Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные классификационные признаки ИС

Глава 1. Классификация информационных систем

Классификация — система распределения объектов (предметов, явлений, процессов, понятий) по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации — создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.

До 60-х гг. XX века функция информационных систем была проста: диалоговая обработка запросов, хранение записей, бухгалтерский учет и другая электронная обработка данных (electronic data processing – EDP). Позже, в связи с появлением концепции управленческих информационных систем (management information systems-- MIS), была добавлена функция, направленная на обеспечение менеджеров необходимыми для принятия управленческих решений отчетами, составленными на основе собранных о процессе данных (information reporting systems).

В 70-х стало очевидно, что жестко заданные формы результатов систем подготовки отчетов не отвечают требованиям менеджеров. Тогда появилась концепция систем поддержки принятия решений (decision support systems – DDS). Эти системы должны были обеспечить менеджеров специализированной и интерактивной поддержкой процессов принятия уникальных решений проблем в реальном, быстроизменяющемся мире.

В 80-х развитие мощности (быстродействия) микро-ЭВМ, пакетов прикладных программ и телекоммуникационных сетей дало толчок к появлению феномена конечного пользователя (end user computing). С этого момента конечные пользователи (менеджеры) получили возможность самостоятельно использовать вычислительные ресурсы для решения задач, связанных с их профессиональной деятельностью, не завися от посредничества специализированных информационных служб.



С пониманием того, что большинство менеджеров высшего уровня не используют непосредственно результаты работы систем подготовки отчетов или систем поддержки принятия решений, появилась концепция (executive information systems – EIS). Эти системы должны обеспечивать высшее руководство жизненно важной для них информацией, преимущественно о внешнем мире, в момент, когда им это необходимо и в формате, который они предпочитают.

Крупным достижением было создание и применение систем и методов искусственного интеллекта (artifical intellegence – AI) в информационных системах. Экспертные системы (expert systems – ES) и системы баз знаний (knowledge-based systems) определили новую роль информационных систем. Сегодня они могут обеспечить менеджеров качественными рекомендациями в специализированных областях.

Появилась в 1980 г. и продолжала развиваться в 90-е концепция стратегической роли информационных систем, иногда называемых стратегическими информационными системами (strategic information systems – SIS). Согласно этой концепции информационные системы теперь не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для конечных пользователей внутри фирмы. Теперь они становятся генератором, основанным на информации, новых изделиях и услугах, которые должны обеспечить фирме конкурентное преимущество на рынке.

Важно понимать, что информационные системы непосредственно поддерживают практически все аспекты управленческой деятельности в таких функциональных областях, как бухгалтерский учет, финансы, управление трудовыми ресурсами, маркетинг и управление производством и обычно являются комбинациями нескольких типов информационных систем.

Основные классификационные признаки ИС

Системы в природе бывают самые разнообразные, тем не менее, все их можно разделить на абстрактные и материальные.

Абстрактные системы — это продукт человеческого мышления: гипотезы, знания, теоремы.

Материальные системы получаются из материальных объектов. Всю совокупность материальных систем можно поделить на неорганические (технические, химические и др.), органические (биологические) и смешанные (где содержатся элементы как органической, так и неорганической природы). В множестве смешанных систем особо следует выделить эрготехнические системы (систем «человек-машина») – это системы, которые состоят из человека-оператора (группы операторов) и машины (машин). В таких системах человек с помощью машины осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных благ, услуг, а также с управлением и т.п.

По временной характеристике системы можно классифицировать:

- статические системы– это системы, в которых состояние системы с течением времени не изменяется;

- динамические системы – это системы, которые с течением времени изменяют свое состояние;

- детерминированные – динамические системы, состояние элементов которых в данный момент времени полностью определяет их состояние в любой предыдущий или следующий момент времени

- вероятностные (стохастические) – динамические системы, в которых предусмотреть состояние в вышеописанный способ невозможно.

По характеру взаимодействия системы и внешней (окружающей) среды различают:

- открытые системы – активно взаимодействуют с окружающей средой, сохраняя благодаря этому высокий уровень организованности и развиваясь в сторону осложнения

- закрытые системы – изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, происходят лишь внутри самой системы.

Информационные системы могут значительно различаться по типам объектов, характеру и объему решаемых задач и ряду других признаков.

Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по следующим признакам:

- по масштабам применения – однопользовательские, групповые и корпоративные;

- по признаку структурированности задач – структурируемые (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные). Экспертные ИС в свою очередь делятся на:

- централизованные, децентрализованные и коллективного использования;

- с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д.

- по сфере применения – ИС организационного управления, ИС автоматизированного проектирования (САПР), Интегрированные (корпоративные) ИС;

- по функциональному признаку – производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.) и кадровые;

- по уровням управления – стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов);

- по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений;

- по оперативности обработки данных – пакетной обработки и оперативные;

- по степени автоматизацииручные, автоматические, автоматизированные;

- по характеру использования информации – информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.;

- по степени централизации обработки информации — централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования;

- по характеру использования вычислительных ресурсов – локальные и распределенные;

- по сфере деятельности – государственные, территориальные (региональные), отраслевые, объединений, предприятий или учреждений и технологических процессов;

- по классу реализуемых технологических операций – системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, системы управления базами данных (СУБД), системы управления базами знаний (СУБЗ), системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом;

- по месту в процессе управления предприятия – автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций;

- по принципу построения – файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, хранилища данных (ХД);

- по режиму работы – пакетные, диалоговые и смешанные.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.