Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение — самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свой­ства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специ­фические качественные отличия.

М.Н.Скаткин (1900 - 1991) -видный отечественный дидакт, ав­тор многочисленных исследова­ний по теории, методологии и ме­тодике обучения.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в созна­нии ребенка реальной действи­тельности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляю­щая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьни­ками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельнос­ти. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (произво­дительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, реше­ние исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обуче­ния познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познава­тельной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социаль­ной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.



Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механиче­ской "передаче" знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний — он разви­вает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педаго­гического процесса.

Функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического про­цесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школь­ника обусловливают функции обучения: образовательную, воспи­тательную и развивающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая — со структурным усложнением, а воспитательная — с формированием отношений (В.В.Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, за­кономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответст­вии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реали­зация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это тре­бует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область науч­ного знания, не выпадали элементы, важные для понимания ос­новных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполнен­ные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и про­лагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном опе­рировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как спе­циальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в ре­зультате упражнений, которые варьируют условия учебной дея­тельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литера­турой, библиографическим аппаратом, организации самостоятель­ной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непре­ложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функ­ция органически вытекает из самого содержания, форм и мето­дов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объ­ективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирова­ние личности вообще невозможно без усвоения системы нравст­венных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не все­гда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно по­нятых задач воспитания на том или ином этапе развития обще­ства. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функ­ции обучения является формирование мотивов учебной деятель­ности, изначально определяющих ее успешность.

И.И.Лернер (1917 - 1996) - из­вестный отечественный педагог. Разрабатывал общую теорию обра­зования.

Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно постав­ленное обучение всегда разви­вает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности уче­ника получила закрепление в термине "развивающее обучение".

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербаль­ных процессов нагляднее других выражает общее развитие уче­ника. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связан­ное с нею мышление эффективнее развиваются при соответст­вующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигатель­ной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким об­разом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 60-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л.В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышле­ния в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретиче­ского материала; обучение в быстром темпе и на высоком уров­не трудности; обеспечение осознания учащимися процесса уче­ния. А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин пред­ложили систему развивающих методов обучения; В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин разработали концепцию содержательного обобще­ния в обучении; И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосно­вали теорию поэтапного формирования умственных действий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогичес­кой практики развивающего обучения является мысль о необхо­димости существенного расширения сферы развивающего влия­ния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.