Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 7. Управленческая структура организации.

Организационные структуры.

Организационная структура предприятия (организации, фирмы) – это её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед предприятием и его подразделениями целями и распределением между ними функций.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Элементами структуры являются отдельные работники, службы, отделы и др. звенья, а отношения между ними поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи – связи подчинения, необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления.

Рисунок 1. Схема организационной структуры

Решение о выборе структуры организации в основном принимается менеджерами высшего звена. Их задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на неё внутренним и внешним факторам.

Процесс формирования организационной структуры включает в себя следующие этапы:

1. Формирование общей структурной схемы (определяются главные характеристики организации, направления деятельности).

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

3. Регламентация организационной структуры (предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности).



Типы организационных структур

В современной теории и практике менеджмента выделяют два типа организационных структур:

- бюрократический;

- органический.

Особенностями бюрократического типа являются: рациональность, ответственность, иерархичность.

Виды бюрократических структур управления организацией:

Линейная структура.

Функциональная структура.

Линейно-функциональная структура (является наиболее распространенной).

Линейно-штабная структура.

Дивизиональная структура.

Органические структуры возникли как антипод бюрократическим.

Принципиальные отличия органических структур:

1. Высокая гибкость.

2. Меньшая связанность правилами и нормами.

3. Использование в качестве базы групповой организации труда.

Виды органических структур:

Проектные структуры.

Матричная структура.

Бригадная структура.

 

Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.

 

Классификация структур управления:

Начальник цеха 3
Начальник цеха 2
Начальник цеха 1
Директор
а) Линейная структура управления:

 

 

           
   
Начальник участка 1
 
Начальник участка 2
 
 

 


Начальник участка 1
Начальник участка 2
Начальник цеха 2
Охрана труда
Главный энергетик
Начальник цеха 1
Президент
б) Линейно-функциональная структура:

 

 

Штаб
Президент
Начальник участка 2
Начальник участка 1
Начальник цеха 2
Охрана труда
Главный энергетик
Начальник цеха 1
в) Линейно-штабная структура:

 

Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.

 

г) Матричная структура.

Остальные структуры – комбинация предыдущих.

На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.

Окончательное решение о выборе структур организации принимается на высшем уровне её менеджмента при помощи руководителей среднего и низшего звеньев. Задача менеджеров заключается в выборе такой структуры, которая наилучшим образом отвечала бы задачам и целям организации, позволяла ей эффективно взаимодействовать с окружающей средой, рационально распределять и направлять усилия сотрудников.

Структура организации – это тоже один из её ресурсов, способных оказывать влияние на результаты работы.

Имеется два типа организационных структур – формальные и неформальные.

Формальная структура – это структура организации, установленная системой менеджмента. Например, это объединение людей в группы, отделы, цехи, установление между ними рабочих связей и формальных линий связей и общения.

Неформальная структура – это структура, которая возникает в организации независимо от менеджмента. Например, это группа людей из разных подразделений организации, которые являются друзьями.

Формальные и неформальные структуры сосуществуют в любой организации, как правило, не являются похожими. Потому что формальные создаются искусственно менеджерами, а неформальные представляют собой естественные объединения членов организации, создаваемые ими по интересам, не всегда совпадающими с целями формальной организации.

Взаимодействие между субъектами управленческой деятельности и их объединениями в управляющих и управляемых структурных компонентах организации – различных её подразделениях – реализуется посредствам использования так называемых коммуникационных каналов (каналов общения, связи между субъектами), которые создаются для осуществления личных контактов, обмена документами, реализации функций управления и т.д.

Коммуникация – это общение, обмен информацией между двумя и более людьми, позволяющее реализовать этот обмен в коммуникационном процессе.

Базовыми элементами коммуникационного процесса являются:

1) отправитель – лицо, создающее идеи или собирающее информацию и передающее её;

2) сообщение – информация, закодированная с помощью символов;

3) канал – средство передачи информации;

4) получатель – лицо (орган), которому предназначена информация.

Коммуникационный процесс реализуется в порядке прохождения его основных этапов в пространстве и времени организации. Среди этапов можно выделить такие как зарождение идеи, кодирование этой идеи, передача информации и восприятие её получателем.

Компоненты и элементы любой организации структуры управления являются или источниками, или получателями, или посредниками. Они связываются между собой и с управляемыми объектами (субъектами) коммуникационными каналами, которые характеризуются и различаются пропускной способностью, скоростью движения информации и т.д.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.