают на какой-либо штатной должности, либо, при отсутствии вакансий, проходят стажерами. Самой последней для них является преддипломная практика, в течение которой дипломник собирает материалы для выпускной квалификационной работы.
Для студентов БМП после третьего курса предусмотрена производственная практика, на которой при наличии соответствующей рабочей квалификации они имеют возможность получения практических навыков.
Порядок организации практики определяется согласно «Положению о порядке проведения практики студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ”Уфимский государственный нефтяной технический университет”», утвержденного решением Ученого совета УГНТУ 20.06.2003, протокол №6.
Общие положения
1.1 Настоящее методическое пособие разработано на основе «Положения о порядке проведения практики студентов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Уфимский государственный нефтяной технический университет”» и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 657300 «Оборудование и агрегаты нефтегазового производства» по специальности 130602 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» и направлению 150400 «Технологические машины и оборудование».
1.2 Подготовка специалиста и бакалавра должна быть тесно связана с конкретными задачами его будущей практической деятельности. Для решения этой задачи по учебному плану предусмотрено прохождения практики на предприятиях нефтегазовой отрасли.
1.3 В процессе обучения студенты специальности МП проходят следующие виды практик:
- учебная практика начинается на следующей неделе по окончании весенней сессии первого курса и имеет продолжительность четыре недели;
- первая производственная практика начинается на следующей неделе по окончании весенней сессии третьего курса с продолжительностью в четыре недели;
- вторая производственная практика проводится по окончании весенней сессии четвертого курса с продолжительностью в шесть недель;
- преддипломная практика продолжительностью четыре недели начинается со следующей недели после проведения государственного экзамена.
1.4 В процессе обучения студенты направления БМП проходят следующие виды практик:
- учебная практика начинается на следующей неделе по окончании весенней сессии первого курса и имеет продолжительность четыре недели;
- производственная практика начинается на следующей неделе по окончании весенней сессии третьего курса с продолжительностью три недели.
1.5 Все виды практик проводятся на предприятиях и в организациях, закрепленных за вузом в качестве базовых, в соответствии с заключенными договорами.
1.6 Учебно-методическое руководство практикой возлагается на декана механического факультета и заведующего кафедрой нефтегазопромыслового оборудования.
1.7 Кафедра выделяет в качестве руководителей практики хорошо знающих производство преподавателей и научных сотрудников, которые обеспечивают выполнение учебных планов производственного обучения студентов, программы практики и высокое качество её проведения.
1.8 Не позднее чем за месяц до начала практики составляются по установленной форме списки студентов, направляемых на практику, и готовится соответствующий проект приказа с указанием базы практики и руководителей, передаваемый затем в учебный отдел на утверждение.
1.9 Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями или обучающиеся по индивидуальному договору с предприятием, по целевому договору с органами исполнительной власти городов и регионов РБ и РФ, как правило, проходят практику по месту будущей работы. При невозможности обеспечения условий, предъявляемых к практике требованиями ГОС ВПО, о чем будущие работодатели извещают университет (образец этой формы представлен в приложении А), а также, при наличие свободных заявленных мест от предприятий, студенты направляются на практику по усмотрению выпускающей кафедры.
1.10 Студенту, имеющему возможность самостоятельно устроиться на практику, необходимо предоставить письмо от предприятия на кафедру нефтегазопромыслового оборудования (приложение Б).
1.11 Перед началом практики руководитель практики от кафедры проводит собрание со студентами, направляемыми на практику, и с руководителями практики из числа преподавателей кафедры. Студентам разъясняют роль и значение практики, знакомят с их обязанностями при прохождении практики, с требованиями, предъявляемыми к отчету о практике. Студенты, выезжающие на производственные и преддипломную практики, получают у своего руководителя задание на практику для сбора необходимого материала по теме курсового или дипломного проектирования в соответствии с наименованием практики.
1.12 Перед отъездом на практику студент обязательно должен получить следующие документы:
- путевка на практику согласно приложению В (выдается сектором практики учебного отдела университета);
- настоящее методическое руководство «Сквозная программа практик» (выдается кафедрой НГПО);
- индивидуальное задание на практику (выдается руководителем практики от кафедры).
1.13 В процессе прохождения практики студентами преподаватели кафедры осуществляют:
- контроль за организацией и проведением практики;
- контроль за соблюдением сроков и содержания программы практики;
- организовывают для студентов семинары по вопросам, входящим в задачи практики;
- руководят научно-исследовательской работой студентов;
- помогают в сборе необходимого материала по курсовому и дипломному проектированию;
- контролируют выполнение студентами правил внутреннего трудового распорядка.
1.14 По окончании практики преподаватели принимают и оценивают отчеты студентов. Руководитель практики студентов от кафедры составляет и предоставляет заведующему кафедрой письменный отчет о прохождении практики, который обсуждается и утверждается на заседании кафедры.
1.15 Непосредственное руководство производственными и преддипломной практиками студентов на предприятии возлагается на высококвалифицированных специалистов, оформляемых соответствующим приказом руководителя предприятия, учреждения или организации. В их обязанности входит:
- организация и контроль практики студентов в соответствии с программой;
- проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности;
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу;
- организация лекций и консультаций ведущих специалистов предприятия;
- оказание помощи в подборе необходимых материалов для курсового и дипломного проектирования, предоставлении технической документации и научной литературы;
- контроль за соблюдением практикантами производственной дисциплины;
- организация экскурсий внутри предприятия и на другие объекты;
- проверка отчетов студентов о практике, составление отзыва, содержащего данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе; по завершении прохождения практики руководитель практики от организации должен поставить свою подпись и печать организации на титульном листе отчета по практике.
1.16 Для облегчения составления отчета о практике студенту рекомендуется вести дневник, в котором ежедневно записывается краткое содержание этапов выполненной работы, проведенных экскурсий, прослушанных лекций и других элементов практической подготовки.
1.17 В дневнике студент выполняет эскизы изучаемого оборудования, кинематические, гидравлические и другие схемы механизмов, машин, испытательных и других стендов, приспособлений и инструментов, применяемых при различных технологических операциях; приводит примеры составления технологических карт на изготовление деталей и сборку машин, а также на их восстановление и ремонт; дает компоновку различного вида оборудования на объектах прохождения практики; делает заметки по вопросам улучшения конструкции или технологического процесса.
1.18 Дневник является первоисточником при составлении отчета о практике и может быть приложен к последнему.
Общие требования к составлению и оформлению отчета
Отчет оформляется в рукописном или в распечатанном виде с помощью компьютера на основе материалов, собранных студентом в процессе практики (записи в дневнике, материалы научно-технической документации и научной литературы), и должен содержать информацию, соответствующую программе практики. Объем и содержание отчета зависят от вида практики (учебная, производственная, преддипломная).
Отчет должен быть конкретным, насыщенным фактическим материалом и примерами из личных наблюдений. Он должен быть иллюстрирован аккуратно и грамотно выполненными эскизами, рисунками и схемами, должен содержать краткое описание предприятия, учреждения, организации (цеха, отдела, лаборатории и т.д.) и основных видов его деятельности, вопросы охраны труда и экологии, достижения новаторов производства. В отчете о производственной практике при предоставлении рабочего места обязательным должен быть раздел, включающий подробную характеристику рабочего места и информацию о конкретно выполняемой работе.
Составные части отчета по практике располагаются в следующей последовательности:
- титульный лист (см. приложение Г);
- путевка с печатями;
- задание на сбор материала по практике;
- содержание (см. приложение Д);
- текст;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист оформляется по единому образцу (см. приложение В).
Задание на сбор материала оформляется на специализированных бланках, которые выдаются на кафедре.
Содержание включает заголовки всех разделов и подразделов и номера пунктов текстовой части отчета, а также нумерацию страниц, на которых они размещаются. Наименования и номера заголовков в содержании и тексте должны совпадать. Листы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не указывается), включая листы с изображением рисунков. Номера листов указываются в правом нижнем углу рамки каждого листа.
Пояснительная записка печатается на лицевой стороне потребительской бумаги форматом А4 (210x297 мм). При использовании персональных компьютеров печать необходимо вести шрифтом Times New Roman Суr с размером 14 через 1,5 интервала. Расстояние от рамки формы до границ текста должно быть не менее 3мм. Расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10мм. Расстояние между заголовком и текстом - 3, 4 интервала (10÷15 мм). Расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 интервала (8мм) (см. приложение Е).
Каждый раздел отчета следует начинать с нового листа, а пункты и подпункты текста - с абзаца. Наименования разделов, подразделов пишутся в виде заголовков строчными буквами, кроме первой - прописной.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Рисунки, схемы, графики и эскизы размещаются по тексту после ссылки на них. Графики должны иметь координатную сетку с указанием единиц измерения параметров по осям. Рисунки снабжаются краткой подрисуночной надписью. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Насос буровой.
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы помещают над таблицей. При переносе таблицы на другой лист записывают "Продолжение таблицы ... " не повторяя заголовка. Таблицы должны быть пронумерованы последовательно по всему тексту или в пределах каждого раздела. Номера таблиц размещаются в левом верхнем углу, например: Таблица 1.1 – Буровые насосы.
Список литературы оформляется в соответствии с правилами, регламентированными ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа». Используемые литературные и фондовые источники сводятся в общий список, который приводится в конце пояснительной записки, перед приложением. В перечень литературы включают: все использованные учебные пособия, справочники, каталоги, ГОСТы, инструкции и т.д.
Номер использованного литературного источника в тексте ставится в квадратные скобки, например [25], что соответствует источнику, перечисленному в списке под двадцать пятым номером.
Названия книг (монографии, учебники, справочники и т.д.) должны включать фамилии и инициалы авторов, заглавия книг, место издания, издательство, год издания, объем в страницах.
Фамилия автора приводится в именительном падеже. Фамилии нескольких авторов приводят в той последовательности, в какой они напечатаны в книге. Если авторами первоисточника являются более трех авторов, приводится заглавие книги, а затем фамилии трех авторов и др. Место издания указывается в именительном падеже; допускается сокращение названий двух городов: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб.
Книга одного автора:
Например: Баграмов, Р.А. Буровые машины и комплексы: учебник для вузов / Р.А. Баграмов. – М.: Недра, 1988. – 501с.
Статья в журнале:
Например: Татаренко, А.В. Критерий взрывоопасности для емкостей, содержащих летучую жидкость / А.В. Татаренко// Изв. вузов. Нефть и газ. – 1985. - №6. – С.62-66.
Патент:
Например: Пат. 2237793 Российская Федерация, МПК 7 Е 21 В 17/07. Виброгаситель/ Имаева Э.Ш., Ишемгужин Е.И., Шайдаков В.В., Ишемгужин И.Е. Уфим. гос. нефт. техн. ун-т. - № 2002131226; заявлено 20.11.2002; опубл. 10.10.2004, Бюл. № 28 .
Авторское свидетельство:
Например: А.с. 1007997 СССР, МКИ З В 25 J 15/00/ Устройство для захвата неориентированных деталей типа валов / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин (СССР).- № 3360585/25-08; заявлено 23.11.81; опубл. 30.08.1983.
Порядок расположения и нумерация производится либо соответственно порядка использования литературы в тексте, либо в алфавитном порядке (по фамилии авторов).
Отчет должен быть сброшюрован в папку.
Отчет проверяется и подписывается руководителем практики от предприятия и заверяется печатью предприятия. К отчету прилагается заверенный печатью и подписанный отзыв руководителя практики от предприятия и путевка с отметками о сроках прибытия и убытия, принятия на работу и увольнения.
Подведение итогов практики
По окончании практики студенты защищают свои отчеты перед руководителями практики из числа преподавателей кафедры нефтегазопромыслового оборудования.
Зачет по учебной практике сдается в течение недели после ее прохождения.
Аттестация по итогам всех видов практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия в течение двух первых недель после начала учебного процесса в новом учебном году. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Учебная практика
Местом проведения практики студентов специальности МП и направления БМП являются филиал ОАО «АНК «Башнефть» «Башнефть - Уфа» (Курасковское ЦДНГ и Кушкульское ЦДНГ), ООО «Башнефть - Геострой» и учебно-научный производственный полигон УНПП СОЛУНИ.
|