Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Список использованных источников

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Законодательство Российской Федерации о социальной поддержке семей,в том числе многодетных…………………………………………………………..

1.1. . Система государственных пособий гражданам, имеющим детей…………………………………...………………………………………. ….

1.2. Совершенствование трудоправового статуса

беременных женщин и лиц, имеющих детей…………………………………….

1.3. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения…………………………………………………………………………

1.4. Медицинская помощь и социальная защита семьи

2. Тенденции развития законодательства субъектов Российской

Федерации о социальной защите……………………………………………….

2.1. Правовое регулирование назначения,индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка………………………………………………

2.2. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения…………………………………………………………………………2.3. Правовое регулирование прав беременных женщин,кормящих матерей, детей до трех лет на обеспечение полноценным питанием……………………..

2.4. Обеспечение права на образования…………………………………………..

 

Заключение.............................................................................................................

Список использованных источников..................................................................

 

Введение

 

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость и, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России и позволяющей создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Основным содержанием социального обеспечения является предоставление нуждающемуся в этом человеку средств к существованию. Поскольку необходимые жизненные блага в сфере социального обеспечения конкретное лицо получает за счет общества, предоставление любых таких благ нуждается в правовом опосредовании, требует организационных усилий и финансовых средств. Законодатель определяет, кому, когда, при каких условиях и кем конкретно может быть предоставлено то или иное благо, а также предусматривает источники финансирования, необходимые и достаточные для их приобретения и предоставления. Тема курсовой работы является актуальной в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного
опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления — в социальной защите.



Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом. Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Но, к сожалению, у разных детей разные потребности и учесть их все очень сложно. Тема данной выпускной квалификационной работы является важной в сфере социальной защиты семей с детьми. Объект курсовой работы – социальная защита семей с детьми и граждан имеющих детей. Предметом курсовой работы являются: понятие социальной защиты семей с детьми и граждан имеющих детей.
Цель курсовой работы – проанализировать теоретические и аналитические основы социальной защиты семей с детьми . Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия социальной защиты детей;
- проанализировать виды социальной защиты семей с детьми; - ознакомиться с нормативно правовыми актами социальной защиты детей и граждан имеющих детей; Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются:

· Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ , Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

· Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 31.12.2014).

· Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. от 23.05.2015).

· Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в ред. от 31.12.2014).

Работа состоит из введения, двух глав объединяющих 8 параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

1. Законодательство Российской Федерации о социальной поддержке семей,в том числе многодетных

 

1.1. Система государственных пособий гражданам,

имеющим детей

 

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).

На общефедеральном уровне законом установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая призвана обеспечить гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, которая включает:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) ежемесячное пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

 

1. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам совпадает с продолжительностью одноименного отпуска, который предоставляется работнице на основании листка временной нетрудоспособности, где указывается предполагаемая дата родов. С учетом того что продолжительность беременности составляет, как правило, девять месяцев, считается, что женщина нуждается в освобождении от работы по общему правилу при семимесячном сроке беременности.

Предполагается, что будущие матери по возможности должны посвятить основное время заботе об укреплении здоровья и соблюдении режима, наиболее благоприятного для внутриутробного развития ребенка, а также подготовке к родам, к уходу за ребенком и его воспитанию. К данному случаю можно было бы применить соответствующее положение Конвенции МОТ об охране материнства, содержащееся в п. 6 ст. 6, согласно которому женщина имеет право на адекватные пособия из фондов социальной помощи при условии проведения проверки доходов, требуемой для выделения такой помощи .

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Однако, если женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц МРОТ. Следовательно, если будущая мама впервые поступила на работу при сроке беременности три месяца или более, она как бы не признается в полной мере застрахованной; заработок, который она получала до ухода в отпуск, во внимание не принимается. Таким образом, уходя в отпуск по беременности и родам, она зачастую лишается необходимых жизненных средств.

С 1 января 2015 г. минимум оплаты труда установлен в размере 5965 руб., а прожиточный минимум в целом по Российской Федерации за 4-й квартал 2014 г. составлял на душу населения 8234 руб., для трудоспособного населения - 8885 руб., для пенсионеров - 6785 руб., для детей - 7899 руб.

Как мы видим, размер пособия не соответствует физиологическому прожиточному минимуму. Безусловно, существующая проблема не вписывается в проводимую государством демографическую политику, так как голодная женщина не может выносить и родить здорового ребенка, а голодный ребенок не может нормально жить и развиваться. Поэтому целесообразно было бы довести размер данного пособия до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека.

В случае увольнения беременная женщина, по сути, остается без необходимых средств. Если беременная женщина встанет на учет в качестве безработной, размер пособия по безработице будет в этом случае ниже среднего заработка, а с момента наступления отпуска по беременности и родам женщина утрачивает право на получение пособия по безработице.

Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с:

ликвидацией организаций;

прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

прекращением полномочий частными нотариусами;

прекращением статуса адвоката;

прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

с 1 января 2015 г. выплачивается в размере 543,67 руб.

Таким образом, неработающие женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, пособие по беременности и родам практически не получают, а пособие по уходу за ребенком выплачивается им в меньшем размере, чем работающим. Однако пособия по материнству в значительной мере предназначены для ребенка. Более того, они выступают гарантией его права на жизнь. Неработающие беременные женщины также нуждаются в средствах к жизни, как и работающие, поэтому необходимо установить адекватный жизненным потребностям размер пособия по беременности и родам для всех женщин.

В случае совместного проживания с отцом ребенка представляется целесообразным предоставление отцу страхового отпуска на определенную часть периода беременности и родов жены, поскольку такой отпуск весьма желателен для благополучного протекания беременности, родов и послеродового периода и является одной из гарантий права ребенка на жизнь и охрану здоровья.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Цель пособия - стимулировать своевременное обращение беременной женщины в медицинское учреждение для наблюдения за состоянием ее здоровья, беременности , тем более что беременность в ряде случаев может привести к гибели женщины. Минздравсоцразвития России в 2009 г. зарегистрировало 459 случаев материнской смерти. При этом не наблюдались во время беременности 12,9% женщин с соматической патологией, 26,7% из наблюдавшихся встали на диспансерный учет после 12 недель. 69,8% всех случаев - смерти от экстрагенитальной патологии. Не все беременные женщины своевременно встают на медицинский учет, что связано с территориальной недоступностью лечебно-профилактических учреждений в сельской местности. При этом многие случаи материнской смертности могут быть предотвратимы или условно предотвратимы. Поощрение женщин к своевременной постановке на медицинский учет призвано способствовать сохранению жизни и здоровья матери и ребенка.

Чем раньше беременная женщина встанет на учет, тем больше шансов для квалифицированного наблюдения за протеканием беременности. Само пособие выплачивается, когда выдан листок временной нетрудоспособности, т.е. незадолго перед родами. Фактически оно не побуждает обратиться к врачу, а просто увеличивает сумму основного пособия, причем крайне незначительно. (Напомним, что с 2015 г. размер пособия составляет 543,67 руб.)

Право на получение пособия не зависит от ее постановки на учет, от того, посещала ли женщина врача после первичного обращения, а также от соблюдения ею медицинских рекомендаций и т.п.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка.

Данное пособие предназначено для компенсации повышенных разовых расходов семьи, связанных с рождением ребенка. Назначается и выплачивается пособие, если рождение или усыновление зарегистрировано в органах загса. Последние выдают справку о рождении, которая и служит основанием для назначения и выплаты пособия. Право на получение пособия при рождении ребенка имеет один из родителей (усыновитель ребенка в возрасте до трех месяцев) или лицо, его заменяющее. При многоплодной беременности (или усыновлении двух и более детей до трех месяцев) пособие выплачивается на каждого ребенка. Надо заметить, что каких-либо дополнительных условий для получения данного пособия, кроме факта рождения ребенка, не требуется. Однако если ребенок родился мертвым, пособие выплачиваться не будет.

Размер пособия на 1 января 2015 г. составляет 14 497,80 руб. Отметим, что эти суммы, даже со всеми иными полагающимися выплатами, ничтожно малы и их хватает лишь на самый минимум обеспечения ребенка на первое время.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком установлено в настоящее время для всех категорий граждан.

Лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, пособие назначается со дня предоставления отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае осуществления ухода одновременно несколькими лицами право на пособие предоставляется только одному из них. Это право сохраняется, если находящееся в отпуске лицо, продолжая осуществлять уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется, итоговая сумма не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, однако не может быть менее суммированного минимального размера пособия, установленного для неработающих граждан и зависящего от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход.

Минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком с 1 января 2015 г., в отношении первого ребенка составляет 2718,34 руб., а в отношении второго и последующих детей - 5436,67 руб.

Исключение из общих правил установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пособие назначается и выплачивается в двойном размере до достижения ребенком трехлетнего возраста.

5. Ежемесячное пособие на ребенка.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменил редакцию Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Статья 16 теперь определяет, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К сожалению, как показывает практика, часто прежний уровень пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.

6. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 14 497,80 руб. Если передаются в семью двое и более детей, то единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает при сроке беременности не менее 180 дней, т.е. около 26 недель. Размер пособия регулярно индексируется и с 1 января 2015 г. составляет 22 958,78 руб.Установление данного вида пособия - это мера, направленная на сохранение уровня социальной защищенности определенной категории граждан, особенно важной в связи с отменой льготы по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу мужа беременной женщины . С 1 января 2008 г. правом на отсрочку от призыва на военную службу пользуются лишь граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие имеет мать ребенка военнослужащего, опекун ребенка либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним. Оно выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие выплачивается со дня рождения ребенка и до достижения возраста трех лет. Размер пособия с 1 января 2015 г. составляет 9839,48 руб.

Еще раз отметим, что размер практически всех пособий ничтожно мал и несоизмерим с необходимыми семейными тратами.

 

1.2. Совершенствование трудоправового статуса

беременных женщин и лиц, имеющих детей

 

Глава 41 Трудового кодекса РФ предусматривает для женщин и лиц с семейными обязанностями дополнительные правила, определенные гарантии при заключении, изменении и расторжении трудового договора, преимущества и льготы в области рабочего времени и отдыха. В настоящее время женщины все чаще отказываются от деторождения в пользу работы и карьеры. На наш взгляд, стоит пересмотреть нормы трудового законодательства (прежде всего гл. 41 Трудового кодекса РФ) для создания наилучших условий лицам по выполнению семейных обязанностей.

На стадии возникновения трудовых отношений российское законодательство устанавливает две гарантии для беременных женщин - это запрет на отказ заключить трудовой договор по причине беременности и запрет на установление испытания при приеме на работу.

Наиболее значимые гарантии для беременных женщин установлены для случаев прекращения трудового договора. Так, ст. 261 ТК РФ запрещает работодателю увольнять по своей инициативе беременных женщин, за исключением случаев ликвидации организации либо в случае прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Дополнительной гарантией для женщины, установленной ст. 261 ТК РФ, является то, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности работодатель обязан по письменному заявлению женщины и при предоставлении медицинской справки, которая подтверждает наличие беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.

Трудовой кодекс РФ устанавливает для определенных категорий работников продолжительность ежедневной работы в условиях сокращенного рабочего времени. Однако ежедневная продолжительность рабочего времени для беременных женщин не ограничена никакими пределами. Согласно Рекомендации N 95 МОТ "Об охране материнства", в национальном законодательстве должен предусматриваться порядок распределения рабочего времени беременных женщин и кормящих матерей, предоставляющий им достаточные перерывы для отдыха. Также ст. 17 Директивы Совета Европейского союза 1989 г. предусматривает наличие перерывов в работе.

К сожалению, до сих пор не удалось в полной мере создать для работающих женщин благоприятные условия труда и необходимые условия для выполнения ими родительских функций. По данным Росстата на 2013 г. (почти 71 млн. 400 тыс. человек, из них 34 млн. 900 тыс. - это женщины), каждый третий работник работает во вредных условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам (прежде всего, в добывающей и обрабатывающей, строительной, транспортной сферах). Данная ситуация негативно отражается на уровне здоровья женщин детородного возраста, увеличивает случаи беременности и родов, протекающих с различными осложнениями, также остаются высокими показатели младенческой и материнской смертности.

 

1.3. Право на материнский (семейный) капитал

в системе мер социального обеспечения

 

В 2006 году был принят Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", основной целью которого стало увеличение рождаемости путем предоставления материнского (семейного) капитала семьям, имеющим двух и более детей. Государство поддерживает только ответственное материнство и отцовство. Мать и дети должны быть гражданами Российской Федерации.

Отцы детей выступают субъектом государственной поддержки только в случае смерти матери, объявления ее умершей, лишения родительских прав, совершения ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления. При возникновении права отца на дополнительные меры государственной поддержки, обязательности наличия российского гражданства у него не требуется.

Еще одним субъектом получения государственных мер поддержки семьи являются дети - граждане Российской Федерации, если мать и отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав или совершили в отношении своих детей умышленные преступления.

Материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. В 2014 г. сумма материнского капитала с учетом темпов роста инфляции составляет 429 408,5 руб.

Федеральный закон N 256-ФЗ определил ряд условий для использования средств материнского (семейного) капитала. Во-первых, установлен срок, с которого может быть подано заявление о распоряжении. По общему правилу он составляет три года со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Из этого правила есть исключение. Так, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Однако срок действия данного Закона заканчивается в декабре 2016 г., а это значит, что получить выплату материнского капитала женщина может только один раз и только в том случае, если ребенок родится до 31 декабря 2016 г. При этом получение сертификата и распоряжение его средствами в соответствии с рассматриваемым законом временем не ограничены.

Материнский капитал может быть потрачен на строго регламентированные цели: образование детей, улучшение жилищных условий семьи и формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться одновременно по нескольким предусмотренным направлениям.

В Законе не упомянута такая цель, как расходование средств семейного капитала на лечение ребенка, в чем нуждаются миллионы детей в нашей стране.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 256-ФЗ данные средства могут быть потрачены на получение ребенком образовательных услуг в любом образовательном учреждении, но только на территории Российской Федерации.

Предусматривается возможность потратить средства семейного капитала на приобретение или реконструкцию жилого помещения. Пункт 4 ст. 10 вышеуказанного Закона устанавливает, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей), с определением размера долей по соглашению родителей. Закон не обязывает родителей предоставить равные доли в жилом помещении детям, по случаю рождения которых, собственно, и предоставлялись средства материнского капитала. Получается, что дети сами никак не застрахованы и их интересы ставятся под угрозу, тогда как должны быть главенствующими.

Согласно Федеральному закону от 23.05.2015 N 131-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" изменился порядок направления средств материнского капитала. Теперь средства материнского капитала можно направить не только на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение или строительство жилого помещения (включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору или договору займа, заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения или усыновления второго, третьего ребенка или последующих детей), но и на уплату первоначального взноса по соответствующим кредитам или займам.

Действие положений ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 54-ФЗ) не распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения с микрофинансовыми организациями и кредитными потребительскими кооперативами до дня вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 54-ФЗ.

 

1.4. Медицинская помощь и социальная защита семьи

 

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Следовательно, установление единого для всех граждан Российской Федерации правового статуса в отношении предоставления им бесплатной медицинской помощи означает автоматическое наличие данного права отдельно у каждого из членов семьи. В то же время, устанавливая в ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 39 принцип особой государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, Конституция РФ ориентирует отраслевое законодательство на закрепление таких мер социальной защиты, которые были бы отличны от единого минимума медицинской и социальной помощи и были бы адресованы тем гражданам Российской Федерации, правовое положение которых определено нахождением в семейном состоянии, состоянии материнства, отцовства или детства.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере. Руководствуясь принципом приоритета охраны здоровья детей, ст. 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предписывает, что дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи; органы федеральной, региональной и местной власти разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни; а также принимают меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ закреплены особые права семьи в сфере охраны здоровья. Среди них:

1) право каждого гражданина на получение бесплатной (в случае наличия медицинских показаний) консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования. Это право подлежит реализации на безвозмездной основе в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и имеет своей целью предупреждение наследственных и врожденных заболеваний у потомства;

2) право отца ребенка или иного члена семьи присутствовать при рождении ребенка. Реализация такого права возможна при наличии ряда условий: с согласия женщины с учетом состояния ее здоровья, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов), отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний;

3) право одного из родителей, члена семьи или иного законного представителя на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При этом до четырех лет (а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний) плата за предоставление спального места и питания не взимается.

Оказание медицинской помощи и лечение осуществляются на основании ряда нормативных правовых актов .

В статье 4 Федерального закона N 323 закреплены основные принципы охраны здоровья граждан, среди которых приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Особый интерес в свете принципа доступности медицинского обслуживания вызывает вопрос о бесплатной медицинской помощи. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно. Возникает вопрос о том, имеют ли право такие учреждения здравоохранения оказывать платные медицинские услуги, или же любая медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских организациях должна быть бесплатной. В российском законодательстве установлено, что платные медицинские услуги могут быть оказаны в полном объеме стандарта медицинской помощи, а также в объеме, превышающем стандарт. Оказание скорой медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях должно производиться исключительно на бесплатной основе .

На практике возникает ситуация, когда в одном кабинете лечебно-профилактические процедуры в одну и ту же смену оказываются и на возмездной, и на безвозмездной основе. Конечно, в Правилах предоставления платных медицинских услуг есть норма, в соответствии с которой при заключении договора пациенту должна быть представлена в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а отказ пациента от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы. Тем не менее одного закрепления такой обязанности недостаточно для того, чтобы она соблюдалась медицинскими работниками государственных и муниципальных лечебных учреждений, так как они имеют прямую материальную заинтересованность в оказании медицинских услуг за плату. Практика складывается так, что медицинским работникам не составляет особого труда оказывать платные медицинские услуги вместо бесплатных, что является прямым нарушением принципа доступности бесплатного лечения.

 

 

2. Тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации о социальной защите

 

2.1. Правовое регулирование назначения,

индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

 

Из восьми видов государственных пособий для граждан, имеющих детей, установленных на федеральном уровне, полную самостоятельность органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили при назначении, индексации и выплате ежемесячного пособия на ребенка.

С вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты ежемесячного пособия на ребенка отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение - к расходным обязательствам региональных бюджетов. При этом согласно ч. 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ размеры и условия выплаты пособий, вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 г.

Практика регулятивного воздействия в вопросе установления ежемесячных пособий на детей в региональном законодательстве показала различные подходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

1. Различия в форме и названиях нормативных правовых актов, закрепляющих детские государственные пособия. Так, большинство регионов приняли отдельные законы субъектов Российской Федерации "О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей". Некоторые субъекты приняли подзаконные акты - указы (постановления) губернаторов или постановления правительств (администраций) .

Отсутствие единого подхода при закреплении ежемесячных пособий на ребенка субъектами Российской Федерации свидетельствует о разноуровневом подходе к существу устанавливаемых прав.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать повышенный размер ежемесячных пособий на ребенка. Субъекты Российской Федерации произвольно подходят к установлению круга лиц, имеющих право на повышенный размер пособий.

Таким образом, определенный круг граждан, имеющих детей, может быть лишен права на повышенный размер детского пособия.

3. Установленный размер ежемесячного пособия на ребенка обусловлен объемом средств, который каждый субъект Российской Федерации может позволить выделить из регионального бюджета на выплату ежемесячного пособия на ребенка.

При установлении процентного соотношения повышенного размера пособия к базовому размеру отсутствует единый принцип. Однако при базовом размере пособия в 205 руб. отсутствует как увеличение на 150% от базового размера пособия, так и сама категория лиц для выплаты повышенного пособия - на детей в возрасте от полутора до трех лет.

 

2.2. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.