Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тенденции и перспективы развития медиа

Евгения Зубкова

Доклад по стране ЮАР

Общая характеристика системы СМИ ЮАР

 

 

Характеристику системы СМИ ЮАР нужно начать прежде всего с предоставления краткой информации о самой стране. Итак, очень важно отметить, что Южно-Африканская республика – наиболее развитая страна на континенте, с большими перспективами экономического роста. В ней проживает около 43 миллионов человек, которые говорят на нескольких языках (английский, венда, зулу, свати, сесото, тсонга, тсвана, африкаанс и др.).

Официальным языком считается английский. Большинство белых разговаривает на английском. Многие афроамериканцы также свободно говорят на английском, некоторые говорят на языке африкаанс, и абсолютно все владеют африканскими языками. Это не может не влиять на систему масс-медиа.

Южно-африканское радио и телевидение, находящееся под покровительством Южно-африканской вещательной корпорации (SABC), ведет вещание на 11 языках. Однако, большинство газет печатается на английском и африкаанс. И сильный перевес именно у англоязычных газет, так как многие африканцы принципиально отказываются говорить на языке африкаанс, считая его языком своих бывших угнетателей.

Грамотность в стране составляет около 90 % среди белого населения и 60 % среди черного, что, естественно, сказывается на читабельности и рентабельности газет, о чем свидетельствуют финансовые показатели: годовой доход газет для «белого населения» превышает в разы ежегодную прибыль газет для афроамериканцев.

В связи с перевесом читательской аудитории, англоязычные газеты обладают большей степенью влияния в обществе.



На данный момент, Южно-Африканская республика считается основным игроком на медиа-рынке Африки. ЮАР обладает разветвленной системой СМИ с давней историей, которой характерен плюрализм мнений и мультикультурализм. Это одна из двух африканских стран, в которой присутствует длительная конкуренция между крупными газетами, принадлежащими разным издателям.

В стране есть несколько крупнейших государственных и коммерческих телеканалов, которые пользуются огромным спросом среди населения страны.

В 1996 году был принят Закон об отмене государственного регулирования эфирного рынка. Это привело к тому, что количество радиостанций резко возросло. В одном лишь Йоханнесбурге их около 40 - от государственной Южноафриканской радиовещательной корпорации (Эс-эй-би-си) до небольших FM-станций, ориентированных на отдельные кварталы или этнические группы.[1]

 

Телевидение и радио оказывают гораздо большее влияние на жизнь южноафриканцев, нежели пресса.

В ЮАР газеты распространяются в основном в центральных районах , и даже в крупнейших городах их читают только образованные люди.

Менее половины взрослых в стране читают прессу.

Надо также отметить, что после отмены режима апартеида, резко возросло число пользователей интернетом. В 1998 году количество пользователей мировой паутины превысило миллион.

Национальная медиаполитика

 

Законодательство в области медиа

 

 

При режиме апартеида, государство полностью контролировало СМИ. Государство было в праве выбирать, что является новостями, а что нет.

Во время апартеида, иностранные и отечественные журналисты, работающие в ЮАР, должны были пройти через уйму проверок законодательства, направленного на предотвращение утечки независимой информации в СМИ, информации, которая может подорвать режим.

С 1980 г. в ЮАР за деятельностью средств массовой информации следила Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, которая несла также карательные функции. В стране существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Все органы массовой информации были обязаны руководствоваться «Кодексом поведения», который запрещал освещать каким-либо образом преступления режима, разоблачать их.

Перед тем как опубликовать ту или иную информацию, журналист и редактор должны были тщательно изучить законы о СМИ, ведь те, кто их нарушал, могли получить штраф или же оказаться в тюрьме.

За кадрами, работающими в СМИ, наблюдал неофициальный орган политической цензуры — Генеральный совет по печати. Его члены назначались правительством. В газетах постоянно проводились чистки, одни издания закрывались, для других создавались невыносимые условия.

 

В 1994 году к власти приходит новое, смешанное в расовом отношении правительство. Начинается превращение ЮАР в открытое демократическое общество.

С этого момента, Конституция страны предоставляет гражданам право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ.

С 1997 г. журналист обретает право не раскрывать источник информации - за это ему уже не грозит тюремное заключение. А читатели, если у них имеются какие-либо претензии к газетным публикациям, получают право обратиться в столичный офис независимого омбудсмана, или подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию. В том случае, если граждане недовольны эфирными передачами, они могут обратиться в Комиссию по жалобам на вещание.

Саморегулирующаяся Комиссия учреждена Национальной ассоциацией вещателей. В последнюю входят все основные службы вещания страны: Южноафриканская вещательная корпорация SABC, M-net, BOP, Radio 702 и Trinity broadcasting network[2].

Также в ЮАР действует такая организация как Independent broadcasting authority (IBA). В ее функции входит:

· предоставление эфирных волн для общественного и местного вещания

· пособничество созданию местных программ и переходу собственности к «черным» предпринимателям

· обеспечение разнообразия программ и форм собственности

 

То есть если посмотреть на главные этапы развития южно-африканской журналистики, то в данный момент она находится в достаточно благоприятных условиях для полноценного развития . В соответствии с новой конституцией, южноафриканские СМИ и их сотрудники пользуются беспрецедентными свободами. За исключением закона о клевете, они могут свободно публиковать любые типы новостей, не беспокоясь о том, что могут быть какие-либо нарушения.

 

Контролирующие органы

 

Главным контролирующим органом в области теле и радиокоммуникаций является ICASA (Independent Communications Authority of South Africa). Этот орган был основан в 2000 году, и утвержден Актом ICASA. До этого телекоммуникации и радиокоммуникации регулировались двумя отдельными органами (Telecommunications Regulatory Authority (SATRA) и Independent Broadcasting Authority (IBA).

Также контролирующим органом считается компания South African Broadcasting Corporation (SABC).

СМИ ЮАР регулируются Законом о телерадиовещании и Законом об электронной связи, оба из которых сформулированы в духе Конституции.

Южноафриканские печатные СМИ контролируются не так тщательно, как вещательные компании. За ними следит пресс-омбудсмен ЮАР.

 

 

 

Традиционные медиа

 

Печать

 

 

История южноафриканской газетной журналистики уходит к далекому 1800 году, когда в колонии появились первые контролируемые государством издания Cape Town Gazette и African Advertiser.

Первая частная газета (SA Commercial Advertiser) появилась в 1824 году. Ее редакторами были Томас Прингл и Джон Фейрбейрн.

Первая газета на африканском языке (Umshumayeli Wendaba) была выпущена в 1837 году, а первым изданием на языке африкаанс стала газета Die Afrikaanse Patriot, выпущенная в 1876 году.

Сейчас ЮАР обладает очень развитой системой печати. Считается, что более 5000 газет, журналов и периодических изданий производится регулярно, и почти все из них издаются с использованием самых современных технологий и оборудования.

The Johannesburg Star - ежедневная газета на английском языке, c тиражом от 200000 до 250000 экземпляров. Это одна из самых распространенных газет к югу от Сахары, которая является крупнейшим и наиболее влиятельным печатным изданием Южной Африки.

Газеты The Star является частью Argus Group (крупнейшая издательская компании в Южной Африке и во всей Африке в целом). Издание также пользуется спросом и в других странах на континенте.

Еще одной влиятельной газетой в ЮАР считается газета The Sowetan. Она распространена преимущественно в Соуэто (поселения на юго-западной окраине Йоханнесбурга), и выпускается на английском языке ( целевой аудиторией газеты считаются афроамериканцы, то есть эта газета – «для черных»). The Sowetan была основана в 1981, и выходит тиражом от 200,000 до 250,000 тысяч экземпляров.

Другой влиятельной южноафриканской газетой является газета Beeld. Это ежедневное издание выходит в Йоханнесбурге, на языке африкаанс.

Также на языке африкаанс выходит еще одна крупная газета - Die Burger. Она издается в городе Кейптаун. Beeld и Die Burger имеет ежедневный тираж от 100,000 до 125,000 тысяч экземпляров. Это две наиболее влиятельные газеты на языке африкаанс в Южно-Африканской Республике.

Sunday Times – крупнейшая англоязычная газета в Йоханнесбурге, выпускается очень большим тиражом (от 450000 до 500000 тысяч экземпляров). Это крупнейший и наиболее влиятельный еженедельник в Южной Африке. Sunday Times также является крупнейшей воскресной газетой в странах Африки, расположенных южнее Сахары.

The City Press , еще одна крупная газета, выпускающаяся на английском языке. Она была основана в 1983 году в Йоханнесбурге. То есть это к тому же еще и одна из самых древних газет в ЮАР. Тираж газеты - от 250,000 до 300,000 экземпляров. В то же самое время у еще одной старейшей газеты, выпускающейся на языке африкаанс - the Rapport , - тираж также составляет от 250,000 до 300,000 экземпляров. Газеты выходит в Йоханнесбурге с 1970 года. Обе эти газеты имеют неисчерпаемый авторитет среди африканцев.

Из экономических изданий следует упомянуть такие деловые еженедельники как Business Day и Financial Mail.

 

Радио

 

Радио всегда было очень популярным средством вещания в ЮАР и дерегулирование в данном секторе медиарынка в 1996 году привело к еще большему распространению радиостанций. Ведь до отмены режимы апартеида, радио использовалось исключительно в целях пропаганды деятельности правительство.

На сегодняшний день южноафриканское радио поддерживает интересы различных слове населения, и ему характерен плюрализм мнений. Вещание ведется на английском, языке африкаанс и других крупных африканских языках.

Радиостанции достигают практически любые уголки страны. Около 12 процентов эфирного времени отведено на новости. Существуют также ориентированные на молодежь коммерческие радиостанции.

Популярным является радио Voice of South Africa или Radio RSA. Оно выдает 177 эфирных часов в неделю, рассчитанных на англоязычную, французскую и португальскую аудитории, а также на тех, кто говорит на таких африканских языках как суахили, тсонга, лози и чичева.

ЮАР является одним из немногих африканских государств, в котором разрешено производить коммерческие радиопередачи. Например, Radio 702 и Capital Radio 604 ведут вещание отдельно от государственного медиаконцерна SABC. И количество частных радиостанций увеличивается.

А вообще существуют радиостанции регионального масштаба и радиостанции государственного масштаба, принадлежащие медиакорпорации SABC, и существуют коммерческие радиостанции и общественные радиостанции, рассчитанные на регионы или небольшие города, или даже отдельные этнические группы.

SABC ведет вещание 20 региональных и общенациональных служб на 11 языках, в том числе:

· SAfm (сеть общенационального вещания на английском)

· 5 FM (современная музыка)

· "Radio Sonder Grence" (общенациональное вещание на языке африкаанс)

· "Ukhozi FM" (на зулу)

· "Lesedi FM" – одна из самых популярных радиостанций среди говорящих на сесото радиослушателей. Еженедельно ее слушают 6,38 миллионов человек

 

 

Надо отметить, что каждая южноафриканская провинция имеет свои радиостанции, и их – огромное количество, которое стремительно возрастает.

 

 

Телевидение

 

 

Телевидение появилось в ЮАР в 1976 году. Так поздно оно появилось ввиду того, что действующие в стране политические силы опасались влияния этого СМИ, и всячески притормаживали его развитие.

Телевидение является наиболее жестко регулируемым сектором СМИ в Южно-Африканской Республике и наряду с радио, этот сектор медиарынка контролируется Независимым регулятором в области коммуникаций ЮАР (Independent Communications Authority of South Africa или ICASA).

Права на трансляцию, а особенно – на телевизионную трансляцию, выдаются только по специальному приглашению. На данный момент только две независимых телевизионных вещательных компании получили такую лицензию.

Вещательные лицензии дают их обладателям мандаты на определенное количество регионального, общественного и общеобразовательного контента. Компании обязаны производит такой контент в соответствии с выданной лицензией.

В результате, в ЮАР существует только четыре бесплатных телевизионных канала: SABC 1, SABC 2 и SABC (принадлежащие вышеупомянутой организации SABC) и e.tv.

То есть на телевизионном рынке присутствует три главных «игрока» и дополнительно есть коммерческая телевизионная компания Multichoice , которая узурпировала весь рынок платного телевидения. Multichoice предоставляет огромный выбор телеканалов, и постоянно добавляет новые каналы в свое «меню».

Multichoice является старейшим поставщиком платного телевидения и спутникового вещания в стране, с цифровой спутниковой телевизионной сетью, в состав которой входит более чем 55 региональных и международных каналов. Multichoice ведет вещание на более чем 2 миллиона абонентов по всей Африке.

Общественное телевидение появилось в ЮАР в 1993 году. Первым общественным телеканалом, который получил лицензию на один год был Soweto TV в 2007 году. Канал охватывает южную часть Йоханнесбурга и город Соуэто, но также доступен посредством спутников на платформе MultiChoice.

Вторым общественным телеканалом, который получил лицензию в 2008 году, был канал Cape Town TV. Канал рассчитан на жителей Кейптауна и считается локальным каналом.

К 2015 году в стране уже 5 общественных лицензированных телеканалов, и помимо вышеупомянутых среди них:

· Bay TV

· Tshwane TV

· 1KZN TV

 

Все эти каналы получили лицензии на срок до 7 лет. В 2014 году суммарная аудитория этих каналов составила около 12 миллионов человек.[3]

Также надо выделить такие крупные каналы, как:

· ТV1 (ведет ежедневное вещание на английском языке и языке африкаанс)

· Contemporary Community Values Television (CCV), у которого есть программы на африканском, азиатском и европейском языках

· National Network Television (NNTV), который специализируется на спортивных программах и общественно-социальных проблемах

 

Наиболее рейтинговыми каналами, по данным южноафрикансокого социологического исследовательского центра за июнь 2013 года являются[4]:

 

Место Название канала Компания Ежемесячный охват аудитории (%)
SABC 1 South African Broadcasting Corporation 85%
SABC 2 South African Broadcasting Corporation 84%
e.tv Hosken Consolidated Investments 81%
SABC 3 South African Broadcasting Corporation 76%
Soweto TV community television 20%
M-Net Action M-Net 19%
Studio Universal Universal Networks International 18%
Mzansi Magic DStv 17%
Channel O M-Net 16%
Mzanzi Wethu DStv 15%

 

 

Цифровое и интернет-телевидение являются самым развивающимся сектором телевизионного рынка. Государство заинтересовано в его развитии. В 2015 году аналоговое вещание планируется полностью прекратить.

Кабельное телевидение отходит на второй план. Большей популярностью в ЮАР пользуется спутниковое телевидение.

 

Издательства

 

 

Крупнейшим издательством является Media 24. Ему принадлежит популярная газета Daily Sun. Помимо нее, издательству принадлежит ряд ежедневных и еженедельных изданий, таких как: Witness, City Press, Beeld, Die Burger, Volksblad, Rapport, Sondag, Son (еженедельник и ежедневник), Sunday Sun и Soccer Laduma. А также еще несколько крупных газет.

Также издательство выпускает более 60 различных журналов (некоторые из них - совместно с другими компаниями). В месяц Media 24 выпускает около 5,9 миллионов журналов, которые читает более 8,7 миллионов человек.

владеет 14 национальных и региональных газет, издательства газеты в большинстве крупных городов.

Издательству Independent News and Media принадлежит 14 национальных и региональных газет, и газеты в большинстве крупных городов.

В Йоханнесбурге это газета Star, Saturday Star, Business Report, а также Sunday Independent, которая распространяется по всей стране.

В Дурбане Independent Group издает Mercury, Daily News и газету Post (ориентированную также на индийский рынок).

В Кейптауне издательство выпускает такие газеты как Daily Voice, Cape Argus, Cape Times, Saturday Argus и Sunday Argus.

Еще одно крупнейшее издательство - Avusa. Ей принадлежит газета-бестселлер – Sunday Times, и вообще крупнейшая газета в Южно-Африканской Республике.

Другими крупными издательствами, которые следует упомянуть, являются:

· Caxton and CTP Group

· Primedia

· M&G Media (выпускает еженедельник Mail and Guardian, появившийся еще в 1985 году; это первое издание, у которого появился свой вебсайт)

 

Что касается книгопечатания, то в стране существует около 120 книжных издательств. Они выпускает книги на 11 языках ЮАР, а также на зарубежных.

 

Телекоммуникационные сети

 

По сравнению с остальной Африкой, этот сектор довольно большой и стабильный. Тем не менее, в нем преобладает фиксированная монополия телекоммуникационной компании TELCOM.

Телефон и доступ в Интернет также доступны через операторов мобильной связи, таких как Vodacom и MTN.

 

Новые медиа

Онлайн медиа

ЮАР является самой развитой страной в плане электронных СМИ (из всех стран на континенте). Все жители имеют доступ в интернет. Здесь, как и в других развивающихся странах, популярность набирают электронные версии изданий, журналистские блоги, социальные сети (ставшие инструментом в руках опытных журналистов) и интернет-телевидение.

В настоящее время, онлайн-журналистика ЮАР находится на подъеме. Она обеспечивает для читателей новую платформу, позволяющую взаимодействовать с источниками новостей через комментарии и другие формы обратной связи.

Онлайн-журналистика предоставляет и другие мультимедийные возможности, которые не может дать печатная. Например, видео-контент, встроенный в веб-сайт, всевозможные мобильные приложения, позволяющие читать новости ежесекундно. И с ростом цифровых технологий, онлайн-журналистика будет набирать все большую популярность.

Тем не менее, это далеко не означает, что печатные издания (газеты) потеряют свою аудиторию…

 

 

Медиаорганизации

 

 

Новостные агентства

 

 

В большинстве других стран Африки, правительство ввело местечковые новостные агентства, которые получают новости со всего континента, в том числе из ЮАР. И Южно-Африканская Ассоциация Прессы (SAPA) –крупнейшее новостное агентство ЮАР, - ежедневно распространяет новости по всей Африке.

SAPA сотрудничает с Pan African News Agency (PANA), организацией, которая получает новости из других стран континента, чтобы также распределить внутри страны.

Также, в ЮАР ведут свою деятельность такие новостные агентства как Associated Press (Америка), Reuters (Великобритания), Agence-France Presse (Франция) и Deutsche Presse-Agentur (Германия).

 

Журналистские союзы

 

В ЮАР существует несколько крупных журналистских союза. Один из них - организация SASJA (The South African Science Journalists’ Association ). Она поддерживает развитие научной журналистики. Ее целями является:

· улучшение связи между южноафриканским научным сообществом и обществом в целом

· использование различных средств глобальной и национальной коммуникации для распространения информации о достижениях, возможностях и тенденциях в области научной журналистики

· поддержка и поощрение профессионального развития и высшего образования для журналистов из стран, являющихся членами Южноафриканского сообщества по вопросам развития

· поддержание профессиональных стандарты в области научной журналистики , а также распространение достоверной информации о науке и технологиях ЮАР

Также есть Южно-Африканский национальный форум редакторов (SANEF). Это некоммерческая организация, членами которой являются редакторы, журналисты и ведущие преподаватели журналистики из всех областей Южной Африки. Они оказывают поддержку в создании образовательных форумов журналистов в регионе и на континенте. Кроме того, SANEF содействует свободной и независимой журналистике и выступает в защиту свободы средств массовой информации, а также проводит кампании по ликвидации законодательства и коммерческого давления, которые ограничивают свободу СМИ.

 

 

Компании производители контента

 

На южноафриканском медиарынке доминирует несколько крупнейших компаний, интересы которых простираются начиная от журналов и газет, и заканчивая интернетом.

Мы уже упоминали крупнейшие из них, а это: SABC (телевидение), e.tv. ( телевидение) и Multichoice (телевидение).

 

Кадры

Образование и поддержка

 

Южноафриканские колледжи и университеты, газеты, а также американские и британские фонды являются основными источниками для подготовки будущих журналистов. Многие из ведущих университетов предлагают журналистские программы обучения с возможностью получения различных степеней.

Семинары и творческие мастерские устраиваются не только в Южно- Африканской республике, но и за ее пределами, предоставляя студентам возможность проходить курс обучения за границей. Например, в Зимбабве, Замбии и ряде других африканских стран, студенты могут получить практику в сфере изучения проблем экологии, экономики, а также попрактиковаться в журналистских расследованиях.

 

Но здесь важно сказать, что развитие журналистики в ЮАР, не похоже ни на одну другую страну в мире. Журналистика спустя десятилетия по-прежнему пытается найти свою нишу в школьной и университетской среде.

С возвращением к демократии в 2004 году, журналистика и журналистское образование претерпели глубокие изменения. В том числе и с технологической точки зрения, ведь традиционные печатные СМИ, радио и телевидение, которые когда-то доминировали, стали постепенно отступать на второй план. А на передний план выступил Интернет и спутниковые технологии, аудитория, где каждый имеет доступ к мировой паутине. Журналистика стала конвергентной.

Политический пейзаж также меняется почти до неузнаваемости, и вместе с ним появляется необходимость нового подхода к журналистскому образованию.

Изменения в обществе, и одновременно в журналистике , стали катализатором новых потребностей и проблем, связанных с подготовкой будущих перспективных журналистов.

Сейчас, более чем через десять лет после общественно-политической метаморфозы Южной Африки, стало необходимым рассмотреть вопрос о масштабах и значимости изменений, которые произошли в области журналистики и журналистского образования.

Журналистское образование в Южно-Африканской республике по-прежнему в значительной степени основано на западном мировоззрении, с его акцентом на индивидуализм, что во многом не соответствует некоторым культурно-этическим установкам южноафриканцев.

В ЮАР популярно такое направление этики и гуманистической философии как Убунту, его еще называют афро-гуманизмом. Оно включает такие понятия как сочувствие, забота, чувствительность к нуждам других, уважение, созидание, терпение и доброта. Его положения связываются с идеями Африканского Возрождения. Приблизительное толкование слова убунту — человечность по отношению к другим. Другой возможный вариант перевода — вера во вселенские узы общности, связывающие всё человечество.[5]

И новые программы по образованию и подготовке журналистов в Южно-Африканской Республике стараются охватить эти афро-ориентированные, афро-гуманистические ценности в целях содействия африканской освободительной журналистике.

Переориентация журналистики на афро-гуманистическую является ключевым моментом для журналистского образования в ЮАР, так как убунту – это один из основополагающих принципов новой Южно-Африканской Республики.

Поэтому афро-гуманизм может стать центральным для нового понимания фундаментальных журналистских принципов, содержащиеся в нормативной теории медиа и этики.

В ходе образовательного процесса поднимаются вопросы о том, как такие понятия как свобода слова, общественность, политика гласности, объективность представления информации будут отражены восприниматься сквозь призму учения убунту.

И здесь снова появляется расовый вопрос, создающий проблему для вышеупомянутого подхода. Дело в том, что большинство преподавателей журналистики - «белые», и их авторитетность для внесения новых веяний в образовательный процесс не совсем соответствует желаемой.

Но с журналистским образованием есть и другие проблемы. Одной из самой больших проблем в ЮАР является неумение некоторых студентов грамотно выражать свои мысли. Это одно из базовых умений для журналистка и для студента вообще. Основная причина такого положения вещей, вероятно, заключается в отсутствии культуры чтения среди молодежи в стране.

 

 

Основные ресурсы

 

В Южной Африке, степень и диплом журналиста в настоящее время можно получить в трех гуманитарных , а также шести технических университетах. Вот некоторые из них:

· University of Stellenbosch (Department of Journalism)

· Rhodes University

· Walter Sisulu University (School of Communication Studies)

· School of Communication Studies

· University of Technology (Department of Journalism)

 

 

Первая кафедра журналистики была открыта еще в 1959 году, в Afrikaans language Potchefstroom University (PU) (Университет языка африкааанс в Потчфеструме). Сейчас этот университет называется - Potchefstroom campus of the University of North West (UNW)[6].

В 1970-ых Afrikaans university of Orange Free State (UOFS, а сейчас - University of the Free State/Университет Свободного Государства) и Rand Afrikaans University (сейчас - Johannesburg University/ Университет Йоханнесбурга) открыли свои кафедры массовых коммуникаций.

В то же самое время кафедры связи появились и в исторически «чёрных» университетах – Университете Форт-Хар, Университете Зулуланд и Бопутатсваны.

С 1980-ых годов кафедры журналистики открываются и в других университетах , в том числе – технических. Они появляются в университетах Претории, Дурбана и Капского полуострова.

Англоязычные университеты запустили программы по журналистики несколько позже. Первыми последовали тенденции Университет Родса и Университет KwaZuluNatal и в 1985 году открыли кафедры журналистики и массовых коммуникаций. Витватерсрандский университет присоединился к южно-африканскому «журналистскому образовательному сообществу» в 2000-ых годах.

 

Проблемами и поддержкой журналистского образования занимается такая организация как Южно-Африканский национальный форум редакторов (SANEF). Это некоммерческая организация, членами которой являются редакторы, журналисты и ведущие преподаватели журналистики из всех областей Южной Африки. Они оказывают поддержку в создании образовательных форумов журналистов в регионе и на континенте. Кроме того, SANEF содействует свободной и независимой журналистике и выступает в защиту свободы средств массовой информации, а также проводит кампании по ликвидации законодательства и коммерческого давления, которые ограничивают свободу СМИ.

Также существует организация SASJA (The South African Science Journalists’ Association ). Она поддерживает развитие научной журналистики. Ее целями является:

· улучшение связи между южноафриканским научным сообществом и обществом в целом

· использование различных средств глобальной и национальной коммуникации для распространения информации о достижениях, возможностях и тенденциях в области научной журналистики

· поддержка и поощрение профессионального развития и высшего образования для журналистов из стран, являющихся членами Южноафриканского сообщества по вопросам развития

· поддержание профессиональных стандарты в области научной журналистики , а также распространение достоверной информации о науке и технологиях ЮАР

 

 

Тенденции и перспективы развития медиа

 

 

У южноафриканской журналистики большие перспективы. Новая конституция защищает Билль о правах, а также гарантирует свободу выражения мнений и средств массовой информации.

И несмотря на то, что в представители власти в южноафриканских СМИ часто высмеиваются и изображаются карикатурно, - не было ни одной попытки ввести цензуру или каким-то образом наказать журналистов, публикующих подобную информацию. Законодательство также не ужесточалось.

Сейчас южноафриканские СМИ находятся на совершенно новом этапе, на котором они могут свободно развиваться и служить на благо демократическому обществу.

Сегодняшние южноафриканские журналисты работают в стране, где они могут свободно критиковать правительство, тщательно исследовать его действия, и даже высмеивать политических лидеров страны без перспективы тюремного заключения и высоких штрафов.

Южная Африка из изгоя журналистики превратилась в одну из самых свободных и наиболее демократических стран в мире. Опыт был головокружительным как для СМИ, так и для общественности в целом. Публика уже привыкла к тому, что журналисты обладают рядом свобод, позволяющих им быть, насколько это возможно, объективными распространителями различного рода информации.

ЮАР является страной, открытой для сотрудничества с зарубежными СМИ. Страной, которая всегда приветствовала иностранные средства массовой информации, кроме тех случаев, когда публиковались критические статьи апартеида (во времена режима апартеида).

В разгар эпохи апартеида, многие африканские, американские, и европейские журналисты и редакторы были внесены правительством ЮАР в «черный» список. Их статьи были запрещены, также как и въезд в страну.

Еще во времена правительства Мбеки в ЮАР были допущены Голос Америки, Британская радиовещательная корпорация и другие международные СМИ, а также журналисты зарубежных печатных СМИ. Они свободно работают на территории страны, и обладают также, как и другие СМИ, полной свободой слова. Иностранные журналисты и средства массовой информации приветствуются в Южной Африке. Они могут без лицензии или аккредитации свободно перемещаться по стране и свободно брать любые интервью (чего, конечно, не было в эпоху апартеида). И для зарубежных СМИ медиа-рынок ЮАР является весьма привлекательным, так как он стремительно развивается.

Например, начинают набирать популярность региональные газеты-таблоиды. Контент также претерпевает изменения – в статьях, ориентированных на локальные сообщества доминирует «человеческий интерес» (human interest) . Многие статьи пишутся на разговорном африкаанс. В них отсутствует аналитическое начало, не дается представление об общей картине мира. Иными словами – востребованы «хлеб и зрелища».

Популярность таблоидов объясняется увеличением грамотности, отсутствием политических репрессий, приватизацией СМИ, улучшением внутренней инфраструктуры и повышением уровня доходов населения.

В ЮАР более 200 мелких региональных газет, имеющих успех в регионах. Также набирает популярность бесплатная ежедневная пресса (например, газета Metro).

Но все же, как уже говорилось ранее, главная область, которая сильно влияет на развитие журналистики и предопределяет ее будущее – это интернет. Тем не менее, телевидение, а особенно радио, остаются главными источниками получения информации.

Южная Африка до сих пор не переключила своё коммерческое телевизионное вещание на цифровые стандарты, однако этот факт не удерживает вещательную индустрию страны от начала тестирования цифрового радио, основанного на стандартах DAB+ (Digital Audio Broadcasting) и DRM (Digital Radio Mondiale) с прицелом на начало коммерческого вещания в данных стандартах уже в ближайшие годы.

Стандарт DAB+ идеально подходит в качестве замены аналогового FM-вещания, в то время как DRM является неплохим заменителем для аналогового вещания в средне- и коротковолновых диапазонах, где он может обеспечить качество, сравнимое с качеством современного FM-вещания.

При этом цифровое радио не следует путать с интернет-радио, которое передаётся в потоковом виде в онлайн-режиме через web-сайты или приложения для смартфонов.

Тестирование радиовещания в стандарте DAB+ проводят Южно-Африканская ассоциация цифрового телерадиовещания (Sadiba), Национальная ассоциация вещателей и Рабочая группа по тестированию DAB+. Тестовое вещание охватывает территорию Йоханнесбурга и Претории, включая в себя трансляцию 40 общественных, коммерческих и коммунальных радиостанций.

Председатель рабочей группы Дэйв Черри заявил, что ЮАР приняла к сведению опыт успешного использования стандарта DAB+ в разных странах, в особенности – в Австралии с её обширными территориями.[7]

 


[1] http://cuar.in.ua/cuar/South%20Africa/South%20Africa-SMI.htm

[2] http://pravolib.com/jurnalistika_856_858/jurnalistika-afriki.html

[3] http://en.wikipedia.org/wiki/Television_in_South_Africa#Community_Television

[4] http://en.wikipedia.org/wiki/Television_in_South_Africa#Community_Television

[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D1%83%D0%BD%D1%82%D1%83_(%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

[6] http://www.globalmediajournal.collegium.edu.pl/artykuly/wiosna%202006/Botha%20i%20de%20Beer%20-%20South%20African%20Journalism%20Educaiton.pdf

[7] http://www.radioportal.ru/news/novosti-radio/yuar-gotovitsya-k-cifrovizacii-radio






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.