Рассказ о значении вязания в современной жизни. 29.01.2016
Трудовое обучение
Тема. Вязание крючком; материалы, инструменты, технологии вязания.
Цели. Ознакомить обучающихся с новым видом рукоделия – вязание крючком; обеспечить усвоение обучающимися основных приемов вязания крючком; Приобщение обучающихся к многовековым народным традициям и ремеслам; развитие моторных навыков; формирование у обучающихся эстетического вкуса и творческого начала; воспитание у обучающихся дисциплинированности, аккуратности.
Оборудование и материалы: Нитки «Ирис», крючок №1.5, ножницы.
Ход урока
Организационный момент
Подготовка к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные приемы вязание крючком.
Сегодня на уроке нам предстоит ознакомиться с новым видом рукоделия- вязание крючком, усвоить основные приемы вязания крючком, приобщиться к многовековым народным традициям и ремеслам, развивать моторные навыки; формировать эстетический вкус и творческое начало; воспитывать у себя дисциплинированность, аккуратность.
Объяснение нового материала.
Беседа с учащимися ответы на поставленные вопросы:
· Какие виды рукоделия вам известны?
· Что, как вы думаете, можно связать крючком?
Рассказ о вязании крючком, как о виде рукоделия.
А теперь давайте обратимся к истории вязания, этого прекрасного и необычного вида декоративного искусства.
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких- либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Вспомним легенды Древней Греции. Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шелка шили платье. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик XIV получил от парламента г. Монпелье сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка паука. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка»; в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана сырьем, пригодным для производства шелка, но промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось.
Однако давайте обратимся к археологическим исследованиям.
Пока самая древняя вязаная вещь - декоративный вязаный пояс с птицей колибри - найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института искусств в Детройте.
В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей
IV-V вв. н. э. Одна из находок - детский носок из цветной шерсти - связана очень оригинально. Большой палец связан отдельно от остальных так, чтобы между ними мог проходить ремешок сандалии. Эта находка хранится в музее императора Фридриха в Берлине. Приблизительно к тому же периоду относится находка вязальных спиц в германских гробницах.
В ХIП в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В XVI в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати). Первым среди носивших вязаные чулки был Генрих IV, английский король (1366-1413 гг.).
Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило производство других вязаных изделий и вскоре было организовано в цехи. В мужской моде того времени были популярны длинные штаны-колготы и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчеркивали форму ноги, чем сшитые чулки.
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.И они стали великолепными, изобретательными вязальщиками!
Некоторые даже удостоились звания «королевы вязания», демонстрируя свое искусство на представительных соревнованиях. Одна из них - швейцарская вязальщица с удивительно быстрыми пальцами за 71 минуту связала свитер, правда, толстыми спицами.
Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шелковые вязаные чулки как вредную и излишнюю роскошь.
На вязаный товар были установлены (даже парламентскими актами) довольно высокие официальные цены. В регистрации расходов сэра Томаса А'Эстранже есть запись от 1533 г.: «За 4 пары вязаных чулок уплачено 8 шиллингов».
Но хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Елизавета Английская (1558-1603 гг.) на третий год после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы госпожи Монтасу пару черных шелковых чулок, связанных её горничной. С тех пор королева будто бы не желала носить никаких иных чулок, кроме тех, которые вязала эта горничная.
Сохранились документы и о вязании иных предметов повседневного обихода. Известная храмовая картина художника Бертрана, написанная около 1390 Г., «Мадонна с вязанием» изображает деву Марию, вяжущую на 5 спицах рубашку для младенца. Наблюдающих за ней ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчетливо видно почти законченное вязание.
Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в XIX в. трикотажное производство действительно механизируется.
Рассказ о значении вязания в современной жизни.
Наверное, в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы - салфетки, игрушки, прихватки и т. д.
Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.
После краткого экскурса в историю, переходим к более тесному знакомству с этим видом рукоделия. Инструменты и материалы для вязания крючком.
Нитки.Говорят «крючок - простачок - все стерпит». Это имеют в виду нитки. Он может вязать из каких угодно: совсем тонюсеньких или из очень толстых, как бельевая веревка.
Качество ниток для него тоже не имеет особого значения: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или нарезанные полоски ткани - все годится для вязания неприхотливым простаком.
Самое удивительное, что даже из некачественных ниток полотно, связанное крючком, как правило, прочное, плотное и почти не растягивается.
Правда, необходимо сразу предупредить: наиболее выразительная, выпуклая фактура получается из сильно скрученных хлопчатобумажных ниток.
Крючки.Они бывают толстые и тонкие, длинные (30-45 см) для особого способа вязания, тунисского - и обычные короткие (12-15 см), которыми мы будем пользоваться.
Самая главная часть крючка - головка с бородкой.
Каков диаметр головки - таков номер крючка. Если диаметр, к примеру, 3 мм, то это крючок №3.
Очень важно правильно подобрать крючок и нитки по толщине, иначе узор получится в искаженном виде. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстым - прозрачным, как кружево.
Для тонких ниток, например, подходит катушечная нитка №20 или №30. Для вязания кружев нужен крючок №1 или №2. Для толстых шерстяных или тесьмы - крючок№4 или даже №5. Самое лучшее иметь набор крючков от №1до №6.
Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он должен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда работать им легко, так как он без усилий проникает в вязаное полотно и ловко подхватывает нитку.
Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крючок держат большим и указательным пальцами, чтобы он не крутился в руке, а средний – располагают рядом с опущенной вниз головкой.
Подсказка.Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе она будет ранить указательный палец левой руки. Если же головка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растягивает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.
Правила техники безопасности при работе с крючком.
|