Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

.

Средневековая культура вообще, и византийская культура в частности, не порывала с традиционализмом, присущим древнему миру. По-прежнему верность традиции и следование канону оставались важнейшей характеристикой культуры, по-прежнему традиции и каноны определялись главным образом религиозными идеями и религиозной практикой. Существенную разницу можно увидеть только в самих религиозных системах. На смену древним политеистическим религиям, весьма прагматичным и даже утилитарным по своей сути, пришла более сложная и совершенная монотеистическая религиозная система, в основе которой лежали этические представления, которая объединила людей вне зависимости от их этнической и культурной принадлежности.

 

Возрождается интерес к античному наследию. В искусстве усиливается личностное начало. В отличие от прежней, традиционной для средневековья, анонимности появляется авторство - многие художники начинают подписывать свои работы. В художественном творчестве постепенно появляется индивидуальный стиль.

 

ХIV-ХVI века считают поздним средневековьем, хотя на юге Европы уже с XIV века начинает формироваться культура нового времени, дав начало весьма яркому периоду в европейской культуре - эпохе Возрождения. Позднее средневековье характеризуется нарастанием кризисных явлений в традиционной культуре и расцветом городской культуры, подготовившей светскую культуру нового времени.

 

 

Городская культура становится почвой для формирования ряда новых жанров словесности. В первую очередь это жанры сатирические и пародийные. Возникновение иронии, пародии - особенно ярко это видно на примере традиционных культур - свидетельствует о переосмыслении важнейших культурных основ. По существу это говорит о том, что прежняя картина мира нуждается в пересмотре, что она уже не соответствует культурной реальности. Рационалистичность и практицизм формирующейся городской культуры приходили в противоречие с устоявшимися ценностями и жизнеустройством. В искусстве это проявилось в сатирико-пародийных тенденциях. Стремительно развивавшихся в конце зрелого средневековья и в поздний период. Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов - бродячих школяров и студентов.



 

В качестве четвертого, самого позднего по времени формирования, культурного пласта средневековья следует назвать городскую культуру, отметив, правда, тот факт, что горожане представляли собой неоднородную в социальном смысле массу. Тем не менее городскую культуру можно рассматривать в известной целостности как, так сказать, горнило, в котором выплавлялись основы культуры нового времени, соединяя традиционные христианские ценности и представления с реалистичностью и рационалистичностью, иронией и скепсисом в отношении сложившихся авторитетов и устоев.

 

 

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты - высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность». Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского. Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

 

Значительная независимость университетов сыграла важную роль в подготовке почвы для тех изменений, которые привели впоследствии к формированию культуры нового времени. Утверждение ценности знания и образованности, развитие естественно-научных представлений, умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить, вести дискуссию и убедительно излагать свои идеи - все это расшатывало устои средневековой культуры, готовило основы новой культуры.


5. Особенности культур кельтских и германских племен (верования, прикладные искусства, героический эпос).
6. Роль христианской церкви в развитии средневековой культуры VI–Х вв.
7. Культуротворча роль средневековых монастырей.
8. «Каролингское возрождение» VIII–IX вв.

Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки.

 

«Оттоновское Возрождение» — краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся учёный монах Герберт (950—1003) — человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ, математик, музыкант, астроном. Он оставил ряд математических, философских, литературных и исторических сочинений, был учителем Оттона III, архиепископом; в 999 г. император возвёл Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999—1003).

Образование распространилось не только среди клириков, но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская (вторая половина X века). При Оттоне II, женатом на византийской принцессе Феофано, усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Для «Оттоновского Возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау.

Это было возрождением во всех возможных смыслах, кроме согласованной попытки возродить античность. Пропитанное религиозным пылом клюнийской реформы, оно провозглашало христоцентрическую направленность духовной энергии, глубоко чуждую универсалистской установке, которая во времена Карла Великого и Карла Лысого пыталась перекинуть мост через пропасть, разделявшую «эру, подчинённую Благодати», от «эры, подчинённой Закону», а последнюю от «эры до закона»


9. Универсализм как идеал средневековой культуры.
10. Предметная среда средневековой культуры (проблема создания и восприятия).
11. Европейские средневековые университеты.
12. Рыцарская культура: проблемы формирования и упадка.
13. Храм как средоточие средневековых представлений о мире.
14. Практические знания и наука в XI–XV века.
15. Особенности развития городской культуры в XI–ХV вв.
16. Контактность как фактор развития культуры стран Европы.
17. Время и пространство средневековой культуры.
18. История средневековой культуры в исследованиях школы Анналов.
19. Проблемы средневековой культуры в работах Й. Гейзінги.
20. Механизмы социокультурной регуляции жизни средневекового общества.
21. Книга как феномен средневековой культуры.
22. Народная культура Средневековья и проблемы ее исследования.
23. Крестовые походы на Ближний Восток и их культурное значение.
24. Смеховая культура средневековья.
25. Средневековая историография (X–XIII вв.).
26. Средневековый идеал человеческой красоты.
27. Характерные особенности художественной культуры Европы ХІ–ХІІІ вв.
28. Влияние католической церкви на культуру Европы XII–XV вв.

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
29. Коммунальное движение и культура итальянских городов в XII–XIII вв.
30. Античное наследие в контексте итальянского Возрождения.
31. Католическая церковь и культура Возрождения: проблемы взаимовлияния.
32. Антропоцентризм как структурно-строительный принцип новой системы культуры.
33. Гуманистическая идеология, главные этапы развития.
34. Проблема свободы творчества в эпоху Возрождения.
35. Этапы развития гуманистической идеологии в итальянском Возрождении.
36. Роль изобразительного искусства в культуре Возрождения.
37. Сравнительная характеристика средневековой и ренессансной эстетики.
38. Менталитет итальянского общества XV века.
39. Научная мысль Европы накануне Великих географических путешествий.
40. Открытие мира в эпоху Великих географических путешествий.
41. Внеевропейские культуры в оценках европейцев ХVI века.
42. Идеал «культурности» в эпоху Возрождения.
43. Творческая личность: проблемы развития и общественного положения.
44. Религия и ее роль в жизни общества, по представлениям гуманистов.
45. Диалогичность как характерная особенность культуры Возрождения.
46. Идеальное город: концепции итальянских гуманистов.
47. Культура Флоренции др. пол. ХV века.
48. Быт и нравы итальянских гуманистов.
49. Утопическая мысль в контексте культуры Возрождения.
50. Особенности развития культуры Венеции др. пол. ХVI – нач. ХVII вв.
51. Меценатство в эпоху Возрождения.
52. Кризисные явления в ренессансной культуре Италии XVI века.
53. Проблема возникновения ренессансных явлений в культуре Франции , Англии, Германии, Нидерландов.
54. Формирование ренессансных явлений в культуре Франции.
55. Особенности развития гуманистических идей в Германии.
56. Реформация и Ренессанс: проблема взаимодействия.
57. Культура Англии эпохи Шекспира.
58. Католическая реакция и развитие культуры Европы др. пол. ХVI– ХVII вв.
59. Изобретение книгопечатания и его культуротворча роль.
60. Концепция культуры Возрождения А.Ф. Лосева.
61. А. Веселовский – исследователь итальянского Возрождения.
62. Проблемы культуры Возрождения в произведениях Л. Баткіна.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.