Что означает функциональный признак Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.
Mapкетинговая деятельность включает в себя:
· анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
· организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
· рациональную организацию материально-технического снабжения.
Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.
Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.
Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:
· производственные системы;
· системы маркетинга;
· финансовые и учетные системы;
· системы кадров (человеческих ресурсов);
· прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.
В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного инжиниринга и т.д.
Для лучшего понимания функционального назначения информационных систем в табл. 1.2 приведены по каждому рассмотренному выше виду решаемые в них типовые задачи.
Таблица 1.2. Функции информационных систем
Система маркетинга
| Производственные системы
| Финансовые и учетные системы
| Система кадров (человеческих ресурсов)
| Прочие системы, например ИС руководства
| Исследование рынка и прогнозирование продаж
| Планирование объемов работ и разработка календарных планов
| Управление портфелем заказов
| Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах
| Контроль за деятельностью фирмы
| Управление продажами
| Оперативный контроль и управление производством
| Управление кредитной политикой
| Ведение архивов записей о персонале
| Выявление оперативных проблем
| Рекомендации по производству новой продукции
| Анализ работы оборудования
| Разработка финансового плана
| Анализ и планирование подготовки кадров
| Анализ управленческих и стратегических ситуаций
| Анализ и установление цены
| Участие в формировании заказов поставщикам
| Финансовый анализ и прогнозирова-ние
|
| Обеспечение процесса выработки стратегических решений
| Учет заказов
| Управление
| Контроль бюджета
|
|
|
| запасами
|
|
|
|
|
| Бухгалтерский учет и расчет зарплаты
|
|
|
Типы информационных систем
Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.
На рис. 1.6 показан один из возможных вариантов классификации информационных систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала (см. подразд. 1.1 и рис. 1.2 и 1.3).
Из рис. 1.6 видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

Рис. 1.6. Типы информационных систем в зависимости от функционального признака с учетом уровней управления и квалификации персонала
Основание пирамиды составляют информационные системы, с помощью которых сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена — оперативным управлением. Наверху пирамиды на уровне стратегического управления информационные системы изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений в условиях плохой структурированности поставленных задач.
|