Тема 2. Разработка информационных систем и организационных изменений. Автоматизация и рационализация.
Основ-ми видами орган-х изменений явл-ся:
Автоматизация стандартных операц-х процедур.
Рационализация
Реинжениринг
4)смена парадигмы(изменение осн-х принципов работы).
Автоматизация рутинных процессов –это наиболее распростр-е применение ИС. Обычно она не приводит к существенным изменениям в организации, однако, вскрывает недостатки производ-х процессов. # с-ма обработки чеков и платежных ведомостей; банкоматы; терминалы на вокзалах и в аэропортах.
Рационализация заключается в оптимизации стандартных операционных процедур, удаление узких мест т.о., чтобы последующая автоматизация повысило эффект-ть процесса.
В результате рационал-ии в рог-ии происходят более глубокие изменения. Чем после автомат-ии.
Рацион-я позволяет организ-ть рабочий процесс лучшим образом. # компания может использовать идентифик-е коды для каждого наряда на работы.
Реинжениринг и смена парадигмы.
Реинжениринг –это перестройка деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деят-ти фирмы. Это комплексное изменение действующих бизнес-процедур, направленное на кардинальное снижение затрат, повышение качества продукции и более полное удовлетворение запасов потребителей.
Реинжениринг бизнес-поцессов (БП)рассм-ся как изменение организационно-производств-го процесса, чтобы свести к минимуму работы, недобавляющие потребительской стоимости путём управления. Преобразования или ликвидации его этапов.
В процессе реижениринга технолог-ие процессы анализ-ся, упрощаются, затем реконструируются.
Осн-я цель реинжен-а – переход от моделей «как есть» к моделе «как должно быть».
Выделяют 2 способареинженир-а:
1)легкий – совершенствование технологий на основе оценки их эффектив-и. При этом критериями оценки явл-ся:а) стоимостные и временные затраты выполнения бизнес-процессов (БП). б)дублирование и противоречивость выполнения БП. в) степень загруженности сотрудников.
2) жесткий –радикальное изменение технологий выполнения БП.
Компьютерные технологии могут оказывать воздействие на реинжениринг БП по 4-м направлениям:
1) использование программных ср-в и ср-в вычислит-й техники и связи.
2) внедрение новых комп-х ИС. Новые комп-е ИС воздействуют как на ур-нь информ-го обеспечения и существ-ю инф-ю сис-му п/п, так и на технологическую инфраструктуру п/п.
3) орган-я и информ-я культура. Эффект-е использование возможностей новой ИС требует повышения ур-ня орган-й и информ-й культуры.
4) моделирование бизнес-процессов. Современное программное обеспечение позволяет построить как модели существующих БП, так и модели процессов после реинжениринга.
Смена парадигмыозначает кардинальное изменение структуры всей орг-ии, принципов работы компании , вплоть до полного изменения сферы её деят-ти. Такие радикальные изменения включают в себя переосмысление самих основ бизненса орг-ии.
Смена парадигмы и реинжениринг зачастую не дают ожидаемых результатов, т.к. изменениями на таком ур-не сложно управлять и сочетать их друг с другом. Однако в случае их успешной реализации компания получает много преимуществ, а прибыль и эффект-ть управ-я возрастают пропорционально затратами на перестройку.
Чтобы процесс реинжениринга или смены парадигмы приносил результаты, высшее рук-во должно разработать масштабную стратегию использования новых БП.
Отдельные части БП, т.е. подпроцессы, м.б. автоматизированы, что обеспечивает оперативное получение инф-ии о их состоянии. Эти отдельные подпроцессы можно связать в единую цепочку с помощью так называемой технологии потока работ.
Эта технология (workflow) – это подход в управлении. При кот-м потоки работ (заданий) организованы в процедуры(последов-ти шагов) в соотв-ии с предварительно заданными правилами и ориентированы на коллективное выполнение.
Отдельно взятая задача д.б. назначена к выполнению конкретной структурной единицы (# сотрудник; отдел). Каждая структурная единица имеет собств-й список задач для выполнения, а также след-щую инф-ю по каждому из заданий:
1) что апредставляет собой задание, т.е. ожидание процедурыи ожидаемый результат её представления;
2) кто ответственен за выполнение задания;
3) сроки выполнения задания;
4) кому необходимо представить резул-ты.
С-мы класса Workflow предназначен для решения 2-х принципиальных проблем:
1) реализация возможности описания БП.
2) интеграция информации от локальных прикладных систем, т.е. обеспечение совместимости разных программных продуктов.
Такие с-мы обеспечивают быстрое и эффект-ое перемещение док-ов и данных их одной подсистемы в другую, связывая отдельные подпроцессы в единую цепочку.
Тема 3. Разработка ИС.
Общая оценка подходов к разработке ИС.
Разработка и внедрение ИС могут осущ-ся на основе разл-х подходов:
1) хаотичный
2) кусочный
3) по направлениям
4) комплексный
Хаотичнаяразработка и внедрение ИС хар-ся низкой стоимотью отдельных решений, и обслуживанием разнородных систем. Дублирование данных и работ.
В целом это приводит к низкой эффект-ти ИС.
Кусочная разработкаи внедрение ИС заключается в автоматиз-ии функционально обособленных подразделений и также хар-ся невысокой ст-тью (хотя и высшее, чем при хаотичной). Однако могут возникнуть серьёзные проблемы с интеграцией решений разных поставщиков.
Разработка и внедрение ИС по направлениямзаключается в автоматиз-ии отдельных БП. Он более эффект-н, чем предыдущий , но и ст-ть работ выше. При таком подходе возможно наличие пересекающихся областей при интеграции решений.
Комплексный подход –это наиболее эффект-й. но и наиболее затратный и трудоёмкий. При таком подходе требуется согласованная работа всей организации и слаженная работа всего персонала по созданию интегрированного решения.
Технологии системной разработки.
Системная разработка –структурированное решение проблемы, содержащее отдельные четко выраженные этапы:
1.анализ с-мы
2.технич-е проект-е с-мы
3. рабочее проетир-е
4.тестирование
5.конверсия.
6.эксплуатация и техническое обслуживание.
Анализ системы
Производится с целью выявления проблем, кот-х орг-я пытается решить, использую ИС. Такой анализ включает в себя:
1) формулирование проблемы
2) выяснение причин её возникновения и последствий.
3) выбор решения
4) определение информац-х потоебностей орг-ии.
Составной частью процесса анализа с-мы явл-ся анализ осуществимости проектного решения.
Анализ осуществимости –это составная часть процесса анализа с-мы, изучающая возможность применения решения на практике с использованием ресурсов орг-ии и с учётом накладываемых ограничений.
Он позволяет определить:
1. имеет ли смысл вкладывать ср-ва в новую с-му.
2. доступна ли для п/п технология, на базе кот-й будет создаваться эта с-ма.
3. Может ли ИС обслуживаться специалистами компании.
4. не приведут ли будущие изменения в орг-ии к отрицательным результатам.
Прямые затраты:
1. программно-аппаратные ср-ва (кап. Вложения и отчисления по лицензиям на основе с-мы, модернизацию и обновление).
2. администрирование ( оплата сетевого и системного администрирования, администрирование накопителей, труда и аутсорсинга, а также задачи реагирующего и упреждающего управления).
3. поддержка (служба технич-й поддержки, обучение, материально-технич-е снабжение, командировки, договоры на обслуживание и поддержку, накладные расходы)
4. разработка (создание придожений, тестирование и подготовка документации, адаптация к требованиям, обслуживание).
5. оплата коммуникационных средств (# выделенные линии доступа к серверам).
Косвенные затраты:
1. связанные конечными пользователями (самопомощь, поддержка своим коллегам, обращение коллегам, нерегулярное изучение материалов и вообще бестолковая суета).
2. вызванные простоями (потери из-за плановых и внеплановых перерывов).
3. затраты на непродуктивную деят-ть (все случаи использования информ-х технологий в личных интересах).
По данным компании Gather Group затраты на использование не по назначению = 25% всей стоимости владения компьютерами.
|