Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Наука и образование в современном обществе

В начале 1990-х гг. много говорилось о кризисе науки и культуры, духовности в целом.

· Следствием финансовых трудностей на этапе реформ, падения престижа ученого в нашей стране стал массовый отток научных специалистов, преподавателей и людей искусства за рубеж – «утечка умов». Это имеет тяжелые последствия для различных направлений как фундаментальной, так и отраслевой науки, российской высшей школы.

Задачи возрождения российской науки. Несмотря на все трудности, повышается наукоемкость не только производства, но и всей жизни общества. Удалось в основном сохранить отечественные наукограды (Новосибирск, Дубна, Протвино, Королев и т. д.), а также вузовские кафедры, где продолжаются фундаментальные исследования в области наукоемких технологий.

· В условиях новой мировой обстановки изменяются сами направления исследований. Ядром нового постиндустриального способа производства являются три базовых направления – микроэлектроника, информатика и биотехнология. Приоритетными становятся сфера изучения человека, его жизнедеятельности и здоровья, экология, глобальные проблемы современности.



В то же время полноценное восстановление потенциала российской науки требует несопоставимо больших вложений, которые пока невозможны в условиях современного состояния российской экономики.

Р?зменения РІ области образования. Р’ области образования РІ числе новых тенденций следует назвать развитие, наряду СЃ системой государственного, частного Рё муниципального образования. Начиная СЃ 1999 Рі. увеличиваются бюджетные расходы РЅР° образование, ведется разработка проекта его реформирования Рё модернизации. Р’ соответствии СЃ Проектом Национальной доктрины образования РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (1999) приоритетными направлениями избраны применение новых технологий обучения, гуманитаризация Рё информатизация системы среднего Рё высшего образования. Реализуется эксперимент РїРѕ переходу РЅР° выпускной единый государственный экзамен (ЕГЭ), который должен завершиться Рє 2005 Рі. Р’ области высшей школы развивается система дистантного образования СЃ помощью средств мультимедиа.

5. Художественная культура

Характерной чертой современного этапа развития художественной жизни РРѕСЃСЃРёРё является культурный плюрализм, сочетание классической культуры РІ РґСѓС…Рµ реализма СЃ элементами массовой (РїРѕ преимуществу западной) культуры, постмодернизма, андеграунда.

Благодаря информационным технологиям (телевидение, видео, Р?нтернет) расширились возможности массового знакомства СЃ достижениями высокой классической культуры, РІ том числе РјРёСЂРѕРІРѕР№. Р’ современной отечественной культуре содержатся лучшие образцы РїРѕСЌР·РёРё Рё РїСЂРѕР·С‹, живописи Рё архитектуры, ценность которых сохраняется РІ любой исторической СЌРїРѕС…Рµ.

Вместе СЃ тем для современного этапа развития культуры характерен РїРѕРёСЃРє новых форм отображения действительности РІ театре, кинематографе, живописи, архитектуре. РћРґРЅСѓ РёР· новых тенденций РІ театральном искусстве развивает наследие известного драматурга Рђ. Р’. Эфроса РІ постановках таких мастеров, как Рџ. Фоменко, A. Васильев, Р›. Додин. Другая тенденция проявляется Рё связана СЃ РїРѕРёСЃРєРѕРј жанровой РїСЂРёСЂРѕРґС‹ произведения. Ее авторы (Р®. Любимов, Р. Виктюк, Р° также крупнейшие режиссеры РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ театры, работавшие РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ сцене – Р­. Некрошюс, Р. Стуруа, Рџ. Штейн), высказывают собственное отношение Рє классике Рё традиции.

Р’ литературе РѕСЃРѕР±СѓСЋ популярность приобрели произведения постмодернистов – поэтов Р’. Друка, Р“. Р?ртеньева, прозаиков B. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° («Голубое сало»), Р’. Пелевина («Чапаев Рё Пустота», В«Generation «л»). Новые формы ищут Рў. Толстая («Кысь»), Р’. Ерофеев (В«Русская красавица») Рё РґСЂ.

Культура народов РРѕСЃСЃРёРё. Р’ субъектах РР¤ РІР·СЏС‚ РєСѓСЂСЃ РЅР° расширение прав граждан РЅР° получение образования РЅР° СЂРѕРґРЅРѕРј языке, удовлетворение РёС… национально-культурных потребностей. Расширяется подготовка преподавателей национальных языков. Р’ республиках, автономных округах развивается народное творчество, фольклор. РџРѕ закону «О национально-культурной автономии» возникли национальные общества, которые представляют этносы РІРѕ взаимоотношениях СЃ властью, РІ деле защиты культурных интересов.

Наиболее распространенной формой стала массовая культура, общедоступная, предназначенная для широких масс и учитывающая упрощенные вкусы и запросы. Усвоение массовой культуры происходит в форме различного рода развлекательных мероприятий (кино, телевидение, спортивные зрелища и т. д.), имеющих высокий уровень зрелищности.

РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРµ массовое эстрадное искусство (так называемая «попса», возникшая еще РІ советский период) приобрело огромный размах. РЁРѕСѓ – массовое зрелище – вошло РІ традиционные формы существования искусства, соединив шоу Рё эстраду, шоу Рё телевидение, шоу Рё СЃРїРѕСЂС‚ Рё С‚. Рґ.

· Тенденцией последних лет в массовой культуре стало приобретение ею национального характера. Серийные детективы западных авторов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «женский роман». Отечественные сериалы, все чаще появляющиеся на российских телеэкранах, по рейтинговым оценкам опережают зарубежные аналоги.

· В рамках массовой культуры развивается молодежная субкультура. В ней сочетаются принципы гуманизма, любви к природе, романтизм с проповедями упадка, а порой культом жестокости и насилия. Среди основных молодежных направлений современной музыкальной культуры – техно, транс, рэп. К современным направлениям молодежной субкультуры относятся также толкиенисты, роллеры, байкеры, хакеры и т. д.

Выводы

Современный социокультурный процесс РІ РРѕСЃСЃРёРё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° фоне экономических Рё политических изменений РІ стране. РћРЅ глубоко затронул сферу РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни людей. Р’ условиях отсутствия официальной идеологии идет РїРѕРёСЃРє национальной идеи, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ объединить расколотое общество. РќРµ завершилось еще формирование принятых нравственных образцов. Предлагаемые обществом, его культурой этические РЅРѕСЂРјС‹ – противоречивы.

Р’ социокультурных, экономических, политических условиях современной РРѕСЃСЃРёРё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ формирование РЅРѕРІРѕРіРѕ мироощущения, РЅРѕРІРѕРіРѕ типа личности, ориентированной РЅР° достижение собственными усилиями успеха, РІ том числе материального. Новая система ценностей включает РІ себя высокую оценку СЃРІРѕР±РѕРґС‹ личности Рё самостоятельности, индивидуализм.

Р’СЃРµ большую роль РІ жизни СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ играют традиционные религии народов РРѕСЃСЃРёРё, способствующие закреплению твердых нравственных РЅРѕСЂРј.

Наука и образование в нашей стране пережили в первой половине 90-х гг. значительный спад. В последние годы наметилась тенденция к их возрождению, но до полного восстановления на современном уровне еще далеко.

Основные направления российской художественной культуры развиваются в рамках мирового искусства. Однако проблемы переходной эпохи создают немалые трудности на пути реализации творческих планов людей, занятых в различных ее сферах.

Характерным явлением времени стало возрождение традиций Рё культуры многочисленных народов РРѕСЃСЃРёРё.

Огромное воздействие на общество, и в первую очередь молодежь, оказывает массовая культура, мощный потенциал которой мог бы быть использован в том числе для распространения и закрепления положительных нравственных норм и ценностей.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.