Этап 1. описание предметной области Планирование конфигурации базы данных
Построение любой БД прежде всего преследует цель хранения и использования информации о какой-либо предметной области.
При разработке базы данных принято выделять несколько уровней моделирования, которые служат переходом непосредственно от предметной области к реализации БД на конкретной СУБД:
· предметная область;
· общая модель предметной области;
· логическая модель данных;
· физическая модель данных;
· база данных и приложения.
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
Представляет часть реального мира, данные из которого необходимо отобразить в БД. Так, в качестве предметной области можно выбрать работу отдела кадров какого-либо предприятия, учет успеваемости студентов вуза и т.д. Предметная область очень многогранна и включает в себя массу понятий и данных, как необходимых для построения БД, так и несущественных или даже абсолютно бесполезных. Например, если в качестве предметной области выбрать учет успеваемости студентов, то понятия «личная карточка» и «экзаменационная оценка» являются важными, а «материальная помощь» – менее существенным понятием. Следовательно, важность данных очень зависит от выбора предметной области и стоящих перед разработчиком задач.
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Подразумевает знания человека о выбранной предметной области, которые могут быть выражены в качестве личного опьгга или присутствовать в материальном мире при помощи каких- либо средств. Этими средствами могут выступать текстовые описания предметной области (например, в случае учета успеваемости – правила обработки оценок, приказы на прием и отчислений студентов и т.д.).
Можно сказать, что модель предметной области описывает процессы, происходящие в ней, и движение используемых при этом данных.
ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ
Описывает взаимосвязи между понятиями предметной области и налагаемые при этом ограничения.
Как отмечалось выше, предметная область состоит из множества взаимосвязанных понятий. Описав связи между ними, можно построить прототип будущей БД – ее логическую модель без привязки к конкретной СУБД. В качестве примера отдельных понятий можно указать студента, группу, факультет или даже стипендию. Между ними могут возникать некоторые взаимосвязи, например: студент учится в определенной группе какого-то факультета, студенту в зависимости от полученных оценок начисляется стипендия и т.д.
Естественно, кроме самих взаимосвязей, между понятиями могут присутствовать и некоторые ограничения на данные, которые в них циркулируют. Например, оценкой может являться только целое число от 2 до 5.
ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДАННЫХ
Описывает логическую модель данных средствами конкретной СУБД. В физической модели атрибуты представляются как столбцы таблиц, домены преображаются в типы данных (принятые в выбранной СУБД). Отношения и связи, разработанные в логической модели данных, преобразуются в таблицы и в связи между ними. Также в выбранной СУБД реализуются ограничения, которые имели место в логической модели данных. Для этого используются индексы, ограничения целостности, триггеры и хранимые процедуры.
БАЗА ДАННЫХ И ПРИЛОЖЕНИЯ
Этот уровень является результатом предыдущих этапов – сама БД, реализованная и размещенная на конкретной программноаппаратной основе, выбор которой позволяет существенно оптимизировать работу БД, например повысить ее скорость. Для этого можно выбрать необходимый (оптимальный для решаемых задач) тип компьютера, на котором размещается СУБД, изменить количество процессоров, подобрать объем оперативной памяти, дискового пространства подсистемы и т.п. Очень большое значение имеет также настройка СУБД, выполненная для выбранной программно-аппаратной платформы.
Access и базы данных
В этой главе изучаются основные понятия и аспекты, используемые при работе с базами данных. Описываются базовые функции, которые используются системами управления базами данных при обработке информации. Рассматривается реляционное представление данных, изучаются основные термины реляционной модели. Приводится краткий обзор Access и описываются особенности его интерфейса.
Логическая архитектура базы данных
Наша жизнь настолько насыщена различной информацией, что хранить ее без помощи средств вычислительной техники не возможно. Такой вариант обработки информации уже оказывается неприемлемым как с точки зрения затрат на ее хранение, так и с точки зрения управления информацией и скорости доступа к ней.
Чтобы хранить большие объемы информации, необходимо создавать огромное количество баз данных (БД). Для этого используется множество различных компьютерных систем управления базами данных (СУБД).
Понятие БД применимо к любой информации, связанной между собой по определенному признаку, которая организована особым образом и хранится, как правило, в виде таблиц. БД ^ простоты восприятия можно представить как некоторую эле тронную картотеку, которая хранится в компьютере в виде одного или нескольких файлов.
Как и с картотекой, с БД проводят ряд операций над содержащейся в ней информацией, например:
■ добавление новой информации;
■ поиск информации;
■ изменение информации;
■ удаление информации.
Организацию действий, выполняемых над информацией, размещение ее в таблицах и манипуляции с ней проводят специализированные программы – СУБД, которые отвечают за:
■ управление данными в БД – хранение данных и управление служебной информацией, обеспечивающей работу СУБД;
■ управление памятью компьютера – использование буферизации данных 6 оперативной памяти компьютера;
■ управление транзакциями – поддержание логической целостности БД в многопользовательских системах. При успешном выполнении транзакции (окончании одной операции по изменению данных) СУБД вносит соответствующие изменения в БД. Если при проведении операции над данными происходит сбой или отмена действия, то выполняемые изменения не будут занесены в БД и ее состояние (логическая целостность) не изменится;
■ управление изменениями в БД – обеспечение надежности хранения данных, возможности восстановления БД в аварийных ситуациях. Для этого ведутся протокол изменений БД и архивная копия базы, которые СУБД использует при сбое для восстановления данных.
Для более полного представления механизма работы СУБД и принципов ее организации рассмотрим ее архитектуру. Различают три уровня архитектуры БД:
■ внутренний уровень – описывает, каким образом размещаются данные на устройствах хранения информации. Он, как правило, недоступен пользователям БД для выполнения просмотра и модификации;
■ внешний уровень – задает способ представления данных непосредственно для пользователей. На этом уровне имеется возможность манипуляции данными в СУБД с помощью языка;
■ концептуальный уровень – является как бы переходным уровнем от внутреннего к внешнему и представляет собой обобщенное представление данных в базе.
Пример
В ходе выполнения первого этапа необходимо получить описание деятельности предприятия и определить ее организационную структуру. На втором этапе нужно получить представление о функционировании предприятия. При выполнении третьего этапа сформируется описание использования информации в организации. В ходе выполнения четвертого и пятого этапов необходимо выделить бизнес-процессы предприятия, произвести их оценку и провести реинжиниринг этих бизнес-процессов. На шестом этапе нужно разработать функциональные подсистемы ИС. При выполнении седьмого этапа проектируется концептуальная модель базы данных ИС. Восьмой этап представляет собой реализацию проекта ИС в виде прототипа.
Для выполнения этапов разработаны тридцать предметных областей, описывающих деятельность различных предприятий. На момент описания в предприятиях нет автоматизированных информационных процессов, но созрела острая необходимость эту автоматизацию провести.
При оформлении отчета используется текстовый редактор Microsoft Word 97-2003. Рисунки лучше всего делать во внешних (по отношению к Microsoft Word) графических редакторах и вставить в текст отчета в виде графических файлов.
этап 1. описание предметной области
При создании ИС должны быть выполнены действия по изучению деятельности предприятия. Вначале производится сбор информации о предприятии, его целях и задачах, структуре и финансово-хозяйственной деятельности. Также изучаются внешние процессы, взаимодействующие с предприятием, и среда, в которой предприятие осуществляет свою деятельность. В целом, до момента непосредственного проектирования ИС, должно быть получено комплексное описание предприятия и его бизнеса.
На первом этапе необходимо полностью описать предметную область, в которой функционирует предприятие, определить его бизнес-правила, а также создать организационную схему предприятия, которая должна содержать:
– уровень руководства (верхний уровень схемы);
– уровень подразделений предприятия (средний уровень);
– нижний уровень, на котором детализируется структура подразделений предприятия (перечень должностей в подразделении, численный состав сотрудников каждой должности).
Подразделения и должности на схеме изображаются в виде прямоугольников с названием подразделения (должности) внутри. Связи между подразделениями должны отражать отношения административной подчиненности подразделений. Описание перечня обязанностей каждой должности приводится на естественном языке.
Пример. Книжный магазин занимается продажей художественной литературы. В торговом зале книги располагаются на стеллажах, каждый из которых имеет свой номер и тематику. Любой клиент может обратиться к продавцу-консультанту, получить подробную информацию о книгах, имеющихся в магазине, их цене и заказать интересующие его книги, которых нет в наличии. В торговом зале имеется касса, где осуществляется непосредственная продажа книг. Книги, которые не выставляются в торговый зал, хранятся на складе. Заместитель директора работает с книжными издательствами по поставкам партий книг, которые водитель доставляет на склад, а также занимается координацией действий между торговым залом и складом. Отдел бухгалтерии осуществляет бухгалтерский и кадровый учет. За чистотой на складе и в торговом зале следит уборщик. Директор руководит всей работой в магазине (рис. 1.1).
Рис. 1.1 — Организационная схема книжного магазина
|