Белорусская Торгово-промышленная палата (Бел ТПП). УО «Белорусский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
профессор________В.В. Садовский
«____» ________________ 20__ г.
Регистрационный №_____________
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК
для студентов факультета международных экономических отношений,
Специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика»
Специализации 1-25 01 03 01
«Управление внешнеэкономической деятельностью»
Составители:
Г.В. Турбан, зав. кафедрой международного бизнеса УО «Белорусский государственный экономический университет» к.э.н., доцент
А.П. Левкович, доцент кафедры международного бизнеса, к.э.н., доцент.
С.В. Савенко, ассистент кафедры международного бизнеса
Рассмотрена и рекомендована к утверждению:
Кафедрой международного бизнеса (протокол № 1 от 30.09.2011 г.)
Зав. кафедрой _________________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению:
Советом факультета МЭО (протокол № 1 от 29.09.2011 г.)
Председатель Совета факультета __________ ____________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Согласовано:
Руководитель производственной практики _________ _________
(подпись) (И.О.Фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
|
| стр.
|
| Цели и задачи практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
| Организация проведения практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
| Задания по практике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
| Требования к отчету по практике. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .
|
|
| Подведение итогов практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
| Аттестация студентов-заочников по выполнению организационно-экономической практики в форме собеседования…………………………………………………...
|
|
| Приложение. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Практика студентов является важным этапом их подготовки к самостоятельной работе. Она организуется на предприятиях, организациях и учреждениях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в Республике Беларусь, в соответствии с учебным планом университета в пределах установленного общего срока обучения, согласно образовательному стандарту по специальности.
Цель практики – закрепить полученные в университете теоретические и профессиональные знания по экономике и управлению внешнеэкономической деятельности.
Основные задачи прохождения практики студентами:
- закрепление специальных теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
- изучение системы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, в учреждении или организации (по месту прохождения практики);
- изучение организации производства экспортной продукции;
- изучение по месту прохождения практики опыта подготовки и осуществления всех этапов внешнеэкономической сделки купли-продажи, а также других международных коммерческих операций;
- приобретение практических навыков выполнения функций специалиста по внешнеэкономическим связям;
- изучение законодательных актов и нормативных документов по внешнеэкономической деятельности, инструкций, положений и других документов, которыми руководствуются предприятия в своей деятельности;
- практическое применение и углубление знаний иностранных языков путем чтения и перевода коммерческой информации, подготовки документов на иностранном языке, непосредственного участия в переговорах, деловых и общих беседах с иностранными партнерами и в других мероприятиях по внешнеэкономической деятельности;
- приобретение практических навыков работы с использованием современных средств оргтехники.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Общее методическое и организационное руководство практикой осуществляется заведующим выпускающей кафедры.
Для непосредственного руководства практикой на каждой базе назначаются руководители от кафедры и предприятия.
Руководитель практики от кафедры выдает студенту индивидуальное задание.
Успешное прохождение студентами практики обеспечивается их согласованной работой с руководителями, как от университета, так и от предприятия.
Распределение студентов по местам практики и назначение руководителей от университета и предприятия утверждается приказом ректора за месяц до начала практики.
За неделю до начала проведения практики проводится организационное собрание, на котором студенты получают дневники и направления на практику, инструктаж о ее прохождении.
Базами практики являются предприятия, организации и учреждения, которые определяются по согласованию с руководством указанных организаций и университетом.
Во время проведения практики студент ведет дневник, с помощью которого осуществляется контроль хода выполнения ее программы. Руководители практики от предприятий, организаций, учреждений, где студент проходит практику, дают письменный отзыв в дневнике о качестве его работы во время практики.
Студенты четвертого курса дневной формы обучения проходят организационно-экономическую практику сроком 4 недели.
Студенты пятого курса дневной формы обучения проходят преддипломную практику сроком 12 недель после окончания зимней экзаменационной сессии.
Студенты заочной формы обучения проходят преддипломную практику сроком 4 недели в период после окончания последней сессии 5-го курса и до начала сессии 6-го курса.
Руководитель практики от университета осуществляет:
- методическое руководство и контроль за прохождением практики;
- решение организационных вопросов, возникающих в период практики;
- выдачу индивидуальных заданий на практику;
- консультацию студентов по вопросам внешнеэкономической деятельности, сбора и обработки необходимых материалов, подготовки и написания отчета;
- представление на кафедру информации о ходе практики;
- рассмотрение отчетов о практике и допуск к защите за неделю до их защиты на кафедре.
Руководитель практики от предприятия, организации, учреждения осуществляет:
- разработку графика прохождения практики каждым студентом;
- обеспечение студента-практиканта необходимой информацией в соответствии с программой практики;
- руководство и контроль за работой студентов, соблюдением ими трудовой дисциплины;
- консультацию студентов по вопросам внешнеэкономической деятельности предприятия, организации, учреждения в целом и его внешнеэкономических подразделений;
- проверку отчета о прохождении практики , написание характеристики работы студента.
Студент-практикант обязан:
- изучить настоящую “Программу практики” и во время прохождения практики руководствоваться ею в своей работе;
- своевременно и качественно выполнять программу практики;
- выполнять задания руководителей практики от университета и от предприятия;
- строго выполнять правила внутреннего распорядка предприятия по месту прохождения практики;
- принимать личное участие в работе внешнеэкономических служб и общественной работе предприятия – места прохождения практики;
- по окончании практики представить отчет в соответствии с утвержденной программой, с необходимыми приложениями. К отчету приложить дневник по практике с отметками предприятия о пребывании на практике.
ЗАДАНИЯ ПО ПРАКТИКЕ
Министерство иностранных дел Республики Беларусь
Задание для организационно-экономической практики (данное задание используется и при прохождении преддипломной практики, если организационно-экономическая практика проходила на другой базе)
1. Структура органов управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в РБ.
1.1. Организационная структура МИД. Основные управления и отделы. Взаимосвязь и соподчиненность управлений МИД.
1.2. Взаимосвязь МИД с другими государственными органами регулирования внешнеэкономической деятельности в РБ.
1.3. Взаимосвязь МИД с региональными органами управления внешнеэкономической деятельностью в республике.
1.4. Взаимосвязь МИД с посольствами, торговыми представительствами, торговыми домами РБ за рубежом и с посольствами зарубежных стран в РБ.
1.5. Функции и задачи МИД.
1.6. Характеристика системы подбора кадров для внешнеэкономической работы. Дипломатические привилегии.
2. Дипломатическая переписка МИД.
2.1. Основные виды документов дипломатической переписки: вербальные ноты, меморандумы, верительные и отзывные грамоты и т.д. Порядок их рассмотрения и прохождения в системе МИД.
2.2. Требования к составлению и содержанию документов дипломатической переписки.
3. Основные направления деятельности МИД.
3.1. Порядок работы по подготовке и подписанию международных торгово-экономических соглашений, соглашений о взаимной защите инвестиций, договоров об избежании двойного налогообложения.
3.2. Организация работы МИД по развитию сотрудничества Беларуси с международными организациями. Членство РБ в этих организациях, характеристики результатов и проблем сотрудничества.
3.3. Деятельность МИДа по привлечению иностранных инвестиций в экономику РБ.
3.4. Анализ динамики внешнеторговой деятельности РБ: товарная и географическая структура экспорта и импорта; сальдо торгового и платежного баланса страны и факторы его определяющие; динамика показателей деятельности в РБ совместных и иностранных предприятий;
3.5. Другие направления деятельности (в зависимости от конкретного структурного подразделения прохождения практики).
4. Анализ деятельности МИД и его структур по повышению имиджа белорусских товаров и по продвижению их на мировом рынке.
5. Основные проблемы участия РБ в системе мирохозяйственных связей и роль МИД в их решении.
6. Предложения практиканта по совершенствованию системы управления и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и по совершенствованию работы МИД.
В случае прохождения и организационно-экономической, и преддипломной практик в МИД, задание по преддипломной практике (по согласованию с руководителем от БГЭУ) может дополнительно включать следующие вопросы:
1. Анализ концепций и государственных программ развития внешнеэкономических связей РБ.
2. Анализ развития отношений РБ с иностранными государствами (на примере конкретных стран).
3. Анализ структуры и эффективности внешней торговли по республике, регионам, отдельным группам товаров.
4. Порядок разработки прогнозных показателей платежного баланса РБ.
5. Анализ предложений МИД по таможенно-тарифной политике РБ.
6. Анализ и прогноз тенденций в области инвестиционной политики в республике, системы мер по привлечению иностранного капитала в экономику республики.
7. Работа МИД по разработке мер, способствующих предотвращению недобросовестной конкуренции.
8. Участие МИД в антидемпинговых расследованиях в отношении товаров (работ, услуг), производимых юридическими и физическими лицами РБ.
9. Организация экспортного контроля.
10. Порядок создания торговых домов РБ за рубежом и эффективность их функционирования.
11. Порядок открытия за рубежом дипломатических представительств РБ, консульских учреждений, торговых представительств. Основные цели и задачи их работы. Эффективность функционирования (на конкретном примере).
12. Координация международной выставочно-ярморочной деятельности в республике и за рубежом.
13. Планирование и организация проведения визитов государственных и правительственных делегаций РБ за рубеж, а также государственных и правительственных делегаций иностранных государств в РБ.
14. Задача МИД по защите прав и интересов граждан и юридических лиц РБ за рубежом.
15. Организация системы информации по ВЭД для государственных органов, юридических и физических лиц РБ и зарубежных партнеров.
Белорусская Торгово-промышленная палата (Бел ТПП).
Задание для организационно-экономической практики(данное задание используется и при прохождении преддипломной практики, если организационно-экономическая практика проходила на другой базе)
1. Организация работы Торгово-промышленной палаты
1.1. Организационная структура управления Бел ТПП.
1.2. Взаимосвязь Бел ТПП с другими государственными органами регулирования внешнеэкономической деятельности в РБ.
1.3. Порядок вступления в члены Бел ТПП.
1.4. Основные формы сотрудничества Бел ТПП с предприятиями и организациями зарубежных стран.
2. Основные направления деятельности Бел ТПП.
2.1. Формы содействия Бел ТПП повышению эффективности внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий на мировом рынке.
2.2. Консультационно-информационная деятельность Бел ТПП.
Основные информационные источники о потенциальном зарубежном партнере.
Основные показатели, используемые для оценки фирмы - потенциального партнера. Предоставление информации зарубежным фирмам, организациям о рынке РБ, содействие выходу на белорусский рынок.
2.3. Порядок планирования, организации и проведения республиканских и международных выставок, ярмарок.
2.4. Методы и порядок проведения экспертизы, контроля качества и количества экспортных и импортных товаров.
Порядок выдачи сертификатов качества товаров.
2.5. Основные принципы концепций международных стандартов (ISO 9000) экологического менеджмента (ISO 14000) и TQM (всеобщего управления качеством) и степень их реализации в практике работы Бел ТПП.
2.6. Порядок выдачи сертификатов происхождения товаров.
2.7. Методы и порядок определения собственного характера производства и документы его удостоверяющие.
2.8. Организация патентной работы в Бел ТПП.
2.9. Работа международного арбитражного суда при Бел ТПП.
2.10. Краткое описание документации, перевод которой осуществляется студентом во время прохождения практики в Бел ТПП.
3. Предложения практиканта по совершенствованию работы Бел ТПП.
Задание для преддипломной практики (по согласованию с руководителем от БГЭУ) может дополнительно включать следующие вопросы:
1.Организация работы Торгово-промышленной палаты.
1.1. Правовые основы функционирования ТПП.
1.2. Услуги, оказываемые Палатой.
1.3. Динамика развития членской базы.
1.4. Организация деятельности областных отделений.
2. Развитие сотрудничества БелТПП с зарубежными странами.
2.1.Сравнительная характеристика статуса БелТПП и ее роли в организации внешнеэкономической деятельности со статусом и функциями торгово-промышленных палат других стран.
2.2. Анализ организации работы торгово-промышленных палат зарубежных стран (на примере конкретных стран).
2.3. Оценка эффективности делового сотрудничества БелТПП с организациями зарубежных стран.
2.4. Формы сотрудничества БелТПП с торгово-промышленными палатами стран СНГ.
2.5. Деятельность Международной торгово-промышленной палаты.
3. Практическая деятельность БелТПП.
3.1. Оценка эффективности основных направлений деятельности ТПП (с анализом по функциям). Проблемы, связанные с выполнением отдельных функций.
3.2. Содействие БелТПП выходу и работе белорусских предприятий и организаций на зарубежных рынках.
4. Задачи ТПП на перспективу.
5. Предложения практиканта по совершенствованию работы ТПП.
|