Обратная связь
|
I. Выражения. Уравнения. Неравенства. Цель:
1. обучения:
– обеспечить усвоение студентами понятий: числовое выражение, значение числового выражения, выражение, не имеющее смысла, выражение с переменной (переменными), область определения выражения, тождественно равные выражения, тождество, тождественное преобразование выражения, числовое равенство, числовое неравенство, уравнение с одной переменной, корень уравнения, что значит решить уравнение, равносильные уравнения, теоремы равносильности уравнений, неравенство с одной переменной, решение неравенства, что значит решить неравенство, равносильные неравенства, теоремы равносильности неравенств;
– добиться усвоения студентами, что в основе решения уравнений с одной переменной и неравенств с одной переменной лежит понятие равносильности;
– отработать навык использования теорем равносильности при решении уравнений с одной переменной и неравенств с одной переменной.
2. развития:
– развитие аналитико-синтезирующего мышления: умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
– развитие познавательных умений: вести конспект;
– развитие коммуникативно-технических умений: нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач;
– развитие умения работать в должном темпе;
– развитие умений действовать самостоятельно.
3. воспитания:
– формирование мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
– воспитание эстетических взглядов.
1.1 Выражения и их тождественные преобразования.
язык
| знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания
|
| естественный
| искусственный
| языки общения народов мира (русский, английский, казахский, французский и т.д.)
| создаётся и развивается вместе с той или иной наукой (математический и т.д.)
| Алфавит математического языка:
1. цифры – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – с их помощью по специальным правилам записываются числа;
2. знаки математических действий (операций) – «+», «–», «×», «:»;
3. знаки математических отношений - , , ≤, ≥, =, ≠ и т.д.;
4. технические знаки – скобки (круглые, квадратные, фигурные и др.);
5. строчные буквы латинского алфавита, их применяют для обозначения чисел.
| ВЫРАЖЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
| 1. числа
| 1.
|
|
| 2. знаки математических действий (+, –, ×, :)
| 2.
|
| числовое
| 3. круглые скобки
| 3.
| с переменной
|
| 4. степень
| 4.
|
|
| переменная
| 5.
|
|
|
|
|
| | значение выражения
|
| | единственное
| (число, полученное в результате
выполнения действий)
| множество
|
|
| числовые выражения, значения которых нельзя найти – не имеют смысла (деление на нуль, квадратный корень из отрицательного числа и т.п.)
| множество чисел, при подстановке которых вместо переменной получается числовое выражение, имеющее смысл – область определения выражения или область допустимых значений (ОДЗ)
| Пример:
а) (27 + 19) × 3 – 49 : 0;
б) 148 : (12 – 6 × 2).
| Пример: = 5 : (х – 7),область определения – все действительные числа, кроме числа 7
|
|
|
| ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
МОГУТ НАРУШИТЬ ТОЛЬКО СКОБКИ
(действия в скобках выполняются первыми, с учётом ступеней)
|
| |
| степень
|
| |
| I ступень
|
|
| «×» и «:»
| II ступень
|
|
| «+» и «–»
| | | | | | | | Выражение называют по его последнему действию: указывают порядок действий и последнее действие является названием выражения.
Пример: запишите следующие выражения с помощью математических символов:
а) разность числа 56 и суммы чисел 23 и 4
| 56 – (23 + 4)
| б) сумма разности чисел 56 и 23 и числа 4
| (56 – 23) + 4
| в) сумма произведения чисел 5 и 7 и разности чисел 71 и 54
| 5 × 7 + (71 – 54)
| г) частное суммы чисел 62 и 2 и разности чисел 35 и 12
| (62 + 2) : (35 – 12)
| д) произведение частного чисел 63 и 7 и суммы чисел 4 и 8
| 63 : 7 × (4 + 8)
| е) сумма частного чисел 154 и 7 и разности чисел 31 и 9
| 154 : 7 + (31 – 9)
|
Выражения называются тождественно равными, если при любых значениях переменных из области определения выражений их соответственные значения равны.
Пример: 5(х + 2) и 10 + 5х
| 5(х + 2) = 5 × (3 + 2) = 5 × 5 = 25
| если х = 3, то
|
|
| 10 + 5х = 10 + 5×3 = 10 +15 = 25
|
| тождество (равенство)
| | два тождественно равных выражения соединенных знаком равенства
| левая часть = правая часть
| 5(х + 2) = 5х + 10
|
Пример:
| 5(х + 2) и (х + 2) × 5– равные выражения
5(х + 2) и 10 + 5х – тождественно равные выражения
5(х + 2) = 5х + 10 – тождество
| Тождественное преобразование (равное изменение) – замена выражения другим, тождественно равным ему на некотором множестве.
Тождественные преобразования:
1.
|
раскрытие скобок
3(5 + 8) = 3×5 + 3×8 = 15 + 24 = 39
|
распределительный закон умножения
с(а ± в) = са ± св
| | 2.
| вынесение общего множителя за скобки 14 − 7х = 2×7 − 7×х = 7(2 − х)
| | 3.
| приведение подобных слагаемых
| 4х − 7 + 6у − 12 − 9х + 5у = −5х − 19 + 11у
| | 4.
| взаимное уничтожение противоположных слагаемых
| 3х − 7 + 5у − 12 − х – 5у – 2х = − 19
(отличаются друг от друга только знаком)
| | 5.
| сокращение – деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же число (выражение)
|
| 6.
| группировка – применение переместительного, сочетательного и распределительного законов для упрощения выражения.
| | Пример: разложите на множители выражение ах – вх + ав – в2
выполним группировку:
| | I способ
| II способ
| | ах – вх + ав – в2 = (ах – вх) + (ав – в2) =
= х(а – в) + в(а – в) = (а – в)(х + в)
| ах + ав – вх – в2 = (ах + ав) – (вх + в2) =
= а(х + в) – в(х + в) = (х + в) (а – в)
| | Вывод: независимо от того, как выполняется группировка, если все тождественные преобразования выполнены верно, то результат будет одинаковым.
| | 7.
| и т.д.
|
| | ЧИСЛО
| | простое
имеет только два делителя: единицу и само себя
Пример:
| составное
имеет больше двух делителей
Пример:
| | а) 3 = 3 × 1;
б) 13 = 13 × 1;
в) 23 = 23 × 1;
| г) 47 = 47 × 1;
д) 53 = 53 × 1;
е)
| а) 4 = 1× 2 × 2;
б) 15 = 1 × 3 × 5;
в) 21 = 1 × 3 × 7;
| г) 48 = 1 × 2 × 2 × 2 × 2 × 3;
д) 51 = 1 × 3 × 17;
е) 125 = 1× 5 × 5 × 5.
| | | | | | | | | | |
1.2 Числовые равенства и неравенства.
ЧИСЛОВЫЕ
| | равенства
| | | неравенства
| | два числовых выражения соединённых знаком
| | равенства (=)
Пример:
а) 3 + 2 = 6 – 1 (и), т.к. 5 = 5
б) 3 + 2 = 7 – 3 (л), т.к. 5 ≠ 4
| неравенства (<; >; ≥; ≤)
Пример:
а) 6 + 2 > 13 – 7 (и), т.к. 8 > 6
б) 6 + 2 ≤ 13 – 7 (л), т.к. 8 > 6
| | Числовые равенства (неравенства) могут быть как истинными, так и ложными.
| | Свойства:
| | 1. если к обеим частям истинного числового равенства (неравенства) прибавить одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое равенство (неравенство);
| | 2. если обе части истинного числового
| | равенства
умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получится истинное числовое равенство.
| неравенства
умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл и
| | положительное значение
- отрицательное значение, а также поменять знак неравенства на противоположный
| | то получится истинное числовое неравенство.
| | Пример:
5 = 5 (и)
а) 3 + 2 = 6 – 1 | × 2
2 × (3 + 2) = 2 × (6 – 1)
10 = 10 (и)
|
5 = 5 (и)
б) 3 + 2 = 6 – 1 | × ( – 2)
–2 × (3 + 2)= –2 × (6 – 1)
– 10 = – 10 (и)
| Пример:
8 > 6 (и)
а) 6 + 2 > 13 – 7 | × 3
3 × (6 + 2) > 3 × (13 – 7)
24 > 18 (и)
|
8 > 6 (и)
б) 6 + 2 > 13 – 7 | × (– 3)
– 3 × (6 + 2) < – 3 × (13 – 7)
– 24 < – 18 (и)
| | | | | | | |
Числовое равенство истинно, если значения числовых выражений, стоящих в левой и правой частях равенства, совпадают.
(практика 1)
1.3 Уравнения с одной переменной.
УРАВНЕНИЕ
| | РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ
| | КОРЕНЬ УРАВНЕНИЯ
| равенство, содержащее неизвестное (высказывательная форма или предиката)
|
| найти все его корни или доказать, что их нет
|
| значение неизвестного, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство
|
Нахождение неизвестного
| сложение
| | вычитание
| а + в = с
| 1слагаемое + 2слагаемое = сумма
| а – в = с
| уменьшаемое – вычитаемое = разность
| а = с – в
| 1слагаемое = сумма – 2слагаемое
| а = с + в
| уменьшаемое = разность + вычитаемое
| в = с – а
| 2слагаемое = сумма – 1слагаемое
| в = а – с
| вычитаемое = уменьшаемое – разность
| | умножение
| | деление
| а × в = с
| 1множитель × 2множитель = произведение
| а : в = с
| делимое : делитель = частное
| а = с : в
| 1множитель = произведение : 2множитель
| а = с × в
| делимое = частное × делитель
| в = с : а
| 2множитель = произведение : 1множитель
| в = а : с
| делитель = делимое : частное
|
Два уравнения называются равносильными, если множества их корней совпадают.
Пример:
х2 – 9 = 0
х2 = 9
х1 = 3
х2 = – 3
Ответ: 3 и – 3
| –13(2х + 6)(х – 3) = 0
| 2х + 6 = 0 или
2х = – 6
х1 = – 3
Ответ: 3 и – 3
| х – 3 = 0
х2 = 3
| Вывод: данные уравнения равносильны.
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы из множителей равен нулю, т.е. 15 × 129 × (− 50) × 7х × 38 × 0 × 63,27 × × × 56492 = 0
Теоремы равносильности:
Теорема 1: Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же выражение с переменной (имеющее смысл), то получим новое уравнение равносильное данному, т.е. если дано уравнение f(x) = g(x), то ему равносильным будет уравнение f(x) + h(x) = g(x) + h(x).
Следствие 1: Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получим уравнение, равносильное данному.
Следствие 2: Если какое-либо слагаемое (числовое выражение или выражение с переменной) перенести из одной части уравнения в другую, поменяв при этом знак слагаемого на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному.
Теорема 2: Если обе части уравнения умножить (или разделить) на одно и то же выражение (имеющее смысл и не обращающееся в нуль), то получим новое уравнение, равносильное данному, т.е. если дано уравнение f(x) = g(x), то ему равносильным будет уравнение f(x) × h(x) = g(x) × h(x).
Следствие: Если обе части уравнения умножить (или разделить) на одно и то же число (не равное нулю), то получим уравнение, равносильное данному.
Модуль (абсолютная величина) числа – расстояние от точки, изображающей это число на координатной прямой, до начала отсчёта (нуля), т.е.
|
|
| | – 4 | = | 4 |
|
|
| в,
| если в > 0
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | |в| =
| 0,
| если в = 0
|
|
|
| – 4 0 4
|
|
|
| – в,
| если в < 0
|
Пример:
а) (х – 4,5)(х + 9) = 0
левая часть уравнения – произведение, равное нулю, следовательно,
| б) |х – 1| = 5,3
по определению модуля
| | х – 1 = 5,3
х = 5,3 + 1
х1 = 6,3
| – (х – 1) = 5,3
– х + 1 = 5,3
– х = 5,3 – 1
– х = 4,3
х2 = – 4,3
| | х – 4,5 = 0 или
х1 = 4,5
| х + 9 = 0
х2 = – 9
| | Ответ: 4,5 и – 9
| Ответ: 6,3 и – 4,3
| | | | | | |
1.4 Неравенства с одной переменной.
НЕРАВЕНСТВО
| РЕШИТЬ НЕРАВЕНСТВО
| | РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА
| два выражения с переменной, соединённых знаком неравенства
| найти множество решений или доказать, что их нет
|
| значение неизвестного, при котором неравенство обращается в истинное числовое неравенство
| | >; <
строгие
| ≤; ≥
не строгие
|
| | | | | | | | | |
Координатная (числовая) прямая – это прямая с заданными на ней:
| Чем больше число, тем правее оно расположено на координатной прямой, и наоборот, чем левее число расположено на координатной прямой, тем оно меньше.
а в с т
| ü положительным направлением;
ü началом координат (точка О);
ü единичным отрезком (ОЕ).
| Число на координатной прямой – координата
|
|
|
| а < в < с < т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| F O E A R
|
|
|
| – 4 0 1 3
| | О(0), Е(1), А(3), R(6), F(– 4)
|
|
|
Числовые промежутки
название
| неравенство, определяющее множество решений
| обозначение
| изображение
| числовой отрезок от а до в
(замкнутый промежуток)
| а ≤ х ≤ в
| [а; в]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а в
|
| числовой интервал от а до в
(открытый промежуток)
| а < х < в
| (а; в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а в
|
| открытый слева числовой промежуток
от а до в
| а < х ≤ в
| (а; в]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а в
|
| открытый справа числовой промежуток
от а до в
| а ≤ х < в
| [а; в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а в
|
| числовой луч от а до положительной бесконечности (+ ∞)
| х ≥ а
| [а; + ∞)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а + ∞
| открытый числовой луч
от а до (+ ∞)
| х > а
| (а; + ∞)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| а + ∞
| числовой луч от отрицательной бесконечности (– ∞) до а
| х ≤ а
| ( – ∞; а]
|
|
|
|
|
|
|
|
| – ∞ а
|
| открытый числовой луч от отрицательной бесконечности (– ∞) до а
| х < а
| (– ∞; а)
|
|
|
|
|
|
|
|
| – ∞ а
|
|
Два неравенства называются равносильными, если множества их решений совпадают.
Пример:
2х + 7 > 10
2х > 10 – 7
2х > 3
х > 3 : 2
х > 1,5
| – 4х < – 6
4х > 6
х > 6 : 4
х > 1,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| х (1,5; + ∞)
|
|
| 1,5
|
|
|
|
|
|
| Вывод: данные неравенства равносильны.
Теоремы равносильности:
Теорема 1:
если к обеим частям неравенства f(x) > g(x) прибавить выражение h(x), определённое на ОДЗ неравенства, то получим неравенство f(x) + h(x) > g(x) + h(x) равносильное данному.
Следствие 1:
если к обеим частям неравенства f(x) > g(x) прибавить одно и то же действительное число d, то получим неравенство f(x) + d > g(x) + d равносильное данному.
Следствие 2:
если какое-либо слагаемое (числовое выражение или выражение с переменной) перенести из одной части неравенства в другую, поменяв знак слагаемого на противоположный, то получим неравенство, равносильное данному.
Теорема 2:
если обе части неравенства f(x) > g(x) умножить на выражение h(x) > 0, определённое на ОДЗ неравенства, то получим неравенство f(x) × h(x) > g(x) × h(x) равносильное данному.
Следствие 3:
если обе части неравенства f(x) > g(x) умножить на одно и то же положительное действительное число d, то получим неравенство f(x) × d > g(x) × d равносильное данному.
Теорема 3:
если обе части неравенства f(x) > g(x) умножить на выражение h(x) < 0, определённое на ОДЗ неравенства, то получим неравенство f(x) × h(x) < g(x) × h(x) равносильное данному.
Следствие 4:
если обе части неравенства f(x) > g(x) умножить на одно и то же отрицательное действительное число d, то получим неравенство f(x) × d < g(x) × d равносильное данному.
I вариант
| II вариант
| - Дайте определения следующим понятиям:
| а) область определения выражения;
б) тождество;
в) уравнение;
г) неизвестное делимое;
д) неизвестное вычитаемое.
| а) значение выражения;
б) тождественное преобразование;
в) корень уравнения;
г) неизвестный делитель;
д) неизвестное уменьшаемое.
| - Запишите следующие выражения с помощью математического языка:
| а) разность числа 37 и суммы 14 и 29;
б) сумма частного чисел 237 и 14 и разности чисел 12 и 5;
в) частное суммы 34 и 40 и разности 78 и 45.
| а) разность суммы 26 и 17 и числа 5;
б) сумма произведения 9 и 13 и разности 43 и 68;
в) произведение частного чисел 81 и 9 и суммы 3 и 17.
| - Запишите решение задачи в виде выражения, а затем найдите его значение:
| На турбазу прибыли в один день 150 туристов, на другой день 170. Чтобы совершить поход, 200 туристов разбились на группы, по 20 человек в каждой, а остальные по 15 человек в группе. Сколько получилось групп?
| В мастерской за 5 дней сшили 2000 фартуков. Сколько фартуков сошьют в мастерской за 8 дней, если в день будут шить на 50 фартуков больше?
| - Среди следующих записей выделите числовые выражения, выражения с переменной, тождества, числовые равенства и числовые неравенства:
| а) 1,2х + 3у – 8;
б) 0,3х + 7,8у = 9;
в) 25 + (8,4 : 0,03) · 1,2;
г) 24 + (0,75 : 0,2) = 24,15;
д) 3(х – 4) + (1 + х) < 2;
е) 6(у – 3) = 6у – 18;
ж) 32 + – ) : 14;
з) 25 – 7 > 43.
| а) 20 + 4z = 4(5 + z);
б) 26 + 19 < 21;
в) 25 × ( + 16 : 3;
г) 3,7х – 4у + 12;
д) 5,9у – 3,7х = 112;
е) (2,07 : 0,9) – 36 · 4,8;
ж) (81 : 0,9) – 67 = 23;
з) (х + 5) – 1,7(8 – у) > 9.
| - Расставь скобки так, чтобы равенства были верными:
| 31 – 10 – 3 = 24
| 54 – 12 + 8 = 34
| - Поставь вместо * знаки действий так, чтобы получились верные равенства:
| 3 * 6 * 2 = 9
| 9 * 3 * 6 = 18
| - Сформулируйте следующие теоремы:
| а) теорема 1 о равносильности уравнений;
б) теорема 2 о равносильности неравенств.
| а) теорема 2 о равносильности уравнений;
б) теорема 1 о равносильности неравенств.
| - Решите уравнение:
| а) 5(3х – 1)(4х + 7) = 0
б) |7 – 8х| = 4
| а) – 2(1 + х)(12х + 4) = 0
б) |3х + 4| = –1
| 9. На координатной прямой с единичным отрезком три клеточки постройте следующие точки:
F(– 4); K(1,5); T(– 2,5); H(3).
| 9. На координатной прямой с единичным отрезком две клеточки постройте следующие точки:
G(– 4,5); N(3); U(– 2); S(5,5).
| 10. Запишите неравенства, множества решений которых изображено на рисунке:
| а)
– 6 – 3
| в)
2 9
| а)
– 4 7
| в)
5 12
| б)
11,4
| г)
– 8
| б)
– 3,5
| г)
| 11. Изобразите на координатной прямой множество решений неравенства:
| а) а < х < в
б) х ≥ в
| в) – а ≤ х < в
г) х < – а
| а) а ≤ х ≤ в
б) х > – в
| в) – а < х ≤ в
г) х ≤ а
| | | | | |
(лекция 2)
|
|