Методика изучения сосредоточенности и устойчивости внимания. Корректурная проба Бурдона.
Это классическая методика изучения свойств внимания. Это методика немецкого ученого начала XX века Бурдона.
Примечание: корректор – это профессиональный работник типографии, который производит сверку верстки (оттиск, результат наборщика) с оригиналом автора.
Методический материал: стандартный лист А4, на котором в случайном порядке отпечатаны буквы в оригинале латинского, а в нашем случае – русского алфавита Размер может быть стандартизирован, например 30 строк по 60 знаков.
S – общее число знаков (букв). S=18000.
Данная методик может варьировать по уровню сложности, который задается двумя параметрами: 1. Количественным – числом выделяемых знаков;
2. Качественным – способом выделения знаков.
Самый простейший – это вариант, не требующий обучения, т.е. специальной подготовки, связанной с усвоением способа выделения и запоминания выделяемых букв. Например, выделять первую букву алфавита произвольным (нефиксированным) способом.
Нарастание сложности, в первую очередь, связано с числом выделяемых букв: как правило, от одной до трех.
Способ выделения букв может также различаться: от произвольного к фиксированному, одноименному (единтичный способ применяется для разных букв). И наконец, профессиональный способ, т.е. требующий специальной подготовки: использование корректурных знаков для выделения определенных букв. Это самый сложный вариант методики Бурдона.
Отдельный аспект, составляющий процедурную особенность методики, лимит времени. Классический вариант - это двухминутный лимит времени, разбитый на 4 равных 30-секундных интервала. Оригинальный – без лимита времени с мотивом соревнования типа «кто вперед?» выполнит всю работу – «откорректирует» целиком всю страницу за определенное (минимальное) время.
Для понимания тонкости методики Бурдона полезно представить социально-экономическую модель отношений Работодатель – Работник (Р1-Р2), в нашем случае – Корректор.
Инструкция (для сложного варианта):
Старайтесь как можно быстрее проводите корректурную сверку. Последовательно, построчно просматривайте буквы и выделяйте следующие буквы специальными корректурными знаками:
Л – ך
Н – L
Ж - ○
Каждые 30 секунд по команде ведущего «Черта!» ставьте вертикальную линию на месте просмотра. Время выполнения задания 2 минуты. По команде «Стоп!» поставьте 2 вертикальные черты.
Обозначение:
S – число просмотров знаков (букв).
∑ - число правильно выделенных знаков.
N – число ошибок.
Высчитывается показатель сосредоточенности внимания, который обозначается Е.
Задача: выразить Е через S, ∑ и n.
Из анализа отношений Р1-Р2 можно представить модель идеального корректора (ИК). С точки зрения Р1, ИК должен удовлетворять следующим требованиям: выполнять в срок весь объем предложенных работ с высоким качеством, т.е. без ошибок.
Идеальный корректор выполняет весь объем работ за то время, которое ему задает работодатель - в идеале время стремится к нулю.
Вывод формулы Сосредоточенности Внимания опирается на понятии «идеальный корректор» (работник, профессионал).
Е=S*K – вся работа. Просмотрены все буквы и выделены все необходимые знаки, нет ошибок.
Для ИК коэффициент К=1, т.е. за отведенное время (0 сек) выполнен весь объем работ – просмотрено 1800 знаков.
E=S 1=S =S =S
Для реального корректора К меньше 1, т.е. просмотрены не все знаки и допущены ошибки:
E=S
Анализ ошибок:
- пропуск
- выделено, но не тем способом.
- выделено, но не то.
Кривая работоспособности и парадокс устойчивости:
Устойчивость внимания в данном случае рассматривается как динамическая характеристика сосредоточенности внимания: показатель изменения сосредоточенности в разные временные интервалы, соответствующие эмпирической кривой физиологической работоспособности.
Устойчивость внимания принято рассматривать как отношение сосредоточенности внимания 2-го интервала («Плато» - фаза стабильности) к сосредоточенности 4 -го интервала, где может проявляться или позитивный эффект «градиент цели» (финишный рывок), или негативный – падение продуктивности (скорости) из-за утомления (исчерпывания ресурсов).
a. Парадокс устойчивости внимания.
y= =
Парадокс может возникнуть, если Е1=Е2=Е3=Е4.
В этом случае как таковой кривой работоспособности не существует, а существует прямая работоспособности.
E max
E min
Y max = =1= = Y min
Что является сутью парадокса устойчивости внимания.
Другими словами, Идеальный Корректор оказывается тождественен Человеку с улицы Бассейной, т.е. максимально рассеянному.
|