Предмет и задачи менеджмента
Тема 1. концепция менеджмента
1. Особенности современного управления.
2. Предмет и задачи менеджмента.
Особенности современного управления
Отношения управления являются частью производственных отношений. Они развиваются и трансформируются по мере развития производительных сил общества.
Нынешнюю украинскую экономику принято характеризовать как рыночную. Рынок зародился несколько тысячелетий назад и прошел сложный путь развития.
В самых общих чертах рынок представляет собой совокупность продавцов и покупателей, которые совершают (или могут совершать) сделки (или обмены). Для совершения сделки или обмена на рынке необходимы определенные условия:
а) наличие двух сторон: продавца и покупателя;
б) наличие у каждой из сторон ценностей, представляющих интерес для другой стороны;
в) наличие возможности у каждой из сторон свободно обменивать свои ценности;
д) согласование места и времени осуществления сделки (или обмена.
Современная экономика имеет ряд особенностей, которые предопределяют специфику рынка и управленческих отношений:
1) возрастание роли научно-технического прогресса (НТП) в производстве и увеличение доли сложных товаров, представленных на рынке (автомобили, компьютеры и т. п.);
2) рост концентрации и специализации производства;
3) усложнение межотраслевых и региональных хозяйственных связей;
4) необходимость проведения природоохранных и социальных мероприятий в национальном масштабе.
Все эти особенности объективно обуславливают сочетание рыночного регулирования с активным государственным вмешательством в управление экономикой.
Взгляды на управление экономикой меняются под влиянием научно-технического прогресса и концентрации научного и производственного потенциала. Наука становится важнейшей производительной силой общества. В развитых странах на долю новых знаний, воплощенных в технологии, оборудовании, квалификацию работников, приходится 70 – 80% прироста внутреннего валового продукта (ВВП).
В всем мире возрастает интерес к управлению научно-технической и инновационной деятельностью. Характерной особенностью развития науки и техники является цикличность. Она проявляется в том, что относительно длительные периоды эволюционного совершенствования (или модернизации) технических средств сменяются относительно короткими периодами резких качественных изменений (скачков).
В состав каждого цикла входят следующие формы научно-технического развития:
§ смена моделей в рамках одного поколения техники, т. е. модернизации технических средств;
§ смена поколений в границах одного направления;
§ создание принципиально новых направлений на основе научных открытий и изобретений.
Наиболее перспективными направлениями развития науки и техники являются:
Ø совершенствование орудий труда на основе разработки и широкого применения прогрессивных, базовых для каждой отрасли технологий;
Ø создание ресурсосберегающих технологий и экологически чистых производств, внедрение биотехнологий;
Ø совершенствование предметов труда путем создания новых материалов и технологий их производства (порошковая металлургия и т. п.);
Ø укрепление энергетической базы за счет создания АЭС и поиска новых видов энергии.
Характерной особенностью экономики развитых стран стал переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих странах занимает все больший удельный вес в инвестиционных расходах.
В связи с этим возникает ряд задач, связанных с управлением, организацией и научных исследований и обеспечением ускоренного внедрения достижений науки и техники в производство, которые необходимо решать на всех уровнях управления.
Ускорение НТП предъявляет новые требования к управлению персоналом и предусматривает постоянное обучение работников. Поэтому в развитых странах возрастает значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия НТП.
Концентрация и специализация производства, систематический рост доли сложной наукоемкой продукции, представленной на рынке, требуют установления оптимального сочетания централизации и децентрализации, плановых и рыночных элементов в управлении, что должно находить отражение в национальной экономической политике.
В развитых странах наметились следующие направления в совершенствовании государственного регулирования экономики:
1) интеграция экономического развития (создание экономического пространства стран ЕЭС, введение единой валюты – евро и т. п.);
2) разработка и реализация глобальных национальных программ;
3) осуществление в национальном масштабе экологических и социальных мероприятий.
Со 2-ой половины ХХ века в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Характерной тенденцией стала также ориентация производства на запросы потребителей, т. е. на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних пре6дприятий, к усложнению связей между ними, к возрастанию роли таких критериев, как гибкость, динамичность, адаптивность.
Основные положения новой парадигмы управления сложившейся в 70 – 80-е года ХХ в., сводились к следующему (парадигма – это система представлений, характерная для определения этапа развития науки, культуры, общественной жизни):
1) предприятия (организации) следует рассматривать как открытые системы управления;
2) ориентация производства не на наращивание объемов производства, а на повышение качества продукции и услуг и более полное удовлетворение запросов потребителей;
3) обеспечение быстроты и адекватности реакции предприятий (организаций) на изменение конъюнктуры рынка;
4) возрастание роли организационной культуры и инноваций, мотиваций и стиля управления.
Согласно этой парадигме менеджмент рассматривается как искусство управлять людьми, а люди, обладающие знаниями и высокой квалификацией – как главный источник прибыли.
В соответствии с новой парадигмой изменились и требования к управлению. К таким требованиям относятся:
1) своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней среде организации;
2) лояльность и доверие к персоналу;
3) создание в каждой фирме атмосферы новаторства;
4) развитие коммуникационных сетей, пронизывающих организацию по горизонтали и вертикали;
5) повышении качества личной работы и ее постоянное совершенствование на основе обучения.
Предмет и задачи менеджмента
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.
Менеджмент – важнейшая составная часть управления. Его предметом являются социально-экономические отношения, складывающиеся между людьми, в процессе управления.
Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.
Существуют и такие определения менеджмента:
Менеджмент – это процесс руководства, управления отдельным работником, группой людей, организацией в целом.
Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, при этом под процессом понимается система действий, предпринимаемых менеджером.
Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это деятельность, направленная на достижение определённого конечного результата, посредством принятия управленческих решений.
Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу.
Общее у всех определений: менеджмент – это процесс, направленный на достижение цели. Т. о. основной целью менеджмента является обеспечение успешного осуществления мисси (цели)предприятия (организации).
Основными задачами изучения менеджмента как науки являются:
v исследование функций и методов управления;
v формирование представлений о логике и технологии управления;
v изучение организационных отношений и коммуникаций, информационного и технического обеспечения менеджмента;
v приобретение навыков планирования;
v усвоение теоретических и практических навыков организации контроля и регулирования;
v исследование социальных факторов управления (групповой динамики проблем власти и лидерства, психологического климата и др.);
v получение представлений об управлении конфликтами;
v овладение методикой оценки экономической эффективности управления;
v анализ отечественного и зарубежного опыта управления.
Менеджмент базируется на основных положениях макро- микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической наукой. Существенную роль в его формировании как науки сыграли психология, социология, педагогика, кибернетика и математика. Вместе с тем сам менеджмент служит основой для изучения маркетинга, коммерческой деятельности и других прикладных дисциплин.
|