Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь

Политическая и экономическая стабильность страны зависит от выявления и решения проблем, касающихся уровня жизни населения, а также от комплекса социально-экономических мер государства, направленных на повышение уровня жизни. Именно поэтому всем преобразованиям, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, уделяется пристальное внимание.

Для преодоления негативной ситуации, а также в целях удержания наметившихся положительных тенденций развития демографических процессов рекомендуется акцентировать демографическую политику, прежде всего, на укреплении института семьи. Стимулирующую роль сыграют дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления семейного капитала, расширение рынка образовательных услуг для детей, строительство доступного жилья для семей с детьми. Укрепление института семьи обусловит рост числа рождений.

Сократить уровень смертности от предотвратимых причин также возможно за счет совершенствования программ профилактики и лечения, а также ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития социально-опасных заболеваний.

Для реализации мер по укреплению здоровья населения является повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов, а также решение проблемы кадрового обеспечения медицинскими работниками в регионах и в сельской местности, увеличение численности которых является важным элементом обеспечения эффективного предоставления услуг по профилактике и охране здоровья.



В условиях старения населения важным направлением увеличения здоровой жизни пенсионеров становится создание в обществе такой атмосферы, когда интеллектуальный и профессиональный ресурс людей пожилого возраста остается востребованным.

На социально – экономическое развитие нашей страны оказывает влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

- недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;

- сильная зависимость производства от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

- высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

- недостаточное развитие малого предпринимательства;

-не высокий уровень реальных денежных доходов населения.

По результатам проведенного анализа уровня жизни населения в Республике Беларусь с 2012 по 2015 годы можно увидеть его динамику и определить перспективы дальнейшего развития.

Пути повышения уровня и качества жизни включают:

Ø создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, повышение роли оплаты труда, как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;

Ø обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров, поддержка малого бизнеса;

Ø обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

Ø последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников;

Ø формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

Ø развитие системы пенсионного обеспечения и повышения реальной пенсии по возрасту;

Ø повышение социальной защиты нуждающихся;

Ø для улучшения демографической ситуации необходимо не только принимать меры по повышению рождаемости и снижению смертности, но также должна быть обеспечена государственная и правовая защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка семей в связи с рождением и воспитанием детей; укрепление престижа семьи в обществе.

В сфере образования необходимо внедрять новые информационные образовательные технологии, расширять использование тех технологий, которые сберегают здоровье обучающихся; приведение системы образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; повышать качества подготовки специалистов.

В области здравоохранения продолжать повышать доступность и качество медицинской помощи для широких слоев населения на основе внедрения передовых медицинских технологий. Разрабатывать и принимать эффективные меры по искоренению вредных привычек, поддержки и пропаганды здорового образа жизни. Организовать работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей.

В целом экономическая политика государства в перспективе должна быть направлена на:

- минимизацию влияния инфляции на реальный сектор экономики посредством изменения ставки рефинансирования и валютных интервенций;

-стимулирование опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

При этом поведенческими мотивами населения должны стать:

- потребительский патриотизм;

- заинтересованность в повышении производительности труда.

В стадии решения должны находиться следующие задачи:

Ø поддержание необходимого уровня физической и экономической доступности основных продуктов питания населению вне зависимости от изменений внешних условий и неблагоприятной конъюнктуры рынка;

Ø обеспечение устойчивости развития производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на инновационной основе;

Ø повышение эффективности агропромышленного производства на основе рационального использования производственного потенциала с ориентацией на повышение конкурентоспособности продукции, в первую очередь по качеству;

Ø совершенствование внешнеэкономической деятельности, развитие экспортного потенциала, повышение эффективности торговли.

Для реализации социальной политики государством разрабатываются различные социально-экономические программы: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы. Кроме того создано множество целевых программ, таких как: Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа.

Главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Вывод: на современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы уровня жизни населения и перспективы его повышения становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе.

 

Сократить лист!!!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения поставленных целей и задач исследования потребовалось: проанализировать основные показатели, факторы, динамику, характеризующие уровень жизни населения, выявить основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в республике Беларусь.

В результате глубокого анализа данной темы, в работе можно сделать следующие выводы:

уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства. Поэтому каждое государство заинтересовано в повышении уровня жизни населения.

Уровень жизни и качество жизни являются важными неотъемлемыми категориями. Первое означает степень удовлетворения основных человеческих потребностей и условия его жизнедеятельности, а второе – полноту удовлетворения, как основных потребностей, так и всех существующих в различных её аспектах.

Так в Республике Беларусь для повышения уровня жизни предпринимаются следующие меры: повышение минимальной заработной платы, уровня прожиточного минимума, производится защита социально уязвимых категорий населения, совершенствование пенсионной системы, ее финансовое укрепление, своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий, поддержка многодетных семей.

В нашей стране наблюдается рост численности населения, снижение материнской и младенческой смертности.Рост доходов семей превышает динамику потребительских цен. Наблюдаются темпы роста денежных доходов населения, снижение уровня малообеспеченности. В последние годы в республике проявляется тенденция к замедлению инфляционных процессов. Уровень безработицы имеет самый низкий показатель на постсоветском пространстве.

Судя по индексу человеческого развития, уровень жизни населения в Республике Беларусь за последние годы значительно повысился, а это является важнейшим показателем обеспечения национальной безопасности любого государства. Он также характеризует развитие человека в странах, регионах и в мире в целом. Индекс измеряет достижения страны, с позиции состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан. Республику Беларусь можно отнести к странам с высоким уровнем человеческого развития.

Важнейшим приоритетом правительственной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование и здравоохранение. Каждый год повышается объём средств, выделяемых на эти сферы.

Важными приоритетами в сфере трудовых отношений, занятости и миграции является создание современного трудового законодательства, отвечающего требованиям динамично развивающейся рыночной экономики, гармонизация интересов и работников, и работодателей, создание цивилизованной системы решения трудовых споров.

В демографической сфере главным приоритетом государства остается повышение уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, снижении материнской и детской смертности.

В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов были и остаются снижение масштабов бедности, усиление социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Несмотря на то, что экономическое развитие Беларуси проходит в сложных условиях, связанных с замедлением экономического роста, в нашей стране многое делается по повышению уровня жизни населения. Это можно видеть по динамике развития нашего государства, по наличию множества программ социально-экономического развития, которые задают темп и прогнозируют рост уровня и качества жизни нашего населения.

Главный результат текущего развития Беларуси – сохранение экономической и политической стабильности в стране. Поддержание доходов граждан, рост уровня их жизни – главные векторы социального развития.

Главной целью социальной политики в долгосрочном периоде является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.