Полезность блага – это способность удовлетворять потребности. Необходимо подчеркнуть две характерные черты этого понятия: во-первых, «полезность» и «польза» не являются синонимами. Картина Пикассо может быть бесполезной с практической точки зрения и в то же время приносить пользу для знатока искусства.
Во-вторых, полезность – это субъективное понятие. Полезность определенного продукта будет существенно различной для разных людей (очки для близорукого и обладающего стопроцентным зрением).
«…сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке» (У.Щекспир, «Гамлет, принц датский»).
Экономисты полагают, что потребитель выбирает некоторый «лучший» набор товаров из тех, что можно приобрести на его доход. Лучший? Но в каком смысле?
Универсального ответа на этот вопрос быть просто не может, он зависит от обстоятельств и от вкусов выбирающего.
Потребитель выбирает «лучший» СО СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ набор товаров. Экономисты исходят из того, что не существует некой объективной шкалы, позволяющей определять, какой товар «лучше», а какой – «хуже».
Но экономисты предполагают, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, то есть, знает, что ему нравится больше, а что меньше.
Эта гипотеза носит название гипотезы о рациональности потребителя.
В 1854 г.в книжных лавках Германии появилась книга с длинным названием «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности». Ее автором был Герман Генрих Госсен.
Книга была написана тяжелым языком, переполнена многочисленными формулами и утомительными примерами. Произведение Госсена долго не раскупалось, и в 1858 г. огорченный неудачей автор почти полностью изъял из обращения тираж и уничтожил его.
Лишь спустя четверть века, после того, как увидели свет работы У.Джевонса, К.Менгера и Л.Вальраса, она получила широкую известность. В 1878 г. после четырехлетних поисков экземпляр книги Госсена был найден в библиотеке Британского музея другом У.Джевонса Адамсом. В 1889 и 1927 гг. книга Госсена была вновь переиздана.
Работа Госсена открыла новое направление экономической мысли. Два сформулированных им постулата по инициативе Ф.Визера стали называться первым и вторым законами Госсена, посредством которых он описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности.
Итак, экономист не оценивает шкалу предпочтений потребителя; для него важно лишь то, что такая шкала существует, и потребитель стремится получить на свои деньги максимум удовлетворения.
Если мы назовем это удовлетворение словом «полезность», то гипотеза о рациональном поведении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.
В экономической теории существует два подхода к полезности: кардиналистский и ординалистский.
Экономисты Х1Х века (У.Джевонс, К.Менгер, Л.Вальрас) предположили, что потребитель способен оценивать потребляемые им товары с точки зрения ВЕЛИЧИНЫ ПОЛЕЗНОСТИ, приносимой этими товарами, причем целью потребителя является максимизация полезности.
Таким образом сложился кардиналистский (количественный) подход, который предполагал теоретическую возможность измеримости полезности подобно измеримости массы, расстояния и т.д. (ЮТИЛЬ)
ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - ПРИМЕР
Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается.
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.
Представители австрийской школы К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер одними из первых попытались установить связь между ценой и спросом, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что КОЛИЧЕСТВО является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.
Ими была установлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.
Критики теории полезности сформулировали еще в ХУШ в. парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы – минимальной.
Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы – минимальны, тогда как на практике – наоборот.
Ответ на этот вопрос был найден в начале ХХ в. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко.
Следовательно, в первом случае количество велико, а цена низка; во втором – наоборот, количество мало, цена высока.
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмазов не опровергает теорию полезности.
На основе гипотезы о рациональном поведении потребителя удалось построить последовательную и непротиворечивую теорию потребления, которую нам и предстоит рассмотреть.
В современной теории потребительского выбора предполагается следующее.
1. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно». Или, используя специальную терминологию, максимизировать общую полезность.
1. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить.
2. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное» сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров.
3. Цены. На все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены. Почему? Потому, что их производство требует издержек редких и, следовательно, ценных ресурсов.
Вопрос сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую полезность или удовлетворение?
Правило максимизации полезности потребителя заключается в таком распределении денежного дохода, когда последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносит одинаковую предельную полезность.
Алгебраически это выглядит следующим образом:
MU 1 = MU 2
Р1 Р2
Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых п благ равно соотношению их цен.
Обозначим взвешенную предельную полезность через где - предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде это можно записать так:
Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод и дополнительных затрат, но и равенство между ними.
Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности», то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Общая полезность понизится при любом изменении набора приобретаемых товаров.
Ординалистский (порядковый) подход не предполагает возможности измерения полезности и основан на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале ХХ века итальянским экономистом В.Парето и российским экономистом и математиком Е.Е.Слуцким, а окончательное оформление теория спроса, базирующаяся на ординалистском подходе, получила в статье английских экономистов Р.Аллена и Дж.Хикса «Пересмотр теории ценности» (1934 г.) и в более поздней работе Дж.Хикса «Стоимость и капитал» (1939 г.)
|