Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 2. Институты в экономическом анализе

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИнЭО

___________ С.И. Качин

«____» ________ 2015 г.

 

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов ИнЭО, обучающихся по направлению
38.03.01 «Экономика»,

профиль «Экономика предприятий и организаций»

Составители И.Г. Шелудякова, В.А. Маланина

 

 

Семестр  
Кредиты    
Лекции, часов  
Практические занятия, часов  
Индивидуальные задания  
Самостоятельная работа, часов  
Формы контроля   зачет
     

 

 

Издательство

Томского политехнического университета


УДК 543

 

Институциональная экономика: метод. указ. и индивид. задания для студентов ИнЭО, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций» / сост. И.Г. Шелудякова, В.А. Маланина; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 36 с.

 

Методические указания и индивидуальные задания рассмотрены и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экономики «___» ________ 2015 года, протокол № __.

 

 

Зав. кафедрой экономики,

профессор, доктор экон. наук _______________________Г.А. Барышева

 

 

Аннотация

Методические указания и индивидуальные задания по дисциплине «Институциональная экономика» предназначены для студентов ИнЭО, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций». Данная дисциплина изучается в одном семестре.

Приведено содержание основных тем дисциплины, указан перечень теоретических и практических вопросов, подлежащих изучению. Приведены варианты заданий индивидуальных домашних заданий и методические указания по их выполнению.




ОГЛАВЛЕНИЕ

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4

2. Содержание теоретического раздела дисциплины..................................................... 6

Раздел 1. Введение в институциональную экономику..................................................................................... 6

Раздел 2. Институты в экономическом анализе................................................................................................. 7

Раздел 3. Трансакционные издержки.................................................................................................................... 8

Раздел 4. Теорема Коуза………………………………………………………………………………....10

Раздел 5. Права собственности............................................................................................................................ 11

Раздел 6. Теория контрактов................................................................................................................................. 13

Раздел 7. Теория фирмы.......................................................................................................................................... 15

Раздел 8. Институциональная теория государства........................................................................................ 15

Раздел 9. Институциональные изменения......................................................................................................... 16

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ...................... 18

Тематика практических занятий.......................................................................................................................... 18

1. Экономическое поведение и институты (1 час)...................................................................................... 18

2. Теория трансакционных издержек (1 час)............................................................................................... 18

3. Экономический анализ права собственности (1 час)........................................................................... 18

4. Теория контрактов (1 час)............................................................................................................................. 18

5. Теория государства (1 час)........................................................................................................................... 18

6. Институциональные изменения (1 час)..................................................................................................... 18

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.................................................. 20

4.1. Общие методические указания..................................................................................................................... 20

4.2. Варианты заданий и методические указания........................................................................................... 21

5. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ............................................................................ 23

5.1. Вопросы для подготовки к зачету................................................................................................................ 23

5.2. Образцы вопросов зачетного билета для студентов, изучающих дисциплину дистанционно 24

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................... 26

6.1. Литература основная……………………………………………………………………...…………26

6.2. Литература дополнительная......................................................................................................................... 27

6.3. Internet-ресурсы................................................................................................................................................ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА РЕФЕРАТА........................................... 32

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Институциональная экономика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин профиля «Экономика предприятий и организаций». Изучение дисциплины «Институциональная экономика» позволяет расширить представление студентов об альтернативных направлениях экономической теории, изучить содержание и метод институциональной экономики. Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики.

Для полноценного усвоения дисциплины большое значение имеют знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные студентами при изучении следующих дисциплин (пререквизиты): «Микроэкономика», «История», «Правоведение».

Содержание дисциплины «Институциональная экономика» согласовано с содержанием изучаемых параллельно разделов дисциплин (кореквизиты): «Макроэкономика», «Теория менеджмента».

Врезультате освоения дисциплины студент будет:

знать:

· специальную экономическую терминологию и лексику специальности;

· основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства;

· методы выявления тенденций развития микро- и макроэкономических субъектов, методы изучения рыночной конъюнктуры;

· сущность и понимать социальную значимость экономики, основные проблемы области деятельности экономиста;

· организационные аспекты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

уметь:

· применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;

· оценивать полученную информацию и уметь её использовать для решения конкретных экономических задач на предприятии;

· ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

· проводить квалифицированный поиск нужной информации;

· сопоставлять различные точки зрения на социально-экономические процессы, происходящие в обществе;

· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

· выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

· организовывать свою профессиональную деятельность в качестве ответственного исполнителя и как члена команды;

 

владеть (методами, приёмами):

· библиографического поиска, с привлечением современных информационных технологий;

· технологиями доступа и поиска информации;

· навыками работы с первоисточниками, в том числе на иностранном языке;

· способами сбора аналитической информации и подготовки информационных обзоров в области профессиональной деятельности;

· публичного выступления и участия в дискуссии на защите реферата (курсового проекта);

· анализа влияния мер государственной экономической политики на положение экономических субъектов на разных уровнях и прогнозирования результаты деятельности различных общественных институтов;

· технологиями разработки и реализации программ социально-экономического развития и оценки возможных социально-экономических последствий.

2. Содержание теоретического раздела дисциплины

Раздел 1. Введение в институциональную экономику

Неоклассическая экономическая теория. Критика неоклассической экономической теории и истоки институциональной теории. Разные школы институциональной экономики: «старый» и «новый» институционализм. Модель человека в институциональной экономике и в нео-классической экономической теории. Методологический индивидуализм и холизм. Полная рациональность и совершенство информации. Основные методы неоинстуциональной экономики: теория игр, экспериментальная экономика и др. Основные направления современного институционализма.

Рекомендуемая литература:[16, тема 1]; [2, гл. 1]; [3, гл. 1]; [12, гл. 1]; [15, гл. 1, 2]; [19, гл. 1].

Методические указания

Необходимо усвоить основные методологические принципы неоклассической теории, традиционного институционализма и неоинституционализма, понять общие закономерности и специфику каждого направления. Необходимо познакомиться с методами институциональной экономики (методы микроэкономики и теории игр). Следует изучить модели полной и ограниченной рациональности, усвоить основные различия в поведении человека в рамках этих моделей. Объясните понятие «рациональное ведение хозяйства» (индивидуализм, максимизация полезности и др.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные недостатки и преимущества неоклассического подхода.

2. Какими свойствами обладает поведение индивида, являющегося совершенно рациональным?

3. В чем состояла критика предпосылок неоклассиков институционалистами (традиционный и новый институционализм)?

4. Охарактеризуйте традиционный институционализм как течение. Каковы сильные и слабые стороны традиционного институционализма?

5. В чем отличие базовых основ неоинституционализма от нео-классики?

6. Назовите основные недостатки и преимущества неоклассического подхода.

7. Какими свойствами обладает поведение индивида, являющегося совершенно рациональным?

8. В чем состояла критика предпосылок неоклассиков институционалистами (традиционный и новый институционализм)?

9. Охарактеризуйте традиционный институционализм как течение. Каковы сильные и слабые стороны традиционного институционализма?

10. В чем отличие базовых основ неоинституционализма от неоклассики?

 

Раздел 2. Институты в экономическом анализе

Привычки. Рутины и их взаимосвязь с институтами. Правила и нормы как базовые элементы институтов. Правила и их виды. Институты как единица анализа в новой институциональной теории. Институты координации, кооперации и распределения. Функции институтов. Формальные и неформальные, жесткие и мягкие институты. Механизмы обеспечения соблюдения правил. Классификация санкций. Соотношение формальных и неформальных институтов. Институциональная структура и институциональная среда.

Рекомендуемая литература:[16, тема 2]; [2, гл. 2]; [5, гл. 1]; [19, гл. 2]; [36]; [50].

Методические указания

Объясните происхождение институтов: какова роль рутин, ментальных моделей, культуры в закреплении моделей поведения. Объясните отличие норм от правил. Сравните разные определения понятия «институт». Опишите функции институтов. Объясните классификацию институтов по признаку ситуаций, в которых они возникают. Объясните, почему институты можно рассматривать как общественные блага.

Рассмотрите формальные (конституция, законы, инструкции) и неформальные (мораль, традиции) институты. Разберитесь с иерархией институтов: правила, регулирующие экономическое поведение; правила, регулирующие правила регулирования экономического поведения. Охарактеризуйте достоинства и недостатки формальных и неформальных институтов. Опишите взаимодействие формальных и неформальных институтов. Дайте характеристику механизмов принуждения к выполнению правил. Приведите пример классификации санкций за несоблюдение формальных и неформальных правил. Как соотносятся понятия «институт» и «организация».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные ограничения рационального выбора и основные черты агента, характеризующегося ограниченной рациональностью.

2. Что такое рутина? Чем технологические рутины отличаются от отношенческих?

3. Как связаны ограниченность информация и возникновение при-вычек?

4. В чем состоит сущность эффекта постановки проблемы?

5. Как ограниченная рациональность ведет к формированию устойчивых стереотипов поведения?

6. Всегда ли образцы поведения способствуют максимизации полезности?

7. Какие основные направления неоинституционализма вы можете назвать?

8. Всякое ли правило является институтом?

9. Как определяет понятие «институт» неоинституциональная экономическая теория?

10. Какие функции выполняет институт в ситуации координации?

11. Какова логика действия механизма принуждения правила к исполнению?

12. В чем отличие неформальных правил от формальных?

13. Что включается в состав институциональной среды?

14. Что представляют собой институциональные соглашения?

15. В чем отличие института от организации?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.