Обратная связь
|
НОМЕНКЛАТУРА И АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ
Товарная партия — совокупность единичных экземпляров продукции и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.
Единичные экземпляры — отдельные виды продукции, обладающие целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. К единичным экземплярам продукции не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей), они являются товарной партией.
Продуктовая линия — группа видов продукции, тесно связанных между собой:
- сходными принципами функционирования;
- продажей одинаковым группам покупателей;
- способом продвижения на рынок;
- принадлежностью к одному и тому же диапазону цен. Насыщение продуктовой линии — увеличение разновидностей продукции за счет добавления новых моделей к уже существующим моделям.
Номенклатура продукции — совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потребителям конкретным предприятием.
Чистая номенклатура продукции — количество выпускаемых компанией ассортиментных групп продукции. Например, компания «Проктер энд Гэмбл» производит шесть ассортиментных групп, в том числе зубные щетки, туалетные принадлежности, одноразовые подгузники, обезболивающие средства и косметику.
Глубина номенклатуры продукции — количество вариантов исполнения каждой торговой марки (продукции) в рамках ассортиментной группы. Если, например, зубная паста «Аквафреш» предлагается в трех вариантах расфасовки и двух состояниях (паста и гель), то глубина номенклатуры данного товара будет равна шести.
Гармоничность номенклатуры продукции — степень сходства между продукцией различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распределения. Например, ассортиментные группы продукции компании «Проктер энд Гэмбл» гармоничны, так как все они являются товарами широкого потребления, проходящими через одни и те же каналы распределения.
Ассортимент — это определенная совокупность продукции, объединенная в группы по какому-либо признаку.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и (или) наименования продукции в общем наборе.
Характеристики ассортимента:
- глубина — количество разновидностей в каждой подгруппе продукции;
- широта — количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп продукции, предлагаемых торговым предприятием;
- полнота — способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности потребителей.
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента продукции, определяемые руководством службы сбыта.
Формирование ассортимента продукции:
- разработка и установление в определенном порядке номенклатуры продукции, образующей необходимую совокупность для торговли;
- деятельность по составлению набора продукции, позволяющего удовлетворить фактические или прогнозируемые потребности потребителей.
Принципы формирования ассортимента продукции:
- обеспечение достаточной полноты продукции частого спроса и простого ассортимента, незаменяемых или трудно заменяемых в потреблении;
- обеспечение достаточной широты видов продукции по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля торгового предприятия;
- установление определенного количества разновидностей по каждому виду продукции в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности торгового предприятия;
- учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности торгового предприятия.
Ассортиментный минимум (перечень) — минимально допустимое количество видов продукции повседневного спроса, определяющих профиль розничного торгового предприятия.
Оптимальный ассортиментный набор предусматривает состав продукции установленного спроса, возможность введения в ассортимент продукции импульсивного спроса и обновления продукции альтернативного спроса.
Представительный ассортиментный набор — это набор демонстрационных изделий в торговом зале, содержащий весь ассортимент данной группы продукции,
Виды ассортимента:
- простой — набор продукции, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей потребителей;
- сложный — набор продукции, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих разнообразные потребности потребителей;
- групповой — набор однородных видов продукции, объединенных общностью признаков;
- видовой — набор продукции различных видов и наименований;
- марочный — набор продукции, относящейся к одному виду марочных наименований;
- развернутый — набор продукции, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородной продукции, но отличающихся индивидуальными признаками;
- сопутствующий — набор неосновной для данного торгового предприятия продукции, выполняющий вспомогательные функции;
- смешанный — набор продукции разных групп, видов, наименований, отличающихся значительным разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих продовольственной и непродовольственной продукцией;
- оптимальный — набор продукции, удовлетворяющий реальные потребности с максимальным эффектом для потребителя при минимальных затратах на ее разработку, производство и доведение до потребителя;
- реальный — набор продукции, имеющийся на конкретном торговом предприятии;
- прогнозируемый — набор продукции, который удовлетворяет предполагаемые потребности потребителей.
Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента; при этом измеряется количество видов и наименований продукции.
Свойства ассортимента:
- устойчивость (стабильность) — обеспечение постоянного ассортимента продукции всех групп, подгрупп, видов и разновидностей в торговом зале предприятия;
- рациональность — способность набора продукции наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности различных потребителей;
- гармоничность — свойство набора продукции разных групп, характеризующее степень их близости.
Стабилизация ассортимента — состояние набора продукции, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора продукции, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному ассортименту или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующих потребностям потребителей.
Обновление ассортимента — способность набора продукции удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых видов продукции.
Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора продукции за счет уменьшения его широты и полноты.
Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора продукции за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.
|
|