Обратная связь
|
Структура маркировки. Информационные знаки, применяемые для маркировки товаров К средствам товарной информации относят:
- маркировку;
- технические документы;
- нормативные документы;
- справочная, научная литература;
- реклама и пропаганда товаров.
Маркировка - это условные обозначения и данные, которые наносятся на товар и/или упаковку.
Маркировка выполняет следующие функции:
- информационная;
- идентифицирующая;
- эмоциональная;
- мотивирующая.
Все эти функции взаимосвязаны, так как красочно оформленная маркировка вызывает положительные эмоции, что служит мотивацией для приобретения товара.
Структура товарной маркировки включает в себя следующие 3 элемента:
- текст (50 - 100%);
- рисунок;
- условные обозначения (информационные знаки).
Выделяют следующую классификацию информационных знаков:
- Товарные знаки и знаки обслуживания. В соответствии с законом РФ "О товарных знаках, знаках обслу-живания и наименовании мест происхождения товаров", принятом в 1992 г., товарный знак - обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
Несмотря на то что общая идея, заложенная в определении то-варного знака, понятна и не вызывает сомнений, его часть, касающая-ся однородности товаров и услуг, может быть если и не оспорена, то поставлена под сомнение. Это связано с тем, что сам термин допускает различные трактовки. Данный пункт - один из наиболее слабо прора-ботанных не только в российском, но и в зарубежном законодатель-стве, поскольку он допускает разные, резко отличающиеся друг от друга интерпретации.
Во-первых, товары могут иметь одно и того же функциональ-ное назначение, которое, в свою очередь, определяется с различной степенью точности. Например, средство передвижения, более узко - автомобиль, еще более узко - легковой автомобиль, еще более узко -малолитражный автомобиль, наконец, малолитражный автомобиль, производимый фирмой N.
Во-вторых, однородными могут быть товары-заменители (что от-нюдь не тождественно вышеприведенному определению). Для этого не-обходимо, чтобы коэффициент перекрестной эластичности спроса на один товар по цене другого был больше нуля. Как правило, данное условие будет соблюдаться в том случае, если товар является "нормальным" Товар является нормальным тогда, когда эффекты замещения и дохода действуют в одном направлении..
В-третьих, рассматриваемые товары просто могут входить в бюд-жет среднего потребителя (и с этой точки зрения сопутствующий товар также может считаться однородным) и выступать как одно-родные постольку, поскольку конкурируют за кошелек потребителя. Данный вариант определения будем считать экстремальным.
В-четвертых, однородными могут быть признаны идентичные товары, которые по своим полезным свойствам не различаются потре-бителями (в частности, при отсутствии упаковки). Иными словами, последнее свойство предполагает, что товары являются сходными до степени смешения (хотя объективно - по своим физико-химическим свойствам - они вполне могут различаться).
В-пятых, возможно одновременное применение двух критериев как взаимодополняющих. В частности, товары должны быть родствен-ными не только по потреблению (однородность функционального на-значения), но и по производству (сходство технологических процессов).
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) для регистрации товарных знаков, принятая в соответствии с подписан-ным в Ницце в 1973 г. соглашением, допускает ситуации, когда однород-ными, то есть принадлежащими одному и тому же классу, признаются товары, которые с точки зрения технологии потребления являются взаимодополняющими.
По формам выражения выделяют:
- словесные товарные знаки товарные знаки в форме слова (слов), представляющего имена известных людей, назва-ния животных, небесных тел, вымышленные слова;
- изобразительные товарные знаки - обозначения в виде различных рисунков, символов, значков, изображений предметов, животных;
- объемные - трехмерные изображения;
- комбинированные товарные знаки - обозначения, соче-тающие в себе как минимум элементы двух из трех типов товарных знаков: словесных, изобразительных и объемных.
- В качестве отдельной категории можно выделить также звуковые товарные знаки.
По основаниям использования: индивидуальные и коллективные, а также в отдельных случаях находящиеся в совместном владе-нии Данный тип товарного знака в России может быть зарегистрирован только на иностранных заявителей .
Индивидуальный товарный знак - обозначение, зарегистриро-ванное на имя отдельного юридического или физического лица, зани-мающегося предпринимательской деятельностью.
Коллективный то-варный знак - знак союза, хозяйственной ассоциации или иного доб-ровольного объединения предприятий, предназначенный для обозна-чения выпускаемых и/или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными характеристиками.
По степени известности:
- общеизвестный товарный знак - товарный знак, известный большей части населения и ассоциирующийся в его сознании с определенными товарами и услугами, производителем которых является конкретное пред-приятие. Правовая охрана ограничена однородными товарами.
- предлагается также выделять в качестве особой категории знаменитые товарные знаки. Знаменитым считается товарный знак, который изве-стен большей части населения, ассоциируется с определенными ви-дами товаров и услуг, а защита предоставляемых им прав распро-страняется на все товарные группы;
По географическому охвату: локалъные (региональные), национальные и международные;
По происхождению (времени/месту создания): отечественные, ино-странные, причем отечественные могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от времени создания - старые российские, советские и новейшие российские. В свою очередь, последние могут быть классифицированы на российские и псевдоиностранные.
Товарный знак включает в себя:
- фирменный товарный знак - предназначен для идентификации изготовителя. Типы обозначения фирменных товарных знаков:
- фирменное слово;
- фирменный знак;
- торговый знак - фирменное имя или фирменный знак, официально зарегистрированные в международном реестре;
- ассортиментный товарный знак - для идентификации ассортиментной принадлежности;
- коллективный товарный знак - товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого добровольного объединения предприятий, которые предназначены для обозначения выпускаемых ими или реализуемых товаров;
- знаки - наименования мест происхождения товаров - имя страны, населения, местности для обозначения товаров и акцентирования внимания на его их потребительских свойствах. Данная группа информационных знаков делится на международные и национальные. Знаки - наименования мест происхождения товаров указываются в товаросопроводительной документации
- Знаки соответствия и качества - это защищаемые в установленном порядке знаки, которые применяются в соответствии с правовыми системами сертификации. Эти знаки показывают, что продукция или услуга соответствуют какому - либо конкретному стандарту. Различают:
- национальные: общие и групповые (на продовольственные товары, продукцию сельского хозяйства);
- транснациональные (региональные) - показывают соответствие требованиям международных стандартов на основе взаимного признания результатов сертификации;
- Штриховой кодприменяется для автоматической идентификации и учета информации. В настоящее время применяется большое количество раз-личных по типу стандартов штриховых кодов, называемых символиками. Условно они подразделяются на две группы: то-варные и технологические.
Товарные штриховые коды используются для идентификации производителей товаров. Они разработаны Междуна-родной ассоциацией EAN. В России организацией, осуществляющей поддержку стандарта, является ассоциация ЮНИСКАН.
К концу 1994 году в ЮНИСКАН было зарегистрировано чуть более 200 отечественных предприятий, которым разрешено кодировать свою продукцию в рамках международной системы EAN. В это число входят, помимо российских, также фирмы, объединения, комбинаты Беларуси, Латвии, Украины. Однако их доля в общем списке невелика. Членами ЮНИСКАН являются как «тяжелые», так и «легкие» предприятия.
Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, что зарегистрированы в ЮНИСКАН. В противном случае использование штрих-кода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции.
Технологические штриховые коды наносятся на любые объек-ты для автоматизированного сбора информации о их переме-щении и последующего применения потребителями. Эти коды могут использоваться отдельно или вместе с товарными кода-ми EAN и преследуют цель предоставить дополнительную ин-формацию о продукции. Так, на телевизоре помимо его товар-ного кода в стандарте EAN-13 даны технологические содержа-щие: тип. серийный номер, номер гарантийного талона изделия, и др. Но чаще технологические коды применяются для иден-тификации различных объектов мест хранения, тары, деталей, узлов, материалов как элемент автоматизированной системы управления предприятием. Эти стандарты разрабатываются Международной ассоциацией производителей оборудования для штрихового кодирования AIM. В нашей стране на методичес-кой базе AIM ведутся разработки национальных стандартов сим-волики штриховых кодов, мест их расположения на товарах и качества нанесения.
Линейное кодирование -- это метод автоматизированного сбо-ра данных, при котором источником информации является ли-нейный код, представляющий собой чередование штрихов и пробелов разной ширины. При этом высота штриха выбирает-ся только из соображений легкости считывания, которое осу-ществляется при помощи специальных оптических устройств -- сканеров, называемых зачастую бар-сканерами. Луч считыва-ющего устройства должен пересечь все штрихи кода для того, чтобы прочитать закодированную в нем информацию. Это дос-тигается при достаточной высоте штриха.
Для удобства построения самый узкий штрих, который на-зывают модулем, принимается в качестве базового. Другие штри-хи и пробелы составляют 2 и 3 модуля, т. е. 2 или 3 толщины самого узкого штриха или пробела. Таким образом, все осталь-ные линейные поперечные размеры штрихов и пробелов кратны целому числу этих модулей. Ширина модуля для конкретного штрихового кода является величиной постоянной, хотя для од-ного и того же стандарта штрихового кода могут применяться различные по размеру модули, что в свою очередь позволяет получать различные изображения. Такой метод построения штрихового кода существенно облегчает его печать и последу-ющее считывание. В частности, в уже упомянутой символике кода EAN-13 модуль может меняться от 0,264 мм до 0,66 мм [5].
Штриховой символ кодового слова, как правило, состоит из четырех частей:
- комбинации элементов «Начало», обозначающей начало слова и определяющей направление считывания;
- серии информационных элементов, т. е. элементов, кото-рыми представлены данные;
- комбинации элементов одного или нескольких конт-рольных знаков, обеспечивающей автоматическую проверку правильности считывания и надежность дешифрации закодированных данных;
- комбинации элементов «Конец», обозначающей конец слова;
- Компонентные знаки - применяются для информирования о применяемых пищевых добавках или иных компонентах. Так, нередко в маркировке продовольственных товаров встречается знак «Е (цифры)», указывающий на химическое наименование пищевых добавок;
- Размерные знаки - применяются для обозначения конкретной величины, определяющей количественную характеристику товара. Так, знак «е» указывает массу - нетто; «V» - объем. К данным знакам добавляется фактический размер - величина в системе Си;
- Эксплуатационные знаки - необходимы для информирования потребителя о правилах эксплуатации, ухода за изделиями, правилах монтажа оборудования. Данная группа знаков наносится, как правило, на бирки, ярлыки, этикетки, контрольные ленты, упаковку, непосредственно на товар;
- Манипуляционные знаки - для информации о способах обращения с товарами;
- Предупредительные знаки - для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров.
В соответствии с международными требованиями по классификации и маркировке опасных товаров эти знаки делятся на:
- предупреждающие об опасности;
- предупреждающие о действиях по безопасному использованию;
- Экологические знаки - необходимы для информирования о степени экологической чистоты товаров или экологически безопасных способах их использования, эксплуатации или утилизации.
|
|