Обратная связь
|
одноразовой посуды Нижнего Новгорода
План маркетингового исследования потребителей газированных напитков.
Наименование этапа исследования
| Содержание этапа исследования
| 1. Разработка концепции исследования
1.1. Постановка проблемы
1.2. Постановка основных целей
|
Основной проблемой является выделение среди множества потребителей достаточно однородных групп, имеющих примерно одинаковые предпочтения к газированным напиткам, и разработка эффективных стратегий сегментации
Для реализации исследовательского замысла необходимо:
1. определить признаки сегментации потребителей рынка газированных напитков;
2. выделить сегменты рынка на основе наиболее выразительных признаков;
3. определить основные стимулы при покупке газированных напитков;
4. определить частоту и место покупок газированных напитков;
5. определить степень известности и предпочтения различных марок газированных напитков;
6. определить предпочтение упаковки напитков.
7. осуществить оценку выделенных сегментов рынка с точки зрения их привлекательности;
8. определить целевой рынок потребителей газированных напитков и разработать стратегии его охвата в зависимости от результатов сегментации;
| 2. Формирование рабочих гипотез
| 1. Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что потребители напитков имеют различные предпочтения при покупке товара. Вследствие этого компании следует использовать стратегию дифференциации.
2. Наиболее выразительными признаками сегментации являются не только социально-демографические, но и поведенческие.
3. Наибольшей популярностью пользуются иностранные марки напитков, при выборе которых основными стимулами являются не только реклама и известность марки, но и предпочтения в отношении вкусовых линий и цена.
4. Основными покупателями газированных напитков являются подростки и молодежь.
5. Напитки являются товаром импульсного спроса и покупаются чаще всего в продовольственных магазинах;
6. Частота покупок напитков зависит от времени года.
7. Самыми известными и предпочитаемыми являются «разрекламированные» марки иностранных производителей типа «Кока-Кола», «Пепси-Кола»;
8. Наиболее предпочтительной упаковкой является пластиковая бутылка 1,5 литра как для минеральной, так и для газированной воды.
| 3. Определение источников информации
3.1. Вторичная маркетинговая информация
3.2. Первичная маркетинговая информация
|
1. Данные о рынке газированных напитков (исследование маркетинговой компании КЦ «ИРБИС»);
2. Данные опроса исследовательской фирмы КОМКОН по рынку газированных напитков;
3. Данные экспресс-опроса фирмы Маркетинг-Бюро по рынку газированных напитков;
4. Данные независимого института РОМИР по газированным напиткам;
5. Данные исследования агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет»;
6. Данные периодических изданий коммерческого характера: «Цены, товары, услуги»;
7. Научные журналы: «Практический маркетинг», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования», «Спрос»; 8. Статистические сборники Нижегородского областного комитета государственной статистики.
Источниками первичной маркетинговой информации являются результаты опроса потребителей газированных напитков.
| 4. Методы сбора информации
| Процесс получения данных осуществляется в соответствии с целями исследования. Методом сбора первичной информации является опрос. Основным рабочим инструментарием является специально разработанная анкета (Приложение 1). Анкетный опрос осуществляется в ходе выборочного обследования (выборка по доступности[1] по полу и возрасту). Объем выборки – 200 человек.
| 5. Методы обработки и анализа полученной информации, разработка выводов и рекомендаций
| Данные анкетного опроса обрабатываются с помощью компьютерной программы – SPSS/PC + Stastistical Package from IBM РС, MS Excel. Для анализа полученной информации используются традиционные статистические методы: кластерный анализ, индексный, сравнения, группировки, многомерной классификации. Результаты анализа представлены в виде таблиц, диаграмм, расчетных коэффициентов и индексов. Они должны подтвердить основную рабочую гипотезу исследования и дать возможность сформулировать выводы, характеризующие рыночную ситуацию, а также рекомендации по разработке рыночной стратегии и конкурентных преимуществ напитков в выделенных сегментах.
| 6. Программируемый результат исследования
| В результате исследования должны быть получены достаточно однородные типологические группировки (сегменты) потребителей, которые характеризуются определенными общими признаками и требованиями.
| 7. Период проведения исследования
| Исследование проводится в апреле – мае 2003 г.
| План маркетингового исследования процесса принятия решения о покупке чая потребителями Автозаводского универмага
Наименование этапа исследования
| Содержание этапа исследования
| 1. Разработка концепции исследования
|
| 1.1. Определение целей
| Основными целями являются исследование типов и этапов процесса принятия решения о покупке чая и разработка на этой основе стратегии маркетинга для ООО «Автозаводский универмаг»
| 1.2. Постановка основных задач
| Для реализации исследовательского замысла необходимо:
-Определить тип решения о покупке чая
-Исследовать этапы процесса принятия решения о покупке чая
-Определить профили сегментов потребителей чая в зависимости от того, как они принимают решение о покупке
-Разработать стратегию маркетинговых реакций ООО «Автозаводский универмаг» на поведение покупателей чая
| 1.3. Формирование рабочей гипотезы исследования
| Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что потребители на каждом этапе процесса принятия решения о покупке принимают, как желательные, так и нежелательные для предприятия решения. Вследствие этого предприятие должно использовать не только стратегию поддержания желательных решений, но и стратегии их изменения.
| 2. Отбор источников информации
|
| 2.1. Вторичная маркетинговая информация
| Статистические сборники Нижегородского областного комитета государственной статистики
Статистическая отчетность ООО «Автозаводский универмаг» за 1999 – 2001 годы
Журналы: «Витрина», «Торговое оборудование», «Практический маркетинг»
Данные исследования «Стиль жизни среднего класса – Эксперт"2000 – 2001.
| 2.2. Первичная маркетинговая информация
| Источником первичной маркетинговой информации является результат опроса потребителей чая, проведенного в Автозаводском универмаге
| 3. Сбор и обработка информации
| Методом сбора первичной информации является опрос. Объем выборки составляет 260 человек. Основной рабочий инструментарий обследования – специально разработанная анкета (см. приложение 1). Для обработки анкет используется компьютерная программа Spss/ps + The Statistical Package for IBM PC
| 4. Анализ информации, разработка выводов и рекомендаций
| Для анализа полученной информации используются статистические методы группировки, типологизации и многомерной классификации (кластерного анализа). Результаты анализа представлены в виде таблиц, диаграмм. Они должны подтвердить основную рабочую гипотезу исследования и дать возможность сформулировать выводы, характеризующие механизм принятия решения о покупке чая, а также рекомендации, содержащие информацию о соотнесении маркетинговой деятельности ООО «Автозаводский универмаг» с типом и каждым этапом процесса принятия потребителями разных сегментов решения о покупке чая.
| 5. Период проведения исследования
| Опрос осуществлялся в течение двух недель в апреле 2001 года в торговом зале «Автозаводского универмага»
|
План маркетингового исследования рынка
одноразовой посуды Нижнего Новгорода
Наименование этапа исследования
| Содержание этапа исследования
| 1. Разработка концепции исследования
| 1.1. Определение проблемы
| Проблема исследования состоит в том, чтобы получить адекватную характеристику рыночной ситуации, оценить перспективность и привлекательность рынка, выявить незанятые сегменты (рыночные ниши), определить способы формирования конкурентных преимуществ фирмы «Симплекс» на рынке одноразовой посуды.
| 1.2. Постановка целей
| Для реализации исследовательского замысла необходимо определить:
1) состав производителей и продавцов одноразовой посуды, объемы их производства и сбыта, а также доли в общей емкости рынка;
2) ассортиментную структуру предложения одноразовой посуды, особенности технологии производства, качества и цен разных производителей;
3) состав основных потребителей (целевой рынок), объемы их потребления, совокупный рыночный потенциал;
4) особенности требований различных групп потребителей (сегментов рынка) к одноразовой посуде;
5) тенденции развития рыночной конъюнктуры, динамику спроса, предложения, цен;
6) существующие каналы и методы сбыта, способы рекламы одноразовой посуды, их эффективность;
7) интенсивность конкуренции, конкурентные позиции фирм производителей (продавцов), их конкурентные преимущества на рынке;
| 2. Определение источников информации
|
|
| 2.1. Вторичная маркетинговая информация
| 1. Официальные статистические сборники и бюллетени Правительства Российской Федерации;
2. Статистические сборники Нижегородского Областного комитета государственной статистики;
3. Данные Областного Департамента внешнеэкономических связей и ресурсов, Городского Департамента потребительского рынка, отделов торговли районных администраций;
4. Данные периодических изданий коммерческого и рекламного характера: еженедельников «Пульс», «Товары и цены», «Оптовик и т.д.
5. Научные журналы: «Пищевая промышленность», «Витрина», «Продовольственный рынок России», «Тара и упаковка», «Гостиничный и ресторанный бизнес» и т.д.
6. Информация в Интернет-сайтах;
7.Отчеты о маркетинговых исследованиях специализированных фирм ( журналы «Практический маркетинг», «Эксклюзивный маркетинг», Маркетинг в Росси и за рубежом», «Маркетинг и маркетинговые исследования» и др.
| 2.2. Первичная маркетинговая информация
| Источниками первичной маркетинговой информации являются результаты опросов (письменных и устных) потребителей одноразовой посуды (физических и юридических лиц), а также данные телефонных опросов руководителей и работников сбытовых подразделений, осуществляющих сбыт одноразовой посуды. Кроме этого, возможно использование данных наблюдений и мониторинга торговой сети (предприятий торговли и предприятий массового питания)
| 3. Определение методов проведения исследования и сбора информации
| Для сбора и анализа вторичной маркетинговой информации используется кабинетный метод исследования, а для сбора первичной информации - полевой. Полевое исследованиеосуществляется спомощью методов наблюдения и опроса на основе планов выборочных обследований.
Единицами выборки являются:
1.Индивидуальные потребители одноразовой посуды (физические лица)
2.Фирмы – покупатели одноразовой посуды (юридические лица)
3. Фирмы – производители одноразовой посуды (юридические лица)
4.Фирмы - продавцы одноразовой посуды.
Процедура, объем и ошибка выборки могут быть определены только после сбора и анализа вторичной информации, позволяющей определить величину генеральной совокупности.
Основными формами для сбора данных являются: анкеты, опросные листы, бланки наблюдений, бланки телефонных интервью.
| 4.Методы обработки и анализа информации
| Для обработки анкет, опросных листов используется компьютерная программа Sp ss/pc + Statistical Package for IBM PC. Для анализа вторичной и первичной информации могут быть использованы традиционные статистические методы (группировки, сравнения, классификации, типологизации), а также методы экстраполяции, корреляции, регресионного анализа и др.
| 5.Программируемый результат исследования
| Результаты исследования будут представлены в виде таблиц, диаграмм, расчетных коэффициентов и индексов, которые позволят сформулировать общие выводы, соответствующие целям исследования:
1.Общая характеристика рыночной ситуации;
2.Анализ ассортиментной структуры предложения и качества посуды разных производителей;
3.Оценка совокупного рыночного спроса, тенденций развития рыночной конъюнктуры;
4.Перспективные целевые сегменты (рыночные ниши), их потенциальная емкость;
4. Оценка интенсивности конкуренции и конкурентных позиций фирм – производителей (продавцов) посуды;
5.Эффективные каналы и методы сбыта одноразовой посуды, способы рекламы;
| 6. Стоимость проведения исследования
| Основные расходы заключаются в оплате некоторых видов статистической информации (800 тысяч рублей), проведении выставок - продаж (1500 тысяч рублей), в ходе которых осуществляется анкетный опрос.
|
[1] Данный тип выборки выбран ввиду его простоты, сокращения затрат времени и средств.
|
|