Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них лично­стный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все­гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен­ностям. "Дефективность сознания, — отмечал А.С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это де­фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше­ний, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества".*

* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. — С. 567.

 

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для форми­рования личности ребенка является семья не только с явной де­градацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним "благополучием" скрывается ат­мосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи лю­бые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отно­шении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого "по­требительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.



Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверст­ников, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий не­формальных групп, придавать им общественно ценную направ­ленность.

Детские общественные организации в системе воспитания

Социально-экономические и общественно-политические про­цессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изме­нили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скау­ты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объ­единения на основе общности интересов.

Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданско­го становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это призна­ется специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединен­ных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусмат­ривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получе­ние информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.

Сложившееся положение в детском движении изменяет пози­цию органов управления образованием, руководителей образова­тельных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и разви­тии детского движения. Такое отношение подкрепляется реаль­ным участием органов управления образованием в создании ус­ловий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогиче­ских кадров детских организаций, участие в формировании ма­териально-технической базы детских организаций.

Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общест­ва, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, спра­ведливый или несправедливый. При этом мы пользуемся поня­тием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственнос­ти. Иначе говоря, нравственность — это личностная характерис­тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по­рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду­альное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо по­ступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распро­страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва­ние нравственной нормы. Норма — это правило, требование, оп­ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребен­ка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимо­отношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каж­дой такой области (профессиональные, межнациональные отно­шения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между пред­ставителями разных национальностей регулируются нравственны­ми принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватываю­щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж­дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к ко­торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез­ным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимают­ся людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руково­дителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в тру­довой деятельности, признании важности своего труда и резуль­татов труда других людей. Отношение к природе состоит в береж­ном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравст­венной культуры школьников осуществляется в системе нравствен­ного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно чело­век оказывается системообразующим фактором, ядром гуманисти­ческого мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к че­ловеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, со­ставляющие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая ком­плекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потреб­ности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистиче­скую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаи­моотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявле­нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то­лерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, по­ведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных ви­дах деятельности, в различных вариантах межличностных отно­шений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соуча­стие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не заме­чены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного от­ношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой дея­тельности, жизненных принципов, нравственных поступков вы­зывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гу­манизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человече­ских взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманиз­ма, их общечеловеческий характер.

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо­щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель­ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля­ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен­ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисцип­лины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, принятых правил и предписаний. Яв­ляясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она го­товит ребенка к социальной деятельности.

Предполагая элементы подчинения требованиям коллектива, требованиям большинства, дисциплина должна рассматриваться в контексте свободы личности, как субъективная способность личности к самоорганизации. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопре­деление) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Обладая самодисциплиной, школьник защища­ет себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем са­мым степень собственной свободы.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культу­ра поведения. Оно включает в себя различные стороны нравст­венного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу­ра. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транс­порте, в общественных местах. В семье и школе необходимо по­знакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигие­ну, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, по­нимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письмен­ного литературного языка. Одно из направлений работы по фор­мированию культуры поведения — воспитание эстетического от­ношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рацио­нальная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства, умение вести себя за столом во время прие­ма пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родите­лей, старших школьников, традиций, сложившихся в школе и семье.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.