Примерная тематика курсовых работ 1. Менеджмент как наука и искусство: проблемы интеграции.
2. Причины конфликтов в организациях и роль менеджера в их разрешении.
3. Формирование российского менеджмента: этапы, проблемы, особенности.
4. Менеджер и предприниматель: общее и особенное.
5. Эволюция научной мысли в области менеджмента.
6. Матричная структура управления и ее использование в рыночных условиях.
7. Современные подходы к управлению (инкрементальный, виртуальный, синергетический и др.) в менеджменте.
8. Принципы менеджмента: их возникновение и проблемы их практической реализации.
9. Цели менеджмента и проблема их интеграции.
10. Функциональное разделение управленческого труда: причины и характеристика основных функций.
11. Целевое управление предприятием: достоинства и недостатки.
12. Функции организации и функции менеджмента: соотношение и взаимосвязь.
13. Организационная функция как центральная комплексная функция менеджмента.
14. Экономические методы менеджмента и их использование в условиях нехватки ресурсов.
15. Эффективность труда менеджера и пути ее повышения.
16. Методы административно-правового воздействия на подчиненных: достоинства, недостатки и пределы использования.
17. Личность менеджера: структура качеств и способы усиления положительных и нейтрализации отрицательных качеств менеджера.
18. Неформальная структура организации и ее влияние на производственные процессы.
19. Программно-целевое управление организацией.
20. Гибкие организационные структуры и их возможности в условиях быстрого изменения окружающей среды.
21. Современная организация труда менеджера.
22. Особенности российского менеджмента.
23. Этика и этикет менеджера.
24. Сравнительный анализ линейной и дивизиональной структур управления
25. Управление с позиции ситуационного менеджмента.
26. Издержки в использовании рабочего времени менеджера: причины, способы устранения.
27. Человек и организация: проблема интеграции.
28. Профессионализация менеджера и способы ее ускорения с применением активных методов обучения
29. Основные направления совершенствования структур управления.
30. Профессиограмма менеджера, ее назначение и технология разработки.
31. Управленческие революции: предпосылки и характер.
32. Сравнительный анализ функциональной и адаптивных структур управления
33. Современные тенденции развития менеджмента как науки.
34. Характеристики организации как объекта управления
35. Бюрократизм как субкультура управления: возможность ослабления его негативного воздействия на организацию и ее коллектив.
36. Развитие гуманистической школы менеджмента в современных условиях
37. План-график менеджера: его назначение и процедура разработки.
38. Бюджет рабочего времени менеджера и причины его нерациональности.
39. Американский и японский менеджмент: сравнительная характеристика.
40. Прогнозирование развития социально-экономической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.
41. Управление как вид человеческой деятельности.
42. Адаптация молодых сотрудников и возможности управления этим процессом.
43. Проблема оценки эффективности труда менеджера и подходы к ее решению.
44. Факторы, определяющие современный контекст менеджмента.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2007
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
- Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008
- Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)
- Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
- Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.
- Пустынникова Е. Основы менеджмента.2011.
- Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007
б) дополнительная литература
- Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007
- Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006.
- Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008
В) программное обеспечение
1. MS Excel
2. MS Power Point
Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. «Консультант Плюс»
2. «Гарант»
3. http://www.aup.ru Административно-Управленческий Портал - Публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.
4. http://www.consulting.ru Консалтинговый сайт. Материалы анализа и исследований компаний, рекомендации поструктурам, формированию культуры и т.д.
5. http://www.cfin.ru Корпоративный менеджмент. Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента, в том числе теоретико-методологического характера.
6. http://www.profy.ru Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.
7. http://www.ptpu.ru Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту.
8. http://www.devbusiness.ru Сайт «Развитие Бизнеса». Материалы по организационному дизайну и анализу организаций.
9. http://www.emd.ru Сайт компании «Евроменеджмент». Обзоры зарубежного и российского опыта управления современными компаниями.
10. http://www.econline.h1.ru – экономикс он-лайн. Сборник разнообразных ресурсов по экономике и менеджменту, в том числе электронные версии классических трудов.
11. http://superidea.ru Идеи (и суперидеи) в сфере бизнеса.
12. http://mc-ma.narod.ru/portal.htm Портал «Русский менеджмент», на котором много конкретных примеров и иллюстраций из жизни современных российских организаций.
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины ноутбук, проектор, экран.
13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Для изучения дисциплины студентам необходимо знать: экономическую теории, социологию, культурологию, философию, теорию организации.
Для изучения дисциплины «Менеджмент» студенты должны владеть следующими навыками: уметь работать в среде операционных систем Windows; иметь навыки работы с приложениями MS Office; уметь работать с глобальными и локальными сетями; иметь навыки работы с поисковыми системами; владеть базовыми математическими и статистическими навыками.
Принятые в настоящей программе состав и последовательность рассмотрения учебного материала позволяют получить целостное представление об статистике и ее месте в развитии современной экономики.
Для успешного усвоения студентами дисциплины «Менеджмент» на занятиях рекомендуется применять такие образовательные технологии, кейс-методы, проблемное обучение, метод проектов, портфолио. Для активизации познавательной деятельности студентов рекомендуется использовать активные методы обучения: деловые игры и дискуссии.
В качестве текущего контроля рекомендуется применять тесты и практические задания с отчетностью предприятия. В качестве промежуточной аттестации необходимо предлагать студентам контрольные работы.
Вопросы для самоподготовки к зачету
1. Понятие менеджмента. Значимость менеджмента в современных условиях. Основные задачи менеджмента. Классификация целей менеджмента. Связь менеджмента с другими науками.
2. Исторические этапы формирования управленческой мысли.
3. Исторические периоды развития управления: древний период (Др. Египет, Др. Греция, Др. Рим, Др. Вавилон)
4. Индустриальный период (Р. Оуэн, Ч. Беббидж)
5. Период систематизации
6. Информационный период.
- Научные школы менеджмента. лассическая школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, Г. Форд.).
- Административная школа (А.Файоль, М. Вебер).
- Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, К. Арджерис, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор. Р. Блейк).
- Количественная школа управления.
11. Развитие менеджмента в России.
- Понятие и значение организации.
- Характеристики организаций.
- Внутренняя среда организации.
- Внешняя среда организации.
- Понятие организационной деятельности.
- Нормы управляемости.
- Взаимоотношения полномочий.
19. Построение организации.
- Понятие планирования.
- Принципы планирования.
- Предплановый прогноз.
- Бюджетный и балансовый методы разработки планов.
- Нормативный метод планирования.
- Графические методы планирования.
- Математические методы планирования.
- Перспективные и стратегические планы.
- Целевые комплексные программы. Бизнес-план.
- Особенности текущих планов.
30. Понятие цели и целеполагания в менеджменте. Дерево целей.
- Мотивация: понятие и виды.
- Мотивы человеческой деятельности.
- Мотивационный механизм.
- Экономические стимулы.
- Неэкономические способы стимулирования.
- Содержательные концепции мотивации.
- Процессный подход к мотивации.
- Коммуникационный процесс в менеджменте.
39. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса.
- Управление конфликтами.
- Виды внутриорганизационных конфликтов.
- Формы производственных конфликтов.
- Конфликт как процесс.
- Стратегии преодоления конфликта.
45. Виды и функции переговоров. Лидерство и власть в менеджменте.
46. Понятие управленческого решения.
47. Виды управленческих решений.
48. Критерии эффективности управленческого решения.
49. Факторы, влияющие на принятие решения.
50. Алгоритм принятия управленческого решения.
51. Процесс принятия управленческого решения. Выявление и анализ проблем. Причинно-следственный анализ.
52. Процесс выработки рационального решения. Реализация решения.
- Понятие контроля.
- Значимость контроля в общественной жизни.
- Три способа осуществления контроля.
- Контроль как завершающая часть управленческого процесса.
Критерии оценки
При изучении дисциплины «Менеджмент» студентами выполняется ряд работ, которые оцениваются в баллах (согласно модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов):
- посещаемость занятий по курсу – 10 баллов;
- работа на семинарских и практических занятиях – 20;
- выполнение промежуточных аттестаций – 10;
- прохождение итоговой аттестации – 40;
- выполнение заданий по самостоятельной работе -20;
- участие в научно-исследовательской работе – не ограничено.
На основании набранных баллов, успеваемость студентов в семестре определяется следующими оценками: «зачтено», «не зачтено». Студент, набравший менее 60 баллов, получает итоговую оценку – не зачтено. На зачете студент имеет возможность добрать баллы рейтинга.
Интерактивные формы занятий
№
п/п
| Темы дисциплины
| Форма проведения занятия
| Трудоемкость (час.)
|
| Организационная деятельность в менеджменте
| Метод анализа конкретных ситуаций
|
|
| Планирование и прогнозирование деятельности организации
| Текстовая дисскусия
|
|
| Процесс мотивации в управлении организацией.
| Деловая игра
|
|
| Управление конфликтами в организации.
| Метод анализа конкретных ситуаций
|
|
| Принятие управленческих решений в организации.
| Деловая игра
|
|
| Контроль деятельности в организации.
| Метод анализа конкретных ситуаций
|
|
|