ТРУДОВАЯ КНИЖКА, ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК ПО УЧЕТУ КАДРОВ, ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА, ЛИЧНОЕ ДЕЛО.
СПРАВКИ И ДОКУМЕНТЫ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
Согласно ст. 77 Трудового кодекса РФ снованиями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон;
2) истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение трудового договора по инициативе работника;
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;
8) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
9) отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.
Процедуру увольнения отражают два основных документа: I) инициативный документ (при увольнении по собственной инициативе —заявление работника, которое оформляется в качестве самостоятельного документа; при увольнении по окончании срока действия трудового договора или по инициативе работодателя — приказ (распоряжение) администрации предприятия (учреждения, организации); 2) приказ о прекращении действия трудового договора (в традиционной форме или по форме № Т-8 при прекращении действия трудового договора (контракта) с одним работником или № Т-8а при увольнении нескольких работников). Приказ о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) содержит следующее:
— обозначение распорядительного действия (прекратить действие трудового договора, уволить);
— фамилию, имя, отчество, должность работника;
— место работы;
— основание прекращения (расторжения) трудового договора (увольнения) (запись производится в точном соответствии с формулировкой действующего законодательства Российской Федерации со ссылкой на соответствующую статью; делается ссылка на документ, на основании которого готовится приказ и прекращается действие трудового договора с указанием его даты и номера);
— дату увольнения.
При увольнении материально ответственного лица к приказу прилагается документ об отсутствии материальных претензий к работнику, а при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, — мотивированное мнение (в письменной форме) выборного профсоюзного органа.
На основании этого приказа делают запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производят расчет с работником. Приказ составляется работником отдела кадров на всех сотрудников (за исключением тех, кого увольняет вышестоящий орган), визируется начальником структурного подразделения, подписывается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом, а затем объявляется работнику под расписку. Срок хранения такого приказа — 75 лет.
ТРУДОВАЯ КНИЖКА, ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК ПО УЧЕТУ КАДРОВ, ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА, ЛИЧНОЕ ДЕЛО.
Трудовая книжка должна оформляться и в дальнейшем вестись в точном соответствии:
• с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей.
• с Инструкцией по заполнению трудовых книжек.
Все работодатели обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной.
Работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
На работника, поступающего на работу впервые, заводится трудовая книжка, которая заполняется в его присутствии не позднее недельного срока после приема на работу.
Выдача трудовых книжек на руки не разрешена. Получить трудовую книжку работник может только в день увольнения или перевода на другую работу в другую организацию. На основании ст. 62 ТК РФ работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее трех дней со дня подачи заявления выдать заверенную копию (выписку) трудовой книжки.
Все записи в трудовой книжке производятся без каких-либо сокращений.
Записи дат во всех разделах трудовой книжки нужно писать восемью арабскими цифрами. Например: «Дата заполнения трудовой книжки — 08.10.2003».
Все записи производятся в точном соответствии с приказами (распоряжениями), аккуратно, без зачеркиваний и помарок.
Записи о причинах увольнения работника должны вноситься в трудовую книжку в точном соответствии с формулировками ТК РФ и со ссылкой на соответствующие пункты и статьи Кодекса.
В трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:
• о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;
• о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами;
• о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине.
Записи о награждении, как и все остальные записи, вносятся в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения) руководителя не позднее недельного срока. Дисциплинарные взыскания в трудовую книжку не записываются.
В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, трудовая книжка дополняется вкладышем.
Вкладыш вшивается в трудовую книжку, заполняется и ведется по месту основной работы работника. Без трудовой книжки вкладыш недействителен.
Лицо, потерявшее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом администрации по месту последней работы. Администрация предприятия обязана не позднее чем через 15 дней после подачи заявления выдать новую трудовую книжку с надписью «Дубликат» в правом верхнем углу титульного листа.
Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.
Приступая к работе с трудовыми книжками, сотрудник, отвечающий за их ведение, должен прежде всего решить следующие вопросы.
1. Принять по соответствующему акту трудовые книжки рабочих и служащих, имеющиеся в наличии в кадровой службе.
2. Проверить наличие и правильность ведения «Книги учета трудовых книжек и вкладышей к ним». В этой книге должны быть зарегистрированы все трудовые книжки рабочих и служащих, полученные от них при поступлении на работу, а также оформленные им впервые.
3. Проверить наличие и сохранность трудовых книжек работников. Трудовые книжки хранятся в сейфах. Невостребованные трудовые книжки хранятся до востребования не менее 50 лет (ст, 524 Перечня документов с указанием сроков хранения).
4. Если отдельных трудовых книжек нет, необходимо выяснить причины отсутствия (прием граждан на работу по трудовому договору без трудовых книжек, утрата трудовых книжек работников по вине администрации предприятия, невозвращение трудовых книжек работниками, получившими их на руки для собственных нужд под расписку, и т. п.). Для розыска отсутствующих документов создается комиссия, результаты работы которой оформляются актом с указанием проведенных мероприятий и сделанных выводов.
5. Проверить наличие в организации «Приходно-расходной книги по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них». Эта книга ведется бухгалтерией организации.
6. «Книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним» (Приложение 13) и «Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них» (Приложение 14) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.
7. Бланки трудовых книжек и вкладышей в них — это бланки строгой отчетности. Они имеют соответствующую степень защиты. Лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано ежемесячно представлять в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовых книжек, о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки, Испорченные при заполнении бланки трудовых книжек подлежат уничтожению с составлением акта.
8. При выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.
С каждой вносимой в трудовую книжку записью необходимо ознакомить ее владельца под расписку в его личной карточке.
Личная карточка является одним из основных документов по учету персонала организации. Личная карточка заводится на всех работников, принятых на постоянную или временную работу.
Все записи в карточке делаются на основании соответствующих документов.
Заполняются личные карточки работником кадровой службы от руки. Основанием для заведения личной карточки является приказ (распоряжение) о приеме на работу. Все записи должны быть без сокращений. Личные карточки заводятся в одном экземпляре и хранятся в отдельной картотеке, составленной по алфавиту фамилий работников.
Все последующие изменения данных о работнике (образование, перемена места жительства и др.) отражаются в личной карточке и заверяются подписью работника кадровой службы.
Карточки уволенных работников формируют в отдельные дела. Личные карточки могут входить в состав личных дел. Срок хранения личных карточек - 75 лет (ст. 339 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения).
Личное дело - совокупность документов, содержащих сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личное дело оформляется после издания приказа о приеме на работу.
Как правило, личные дела ведутся на руководящих работников, специалистов, материально ответственных лиц и т. п. На остальных сотрудников оформляют » личные карточки.
Первоначально в личные дела группируются документы, оформляющие процесс приема на работу, впоследствии - все основные документы, возникающие в период трудовой деятельности работника на предприятии.
Наиболее рациональным представляется следующий состав и порядок расположения документов в личном деле:
• внутренняя опись документов дела;
• личный листок по учету кадров (анкета);
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• автобиография или резюме;
• копии документов об образовании;
• трудовой договор (может входить в состав личного дела или храниться отдельно);
• характеристики или рекомендательные письма;
• копия приказа о приеме на работу (заверенная);
• копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
• копия страхового свидетельства.
В дальнейшем в личное дело включают копии приказов о поощрениях, перемещениях, документы об изменениях личных данных работника, а также документы, характеризующие его деловые и личные качества (аттестационные листы, дополнения к личному листку по учету кадров и др.). Кроме того, в личное дело включаются копии документов, подтверждающих изменения анкетно-биографических данных работника. Документы в личном деле располагаются в хронологическом порядке.
Личные дела не выдаются на руки работникам, на которых они заведены.
Личные дела имеют длительный срок хранения, поэтому в них не должны входить документы второстепенного значения, имеющие временные (до 10 лет включительно) сроки хранения: справки с места жительства, о состоянии здоровья, дублетные материалы.
|