Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эпителиальные опухоли без специфической локализации (органоспецифические).

К ним относятся доброкачественные опухоли: папиллома (чаще всего на коже и слизистых) и аденома (из ткани различных желез), и злокачественные: плоскоклеточный рак, аденокарцинома (железистый рак), солидный рак, медуллярный рак (мозговик), слизистый (коллоидный) рак, фиброзный рак (скирр), мелкоклеточный рак.

К опухолям экзо- и эндокринных желез, а также эпителиальных покровов (органоспецифические)относятся доброкачественные и злокачественные опухоли соответствующих локализаций (опухоли половых желез, пищеварительных желез, почек, матки и т.п.).

Мезенхимальные опухоли.К ним относятся доброкачественные опухоли, такие какфиброма(из соединительной ткани), липома(из жировой ткани), миома(из мышечной ткани: леймиома- из гладких мышц, рабдомиома -из поперечно-полосатых), гемангиома(из лимфатических сосудов), хондрома(из хряща), остеома(из костной ткани) и др. Соответсвенно, имеются и злокачественные опухоли мезенхимального происхождения - саркомы(фибросаркомаиз соединительной ткани, липосаркома -из жировой, лейомиосаркома и рабдомиосаркома -из мышечной, ангиосаркома -из хрящевой, остеосаркома -из костной ткани).

Опухоли меланинообразующей ткани.К доброкачественным опухолям относятся невусы (родимые пятна),к злокачественным - меланома или меланобластома.

К опухолям нервной системы и оболочек мозгаотносятся опухоли из самых различных отделов нервной системы, главным образом, из вспомогательных элементов нервной ткани (например, ганглионевромыиз нервных узлов, астроцитомы -из нейроглии, невриномы -из шванновских клеток нервных стволов, менингиомы -из паутинной мозговой оболочки и т.д.). Эти опухоли могут быть как доброкачественными, так и злокачественными.



Опухоли из кроветворной и лимфатической тканиподразделяются на:

1. системные заболевания, или лейкозы(они подразделяются на миелолейкозы и лимфолейкозыи могут быть острыми и хроническими);

2. регионарные опухолевые процессы с возможной генерализацией(к ним относятся лимфосаркома, лимфогранулематози.т.).

Тератомы.Тератомы возникают при нарушении закладки эмбриональных листков, в связи с чем остатки эмбриональных тканей остаются в тех или иных областях организма. Доброкачественные опухоли именуются тератомами,а злокачественные - тератобластомами.

Вопросы для повторения.

1. Дайте определение понятия "опухоль".

2. В чем сущность тканевого и клеточного атипизма?

каковы виды опухолевого роста?

3. В чем сущность метастазирования каковы его пути?

4. Каковы механизмы местного и общего воздействия опухоли на организм?

5. В чем состоят различия доброкачественных и злокачественных опухолей?

6. В чем сущность основных теорий возникновения опухолей? Какие из них представляются наиболее рациональными?

7. Каковы наиболее часто встречающиеся виды доброкачественных опухолей из эпителия, соединительной, пигментной и кроветворной ткани?

 

Практический материал

 

Методические рекомендации для студентов

Практическое занятие № 1

Тема: «Повреждение. Классификация и характеристика дистрофий».

Цель: 1. По микропрепаратам уметь различать виды дистрофии, некрозов.

2. Закрепить теоретические знания.

Оборудование: методические рекомендации для студентов, учебник "Патология" В.С Паукова., Н.К Хитрова., учебник "Основы патологии" И.В.Ремизова, В.А.Дорошенко, "Атлас патологической анатомии" Н.Е Ярыгина., В.В.Серова, микроскопы, микропрепараты: "Бурая индурация легкого", "Зернистая дисирофия эпителия почечных канальцев", "Гиалиново-капельная дистрофия почечных канальцев", "Зернистая дистрофия гепатоцитов", "Гидропическая дистрофия эпидермиса", "Жировая дистрофия миокарда" и др.; слайды "Частный курс. Микроскопическое изменение органов", слайдоскоп.

Студент должен

иметь представление:

* о повреждении, его определении, видах;

* о клеточных и внеклеточных механизмах дистрофий;

* об азотистом равновесии;

* о голодании;

* о биологической роли липидов, углеводов, белков;

* о химической регуляции кислотно-основного состояния;

* об образовании конкрементов.

знать:

* дистрофии;

* классификацию дистрофий;

* белковые дистрофии;

* углеводные дистрофии;

* смешанные дистрофии;

уметь:

* использовать медицинскую терминологию.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Задание №1

Ответить на вопросы:

1. Что называется повреждением?

2. Какие виды повреждения Вы знаете? Перечислите.

3. От чего зависит характер повреждения?

4. Какие могут быть исходы повреждений?

Задание №2. ДИСТРОФИИ.

Что называют дистрофией?

Заполнить блок-схему «Дистрофия»:

 
 

 

 


Рассмотреть микропрепараты в атласе рис. 1-24, стр. 6-33.

Ответить на вопросы:

а) Механизмы образования дистрофии,

б) Общие принципы классификации дистрофии.

 

Задание №3 ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ДИСТРОФИИ.

1) БЕЛКОВЫЕ.

Рассмотреть под микроскопом микропрепараты: «Гиалиново-капельная дистрофия почечных канальцев», «Зернистая дистрофия гепатоцита», «Гидропическая дистрофия эпителия канальцев почки». Зарисовать 1 из них.

Рис. 1-8, стр. 6-13.

Ответить на вопросы:

1. Механизм образования белковой дистрофии.

2. Причины.

3. Внешний вид ткани или органа при белковой дистрофии.

2) ЖИРОВЫЕ.

Рассмотреть под микроскопом микропрепараты «Жировая дистрофия миокарда», «Жировая дистрофия печени». В атласе рис. 11-16, рис. 15-21.

Зарисовать рис.13. Обозначить элементы.

Ответить на вопросы:

1. Чем характеризуются жировые дистрофии?

2. Причины развития жировой дистрофии?

3. Исход жировой дистрофии?

3) УГЛЕВОДНЫЕ ДИСТРОФИИ.

Рассмотреть в атласе рис. №17-20 стр. 18-25.

Микропрепараты: «Углеводная дистрофия эпителия почечных канальцев», «Коллоидная дистрофия щитовидной железы». Зарисовать рис.20, стр.25.

Обозначить все элементы.

Ответить на вопросы:

1. С чем связано возникновение углеводных дистрофий?

2. Какой гормон регулирует обмен гликогена?

3. Какое заболевание возникает при углеводной дистрофии?

 

Задание №4 МЕЗЕНХИМАЛЬНЫЕ ДИСТРОФИИ.

Рассмотреть в атласе рис. 39-21, стр. 25-43.

Ответить на вопросы:

1. Дать характеристику и примеры мезенхимальных дистрофий: белковая (мукоидное набухание, фибринолиз, геалиноз, амилоидоз); жировая (общее ожирение, алиментарное ожирение, ожирение сердца); углеводная (микседема).

 

Задание №5 СМЕШАННЫЕ ДИСТРОФИИ.

Рассмотреть в атласе рис. 41-54, стр. 43-55.

Ответить на вопросы:

1. Где возникают нарушения при смешанной дистрофии?

2. Следствием чего они являются?

3. Привести примеры смешанной дистрофии?

Задание №6

Оформить работу в тетради.

Домашнее задание:

Некроз. Атрофия.


Методические рекомендации для студентов

Практическое занятие №2

Тема: "Некроз, атрофия".

Цель: 1. Закрепить теоретические знания по данной теме.

2. Знать причины развития некроза и атрофии.

 

Оборудование: методические рекомендации для студентов, учебники "Патология" В.С. Паукова, "Патологическая анатомия и патологическая физиология" Эйнгорна А.Г., "Атлас патологической гистологии" Ярыгина Н.Е., Серова В.В., микроскопы, микропрепараты: "Некроз фолликулов селезенки", " Некроз эпителия канальцев почки", "Некроз скелетной мышцы", "Гангрена тонкой кишки" и др.

Студент должен

иметь представление:

* о повреждении, его определении, видах;

знать:

* некроз;

* пролежни;

* секвестр;

* инфаркт;

* атрофию, аплазию, агенезию, кахексию.

уметь:

*использовать медицинскую терминологию.

Ход занятия:

Задание №1.

Рассмотреть микропрепараты под микроскопом. Рассмотреть рисунки в атласе патологической гистологии (стр.59-65). Прочитать в учебнике В.С. Паукова стр. 45-47 и далее работать согласно методическим рекомендациям.

Ответить на вопросы:

1. Что такое некроз?

2. Каковы причины некроза?

3. Перечислите признаки некроза.

Задание №2.

Составить словарь терминов:

- кариопикноз - плазморексис - организация

- кариорексис - плазмолиз - инкапсуляция

- кариолизис - цйитолиз - мутиляция

- петрификация - оссификация - ампутация

Задание №3.

Заполнить таблицу: "Виды некроза"

формы внешние признаки причины возникновения
Сухой некроз    
Влажный некроз    
Сухая гангрена    
Влажная гангрена    
Газовая гангрена    
Пролежни    
Секвестр    
Инфаркт    

Задание №4.

Заполнить блок-схему:

Исходы некроза

       
   

 

 


1,2,3,4,5 1,2

Задание №5.

Ответить на вопросы:

1. Что такое атрофия?

2. Что означают термины гипоплазияиаплазияили агенезия?

 

Заполните таблицу: "Атрофия"

формы атрофии внешние признаки причины возникновения исход атрофии
Физиологическая
Бурая атрофия
Патологическая:
Общая
Местная
Атрофия от бездейс твия
Атрофия от давления
Атрофия от недостаточности кровоснабжения
Нейрогенная атрофия

Задание №6.

Решить предложенную проблемную задачу по карточке.

Домашнее задание:

Расстройства кровообращения.

 

 

Методические рекомендации для студентов

Практическое занятие №3

Тема: «расстройства кровообращения и лимфообращения».

Цель: 1. Закрепить знания теоретического материала.

2. Знать причины, вызывающие общие расстройства кровообращения.

3. Закрепить знания по патологии кровообращения.

4. Научиться на микропрепаратах различать такие расстройства кровообращения, как: инфаркт, тромбоз, эмболия, гиперемия (полнокровие).

 

Оборудование: таблицы по теме, учебники В.С. Паукова «Патология», "Патологическая анатомия и патологическая физиология" А.Г.Эйнгорна, "Атлас патологической гистологии" Н.Е.Ярыгина., В.В.Серова., методические рекомендации для студентов, микроскопы, микропрепараты: "Хроническое венозное полнокровие легких", "Ишемия миокарда", "Инфаркт миокарда", "Сладж-феномен", "Стаз в капиллярах мозга", "Образование тромба", "Смешанный тромб", «Мускатная печень», «Бурая индурация легкого», «Цианотическая индурация селезенки», «Ишемия миокарда», «Сладж-феномен почечного клубочка», «Тромбоз», «Жировая эмболия», др

Студент должен

иметь представление:

* об отделах кровообращения;

* о нарушении центрального кровообращения;

* о нарушениях периферического кровообращения;

* о нарушениях микроциркуляции;

* о нарушениях лимфообращения;

* о ДВС-синдроме.

знать:

* коллатеральное кровообращение;

* тромбоз, эмболию;

* ишемию;

* инфаркт;

* артериальную гиперемию;

* венозную гиперемию;

* стаз;

* сладж;

* кровоизлияния;

* слоновость.

уметь:

* использовать медицинскую терминологию.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Задание №1. Нарушения кровообращения, связанные с нарушением сердечного ритма.

Ответить на вопросы:

1. Причины аритмии.

2. Виды аритмии.

3. Что такое экстрасистола?

4. Что такое сердечная блокада?

5. Виды сердечных блокад.

Заполнить блок-схему: "Классификация аритмий"

 

Аритмии
1.

2.

3.

 

 

Задание №2.Расстройства кровообращения при нарушении сосудистого тонуса.

Ответить на вопросы:

1. С чем связано изменение тонуса сосудов?

2. Что такое гипотония, чему равно АД?

3. Что такое коллапс?

4. Что такое гипертония, чему равно АД?

 

Задание №3. Нарушения кровообращения, связанные с пороком сердца.

 
 

 


 

 

1. 1.

2. 2.

3. 3.

 

Ответить на вопросы:

1. Как лечат пороки?

2. Какие виды пороков ещё Вы знаете?

3. Причины их возникновения?

4. Совместимы ли пороки сердца с жизнью?

 

Задание №4.

Ответить на вопросы:

1. Сердечно-сосудистая недостаточность. Её формы.

2. Стадии развития.

3. Клинические проявления с сердечной недостаточностью.

Заполнить блок-схему:

 
 

 


Задание №5

Заполнить блок-схему:

 

 


Ответить на вопросы:

1. Какие бывают расстройства кровообращения?

2. Что происходит при расстройстве кровообращения?

3. Перечислить компенсаторные механизмы.

Задание №6

Настроить микроскопы. Рассмотреть микропрепараты: ишемия миокарда, инфаркт миокарда. Зарисовать один из них, сделать обозначения.

Ответить на вопросы:

А) Что такое ишемия? Причины.

Б) Что такое инфаркт? Причины.

Задание №7

Рассмотреть под микроскопом микропрепараты: «Жировая эмболия», «Тромбоз» и другие. Зарисовать один из них и обозначить.

Заполнить блок-схему:

 
 
Состав эмболов

 

 


1 2 3 4 5 6 7

 

Ответить на вопросы:

1. Что такое эмболия, причины возникновения?

3. Что такое тромбофлебит?

4. Что такое тромбоз?

 

Задание №8

Заполнить блок-схему:

 
 

 


Ответить на вопросы:

1. Что такое инфаркт?

2. Стаз? Что это такое?

3. Что такое сладж, ишемия?

4. Чем отличается венозная гиперемия от артериальной?

Рассмотреть под микроскопом «Сладж – феномен почечного клубочка», др.

Зарисовать и обозначить.

 

Задание №9

Заполнить блок – схему:

 
 

 


Ответить на вопросы:

1. Что такое кровотечение?

2. Какие виды кровотечения по месту излияния Вы знаете?

3. Какие виды кровотечения по механизму?

4. Последствия кровотечения в организме?

 

Задание №10

Оформить работу в тетради.

Домашнее задание:Воспаление.

 

Методические рекомендации для студентов

Практическое занятие №4

 

Тема: «ВОСПАЛЕНИЕ».

 

Цель: Познакомиться со стадиями воспаления, клиническими признаками.

Оборудование: атласы патологической анатомии, таблицы по теме, учебники Паукова В.С.«Патология», "Патологическая анатомия и патологическая физиология " А.Г.Эйнгорна, "Атлас патологической гистологии" Н.Е. Ярыгина, В.В.Серова, методические рекомендации для студентов, микроскопы, микропрепараты: " Некротический колит", "Воспаление, фагоцитоз", "Серозный дерматит", "Катаральный серозный гастрит", "Фибринозный перикардит", кинофильм "Воспаление", телевизор, видеомагнитофон.

Студент должен

иметь представление:

* об общих понятиях о воспалении;

* о формах воспаления;

* об анатомической номенклатуре воспаления;

* о хемотаксисе;

* о фагоцитозе;

* об условиях возникновения воспаления.

знать:

* определенные воспаления;

* местные признаки воспаления;

* общие признаки воспаления;

* классификацию воспаления;

* фазы воспаления;

* причины воспаления;

* альтерацию;

* экссудацию;

* пролиферацию.

уметь:

* использовать медицинскую терминологию.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Задание №1.

Прочитав материал лекции и учебника, ответить на вопросы:

1. Что такое воспаление?

2. Как происходит название «воспаление»?

3. Основные причины воспаления.

Задание №2.

Стадии воспаления
Просмотрев фрагмент фильма «Воспаление", заполнить таблицу:

 


 

Ответить на вопросы:

1. Что происходит в стадии альтерации?

2. Как называются вещества, которые выделяются тканью в этой стадии?

 

Заполнить таблицу «Медиаторы воспаления»:

 

Название Какое влияние оказывают на организм
1. 2. 3. 4.    

 

Записать в тетради схему:

Воспалительный отек
Выход жидкости в ткани
Повышается осмотическое давление в тканях
Медиаторы воспаления вызывают
Ацидоз

 

Ответить на вопросы:

1. Как называется вторая стадия воспаления?

2. Как называется жидкость, которая выделяется в этой стадии?

3. Из чего она состоит?

4. Какие процессы предшествуют экссудации (см. схему).

5. Что такое «краевое стояние лейкоцитов»?

6. Чем оно заканчивается? Что такое фагоцитоз?

7. Как называется 3 стадия воспаления?

8. Что происходит в этой стадии?

9.Одна стадия или все присутствуют в зоне воспаления?

Задание №3.

Прочитав материал лекции, заполнить блок-схему:

Общие
Местные
Клинические признаки воспаления

 


1 2 3 4 5 1 2 3 4

 

Задание №4.

Прочитав лекцию и просмотрев фильм по вопросу «Формы воспаления», заполнить таблицу:

 

«Классификация воспалений»:

 

По причине, вызывающей воспаление По течению По преобладающей стадии
1. 2.Неспецифическое: а) при туберкулёзе – творожистый очаг некроза, покрытый капсулой; б) сифилитическая гумма. 1. 2. 1. 2. 3.

 

Ответить на вопросы:

1. Что является причиной неспецифического (банального) воспаления?

2. Какие микроорганизмы вызывают специфическое воспаление?

3. Примеры неспецифического воспаления.

4. Что такое альтеративное воспаление?

5. Что происходит в очаге при альтеративном воспалении?

Задание №5.

Заполнить блок-схему:

 

"Экссудативное воспаление"

 

 


Ответить на вопросы:

1. Что общего у всех видов экссудативного воспаления?

2. В каком случае воспаление называется пролиферативным?

3. Где возникает интерстициальное воспаление?

Задание №6

Оформить работу в тетради.

Домашнее задание:Опухоли.


 

Методические рекомендации для студентов

Практическое занятие №5

Тема: «ОПУХОЛИ».

Цель: 1. Знать характеристику опухолей, виды, динамику роста.

2. Знать отличительные признаки доброкачественной и злокачественной опухоли.

Оборудование: таблицы по теме, учебники Паукова В.С.«Патология», "Патологическая анатомия и патологическая физиология " А.Г.Эйнгорна, "Атлас патологической гистологии " Н.Е. Ярыгина, В.В.Серова, методические рекомендации для студентов, микроскопы, микропрепараты: " Печень при миелолейкозе", "Аденокортикостероидный рак", "Мезотелиома перикарда", "Портальный цирроз печени с резким ожирением гепатоцитов", "Злокачественная мезотелиома брюшины", кинофильм " Рак молочной железы", "Рак легкого", "Рак прямой кишки", телевизор, видеомагнитофон.

Студент должен

иметь представление:

* об общей характеристике опухоли;

* о строении опухолей;

* о росте опухолей;

* о предопухолевых процессах;

* о клеточной и тканевой атипизации;

* об этиологии опухолей;

* о канцерогенах.

знать:

* классификацию опухолей;

* стадии опухолевого процесса;

* характеристику доброкачественных опухолей;

* характеристику злокачественных опухолей;

* метастазирование опухоли;

* рецидивирование опухоли;

* влияние опухоли на организм.

уметь:

* использовать медицинскую терминологию.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Задание №1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПУХОЛЕЙ.

Ответить на вопросы:

I. Что называют опухолью?

2. Как называется наука, изучающая опухоли?

3. Статистика смертности от опухолей?

4. Теория возникновения онкологических заболеваний.

5. Каково строение опухолей?

6. Что такое атипизм?

7. Какие виды роста опухолей Вы знаете?

8. Динамика опухолевого роста?

9. Название опухолей?

Заполнить блок-схему: «Виды опухолей».

 
 

 


Задание №2 ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ.

Рассмотреть под микроскопом микропрепараты: «Сосочковая аденома яичника», «Папиллома кожи», «Миома матки».

По атласам рисунок 183, 185, 187, стр. 168-172.

Ответить на вопросы:

1. Какие предопухолевые процессы предшествуют опухолям?

2. Назвать признаки доброкачественных опухолей?

3. Влияние доброкачественных опухолей на организм человека?

 

Доброкачественные опухоли
Заполнить блок-схему:

 
 

 


Задание №3 ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ.

Рассмотреть рисунки 189-206, стр. 174-188 и микропрепараты «Цирроз печени», «Рак яичника».

 

Ответить на вопросы:

1. Из чего состоят злокачественные опухоли?

2. Характерен ли для них атипизм?

3. Какое действие оказывают опухоли на состояние человека?

4. Признаки злокачественных опухолей?

 

Заполнить блок-схему:

 

 


Задание №4

Классификация опухолей.

1. По какому принципу классифицируются опухоли?

2. Написать все 7 групп опухолей:

 

Название опухоли Место локализации Форма Строение Особенности
Папиллома Кожа, слизистые оболочки, голосовые связки, лоханки почек, мочеточники, мочевой пузырь. Шаровидная, плотная (на поверхности в виде ягод малины) Из клеток покровного эпителия, хорошо выражена строма. При травме легкого воспаляется, иногда малигнизируется
Аденома Железистые органы, слизистые оболочки. Узел мягкой консистенции, иногда с кистой. Органоидное строение. Может иметь основание или ножку. Может переродиться в рак.
Рак В любом органе, где имеется эпителиальная ткань. Плоскоклеточный, аденокарцинома, мозговидный, солидный, скирр, хорионэпителлома, семинома.    

 

Продолжить самостоятельно заполнение таблицы:

Название опухоли Место локализации Форма Строение Особенности
Рак пищевода и желудка        
Рак легкого        
Рак матки        
Рак молочной железы        
Фиброма        
Липома        
Саркома        
Невус        
Меланома        

Задание №5

Оформить работу в тетради.

Домашнее задание:

Болезни органов дыхания.

 

Методические рекомендации для студентов

Практическое занятие №6

Тема: "Болезни органов дыхания".

Цель: 1. Закрепить теоретические знания по данной теме.

2. Знать причины развития болезней органов дыхания.

Оборудование: методические рекомендации для студентов, учебники "Патология" В.С. Паукова, "Патологическая анатомия и патологическая физиология" А.Г.Эйнгорна, "Атлас патологической гистологии" Н.Е.Ярыгина, В.В.Серова., микроскопы, микропрепараты: "Рак лёгкого", "Инфаркт лёгкого", "Обструктивная эмфизема лёгких", "Пневмосклероз" .

Студент должен

иметь представление:

* о системе дыхания;

* о процессе дыхания;

* о видах и механизмах нарушения дыхания;

* о клинических проявлениях нарушений внешнего дыхания;

* о патологической анатомии бронхитов, пневмоний и других патологических процессов в органах дыхания;

* о деформации легких, связанных со склеротическими изменениями.

знать:

* основные причины нарушения дыхания;

* нарушения альвеолярной вентиляции;

* пневмоторакс (открытый, закрытый);

* нарушение перфузии легочных капилляров;

* нарушение диффузии газов через аэрогематический барьер;

* диспноэ, брадипноэ, тахипноэ, гиперпноэ;

* периодическое патологическое дыхание;

* болезни системы дыхания.

уметь:

* использовать медицинскую терминологию;

* показать на препаратах патологические изменения в органах дыхания.

 

Ход занятия:

Перед выполнением практической работы прочитайте блок теоретической информации:

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.