Организация и порядок проведения практики Кафедра статистики и экономического анализа
Согласовано:
Первый проректор
по учебной работе
Н.В Матяш
«__»_______20__г.
ПРОГРАММА
Прохождения преддипломной практики
студентами 5 курса специальности
Социально-культурный сервис и туризм»
Брянск 2011
Программа преддипломной практики составлена на основании Государственного образовательного стандарта по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», программы преддипломной практики по этой специальности, разработанной ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (УМО по образованию в области сервиса и туризма); Положения о практике студентов БГУ, Устава БГУ.
Программа преддипломной практики рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Статистика и экономический анализ»
Протокол №2от «29» сентября 2011 г.
Содержание:
1. Общие положения. . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Цель и задачи практики. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Содержание практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4. Организация и порядок проведения практики. . . . . . . . . . . . . . . . . .7
5. Отчетность по практике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
5.1 Требования к содержанию отчета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 8
5.2 Требования к оформлению отчета по преддипломной практике.10
5.2.1. Общие требования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
5.2.2. Нумерация страниц и глав. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
5.2.3. Требования к иллюстрациям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
5.2.4. Таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
5.2.5. Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Приложение А.Основные должности туристской индустрии и перечень должностных обязанностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Приложение Б. Образец отзыва-характеристики
по практике студента. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Приложение В. Образец титульного листа отчета по практике. . . . . .15
Общие положения
Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.
Во время прохождения преддипломной практики студенты собирают необходимый материал о деятельности предприятия, учреждения, организации, выполняемых исследовательских работах, внедренных инновациях, что может быть использовано при разработке выпускной квалификационной работы.
В соответствии с учебным планом БГУ по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» преддипломная практика осуществляется на 5 курсе (6 недель) очной формы обучения.
Направление на практику и задание с указанием места ее прохождения и примерного плана работы выдается студенту выпускающей кафедрой.
Цель и задачи практики
Цель преддипломной производственной (организационно-управленческой) практики – проведение практики на рабочих местах предприятия (учреждения, организации) или иного объекта индустрии сервиса и туризма для успешной подготовки студентов к выполнению дипломной работы и к будущей производственной деятельности в качестве специалиста социально-культурного сервиса и туризма.
Во время прохождения преддипломной практики студент выполняет должностные обязанности, предусмотренные квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников индустрии сервиса и туризма для специалистов второго квалификационного уровня. Основные должности туристской индустрии и перечень должностных обязанностей перечислены в приложении А.
Задачи практики:
- Изучение студентом состояния дел на предприятии (учреждении, организации) – объекте прохождения практики.
- Закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в университете, путем выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
- Выработка умения пользоваться полученными знаниями для решения производственных задач, в частности, приобретение практических навыков работы специалиста по сервису и туризму, необходимых для последующей профессиональной деятельности.
- Сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика может быть организована:
- в учреждениях и организациях социально-культурной сферы;
- в фирмах и организациях, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность;
- в гостиничных комплексах и других средствах размещения туристов, предприятиях питания;
- на предприятиях рекреационной сферы – санатории, пансионаты, лечебно-оздоровительные предприятия.
- в транспортных предприятиях, занимающихся перевозками туристов;
- в областных, городских, муниципальных администрациях, занимающихся вопросами туризма и гостеприимства, комитетах по физической культуре, спорту и туризму;
- в международных организациях, филиалах зарубежных фирм, занимающихся организацией социально-культурной и туристской деятельности и индустрией гостеприимства;
- в научно-исследовательских организациях социокультурной сферы;
- в общественных организациях, занимающихся организацией туризма, образовательной и информационной деятельностью в области туризма и социально-культурного сервиса.
Основанием для направления студента на преддипломную практику является договор между университетом и базовыми организациями. Базовое предприятие является одновременно объектом исследования для выпускной квалификационной (дипломной) работы:
- регион (например, Брянская область, район, город, поселок и т.п.);
- группа однотипных независимых предприятий (например: туроператорская фирма, сеть турагентств и т.п.);
- объединения предприятий (например: туристский комплекс и т.п.);
- отдельное самостоятельное предприятие (например: гостиница и т.п.);
Содержание практики.
Содержание преддипломной практики включает:
1. Изучение работы предприятия индустрии сервиса и туризма.
2. Приобретение необходимых производственных навыков.
3. Сбор и обобщение материалов по дипломной работе.
1.Изучение работы предприятия осуществляется студентами по следующей схеме:
1. Данные регистрации, юридический статус, название, юридический и фактический адрес предприятия, форма собственности, правоустанавливающие документы, руководители.
2. Характер и направления деятельности предприятия.
3. Организационная структура предприятия: основные отделы, их функции, подчинение, количество занятых сотрудников, их должностные обязанности, подчинение, график работы.
4. Используемые методы исследования рынка предложения услуг социально-культурного сервиса и туризма;
5. Используемые методы продвижения и реализации туристских и сервисных услуг.
6. Информационное сопровождение туристической и сервисной деятельности.
7. Формы работы с клиентами.
8. Обеспечение безопасности потребителей услуг: используемые методы (информирование).
2.Приобретение необходимых производственных навыков осуществляется в соответствие с перечнем должностных обязанностей соответствующей позиции:
1. Работа с клиентурой (объем работы, характер работы, особенности);
2. Ведение делопроизводства (в соответствие с должностными обязанностями характер и виды работ);
3. Использование оргтехники (вид оргтехники и характер работ в соответствии с должностными обязанностями);
4. Ведение деловой корреспонденции (вид и характер корреспонденции в соответствии с должностной инструкцией);
5. Использование специализированной справочной литературы;
6. Предоставление информации клиентам (в соответствии с перечнем должностных обязанностей);
7. Оформление турпакета;
8. Бронирование гостиничных и транспортных услуг;
9. Бронирование и оформление услуг музеев и выставочных залов;
10. Предоставление режиссерских услуг в процессе создания туристских анимационных программ;
11. Ведение отчетности;
12. Сбор и обработка статистических данных (характер статистических данных в соответствии с видом предприятия);
13. Маркетинг и реклама (участие в маркетинговых и рекламных мероприятиях в соответствии со стратегией предприятия);
14. Осуществление продажи турпродукта, услуг социокультурного сервиса;
15. Работа с жалобами клиентов.
3. Сбор и обобщение материалов по теме дипломной работы, осуществляется как для первой - теоретической части работы, так и для второй - аналитической.
В качестве источников информации могут использоваться:
1. Литература, рекомендуемая кафедрой.
2. Технологическая документация предприятия сферы туризма и социально-культурного сервиса:
- технологические регламенты;
- рабочие инструкции и технологические карты;
- рекламные и сертификационные материалы;
- отчеты о маркетинговых исследованиях;
- месячные и годовые технические отчеты;
- плановые и отчетные калькуляции;
- планы и отчеты о внедрении новой техники.
3. Экономическая информация: законы и законодательные акты, нормативно-справочная документация, прогнозно-плановые данные, договора и соглашения, данные оперативного' учета, статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, акты проверок, заключения аудиторов, наблюдения аналитиков и др.
4. Научно-техническая информация, доступная на Web-сайтах предприятий смежных отраслей или производителей средств управления производством в сети Internet.
Все использованные источники приводятся в библиографическом списке отчёта.
Организация и порядок проведения практики
Организацию и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляет выпускающая кафедра. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на руководство предприятия.
Руководитель практики от университета является, как правило, руководителем дипломной работы и:
- вместе с руководителем практики от предприятия занимается распределением студентов по рабочим местам;
- утверждает в соответствии с программой практики индивидуальный план работы каждого студента;
- консультирует студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе;
- проверяет качество работы студентов и контролирует выполнение ими индивидуальных планов;
- помогает в подборе и систематизации материала для разработки дипломной работы;
- по окончании практики оценивает работу практиканта и составленный им отчет.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания в объеме 25-30 листов машинописного текста (без приложений). Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно.
Отчетность по практике
К началу прохождения преддипломной практики студент обязан сдать на кафедру справку с места прохождения практики, подтверждающую принятие его на данное (конкретное) предприятие. Место преддипломной практики и сроки прохождения утверждаются приказом по университету.
В период прохождения преддипломной практики студенты обязаны посещать консультации руководителя преддипломной практики в соответствии с установленным графиком их проведения. Сведения о проведении консультаций всех руководителей преддипломной практики помещаются на стенде кафедры.
После окончания практики студент должен получить на предприятии отзыв-характеристику о своей работе (Приложение Б). Отзыв подшивается в отчет по практике вторым листом. Печать предприятия на справке и отзыве обязательна.
В установленные сроки отчет должен быть сдан на выпускающую кафедру, где регистрируется с указанием даты сдачи.
|