Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предложение факторов производства

Лекция 6. Рынки факторов производства

Особенности функционирования рынков факторов производства

Спрос и предложение на факторы производства

Рынок труда

Рынок капитала

Особенности функционирования рынков факторов производства.

Процесс производства материальных благ предполагает функционирование совокупности различных факторов: труда, земли, капитала, предпринимательства. Одни из них являются объектами длительного пользования, оказывая производственные услуги в течении многих циклов изготовления товаров: капитал и земля. Другие – включаются в процесс производства при каждом новом цикле – это труд. Данные факторы производства приобретаю на специальных рынках.

Рынки факторов производства – это сфера товарного оборота важнейших ресурсов, это рынки, на которых в результате спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и прочие ресурсы в форме зарплаты, дохода и ренты.

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Поскольку рынки факторов производства являются рынками услуг, то плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом. Так заработная плата - это плата за услуги рабочей силы, процент – плата за услуги капитала, рента – за услуги земли, прибыль (доход) – плата за предпринимательские услуги.

На рынке факторов производства формируется производственный спрос. Продаваемые факторы используются для производительного потребления, т.е. для производства товаров и услуг. Цены регулируют их распределение между фирмами и отраслями производства.

1. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов, поэтому уровень дохода в обществе зависит от уровня развития производства, от его потребностей в ресурсах. Фирмы от продажи товаров получают выручку, за счет которой покупают факторы производства.



2. В каждой рыночной сделке проявляются два вида связей:

3. Вещь – вещь, со стороны покупателя Д - Т - (факторы производства) и со стороны продавца Т - Д, где товар - это готовый продукт.

4. Человек-человек, характеризует отношение между товаропроизводителями, продавцами и покупателями.

Особенностью рынка факторов производства являются то, что состояние этого рынка зависит от состояния потребительского рынка, то есть для него характерен вторичныйхарактер.

Спрос и предложение на факторы производства.

Спрос на ресурсы

Поведение фирмы в условиях рыночной конкуренции подчинено принципу: производите только то, что сумете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести. Только ради удовлетворения спроса на свою продукцию фирма покупает ресурсы. Рынок устанавливает первичность спроса на готовую продукцию. Спрос на факторы производства, зависящий от спроса на продукт, в производстве которого данный фактор используется, называется производным.

Спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого ресурса зависит от уровня цен не только на каждый ресурс, но и на все остальные связанные с ним ресурсы и факторы.

Когда фирма максимализирующая прибыль решает опрос о покупке дополнительной единицы какого-либо фактора производства, она прежде всего учитывает получение прибыли.

Факторы спроса на ресурс:

1. Цена ресурса (чем выше его рыночная цена, тем ниже спрос на него)

2. Цены комплементарных ресурсов

3. Цены ресурсов – заменителей и возможность замещения данного ресурса другими ( зависимость обратная)

4. Применяемые технологии.

Спрос более эластичный на те факторы, которые имеют более низкую цену.

Эластичность спроса по цене на ресурс, где – % изменение количества ресурса, – % изменение цены на ресурс.

Эластичность спроса на ресурсы определяется следующими факторами:

1. Эластичностью спроса на готовую продукцию, произведенную с помощью данного ресурса.

2. Коэффициентом снижения предельного продукта и уменьшения предельной доходности на него.

3. Степенью взаимозаменяемости ресурсов. Высокие цены вызывают снижение спроса и переключение на более дешевые факторы производства.

4. Значимость ресурса, его доля в общих издержках фирмы.

5. Тип рыночной структуры.

Вывод:Спрос на ресурс носит производный характер и зависит от спроса на продукцию, изготовленную с его помощью и применением. Находится в прямой зависимости со спросом на потребительские товары.

Предложение факторов производства

На рынках факторов производства спрос порождает предложение. Обычно предложение факторов производства рассматривается с двух сторон:

а) со стороны общего предложения

б) со стороны распределения ресурсов между отраслями и фирмами, что связано с мобильностью факторов.

Специфика предложения обусловлена редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, особенно таких, как земля, труд, природные ископаемые.

Предложение факторов производства – это то количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

Изменение факторных цен приведет к межотраслевому переливу факторов производства. В результате происходит выравнивание экономического развития различных отраслей. Поэтому, чем выше уровень мобильности факторов производства, тем ниже уровень дифференциации в экономике.

Факторназывается мобильным, если он легко перемещается из одной сферы в другу, под воздействием слабых экономических стимулов, способный быстро ориентироваться в обстановке, находить нужные формы деятельности.

В это случаи предложение услуг данного фактора будет эластично, поскольку привлечет в более доходную отрасль необходимое количество факторов из других отраслей.

В отличие от этого фактор будет немобильным, если даже под воздейсвием смльных экономических стимулов он не перемещается из одной отрасли в другую. Предложение данного фактора будет неэластичным.

Кривая предложения фактора имеет положительный наклон. По мере роста объемов производства издержки обычно растут, поскольку необходимо использовать более редкие и малодоходные природные факторы, вплоть до их полного использования в стране. Фирмы и отрасль должны платить все больше, чтобы приобрести больше ресурсов, поскольку предложение ограничено. Рост предложения многих видов ресурсов может произойти за счет изменения сфер их применения, т.к. для них характерна высокая мобильность.

Цена предложения фактора производства – это минимальная цена, по которой собственник фактора согласен предложить данное его количества в единицу времени.

Такая цена обусловливает получение факторного дохода.

- Повышение рыночной цены на ресурс вызывает увеличение поступления его на рынок.

- Рост предложения многих видов ресурсов может произойти за счет изменения сфер их применения т.к. для них характерна высокая мобильность.

На предложение факторов производства влияет:

- Временной интервал. В краткосрочном периоде постоянный фактор (здания, станки, оборудование и т.д.) как капитал – не мобилен. В длительном периоде наблюдать мобильность. К числу мобильных факторов относится труд. При этом степень мобильности зависит от квалификации, престижность профессии, уровня заработной платы и т.д.

- Различия в ценах на фактор производства. Владельцы фактора будут расширять предложения в отраслях, где выше оплата единицы ресурса, повышается мобильность, что со временем приводит к выравниванию цен, их предложение уменьшается.

- Равновесные различия в ценах ресурсов, которые не вызывают быстрых перемещений из отрасли в отрасль, что не вызывает резких изменений в предложении. Однако равновесные различия цен могут способствовать увеличению предложения более дешевых ресурсов для замещения более дорогих.

На рынках обнаруживается, что предложение каждого конкретного фактора производства имеют различную эластичность. Причиной такого состояния рынка являются закон редкости. Так, предложение земли – не эластично, ископаемые ресурсы, сырье – эластично.

Рынок труда

Рынок труда – особая сфера рыночных отношений в которой осуществляется купля –продажа рабочих сил; Эта система экономических механизмов, ном и институтов устанавливающие связи между: фирмами, предъявляющие спрос на труди и предложением труда со стороны населения; продавцами и покупателя трудовых услуг в форме контакта.

Рынок труда определяет формы найма работников, их занятость и мобильность. Он основан на собственности человека на свою рабочую силу, которая становится товаром на рынке, а затем реализуется в трудовой деятельности. Важной особенностью товара - рабочая сила, является ее производственное назначение. Созданная или новая стоимость образует национальных доходов общества, который является основной для получения доходов всех слоев населения, расширения производства и новых инвестиций в него.

Труд в качестве рыночного фактора включает услуги наемных работников и предпринимателей, в отраслях производства и сфере услуг.

Особенности рынка труда:

- Сам труд и способность труду становится собственностью работника, а покупатель приобретает лишь право на использование труда.

- Цена труда – заработная плата представляет собой жизненный уровень социальный престиж, благополучие рабочего и его семьи.

- Заключение контракта, есть начало сделки продавца и покупателя на определенный срок. Разрыв контракта определяет конец сделки.

- Рабочая сила непосредственно связанна с личностью, которая обладает психологическими, социальными, культурными навыками, определяющими ее интересы, мотивы трудового поведения и степень трудовой активности.

- На рынке труда невозможно в полной мере осуществить принцип «примат потребителя», поскольку самый высокий уровень развития экономики не отменяет предложение на рынке труа слабо защищенных групп населения, таких как инвалиды, домохозяйки, молодежь!

- Полезность услуг труда есть его продуктивность, т.е. способность трансформировать вещества природы так, чтобы можно было увеличить степень удовлетворения потребностей.

- Услуги труда – это не только созидательный процесс но и напряжение, требующее усилий: физических, умственных, психологических, волевых.

- Человек прекращает предлагать услуги рабочей силы, когда предельные издержки равны предельной полезности услуг труда.

- Компенсация за услуги труда представлена не только заработной платой, но и такими дополнительными льготами как медицинское обслуживание, служебный транспорт, питание на работе, оплачиваемый отпуск.

По сравнению с обычными рынком, на рынке труда присутствуют большее число институциональных структуру, представляющие интересы государства, бизнеса, профсоюзов, каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке.

Основные компоненты на рынке труда:

1. Спрос 2. Предложение 3. Цена – в форме заработной платы 4. Конкуренция за рабочие места

Различают два типа рынка труда:

1. Внешний или профессиональный, который предполагает мобильность рабочей силы между фирмами, организациями, регионами.

2. Внутренний – движение рабоче силы внутри фирмы, либо по горизонтам ( новые рабочие места), либо по вертикали (на более высокие должности).

Субъектырынка труда являются:

1. Контрагенты трудовых отношений – работники и работодатели

2. Посредниками между ними – биржа.

3. Представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений занятости (министерство труда и заработной платы, службы занятости и т.д.).

4. Общественные организации: профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т.д.

И так, на рынке труда реализуется не сам труд, а услугитруда. Купля – продажа услуг труда формируется в виде найма работников на конкретных условиях, к которым относятся продолжительность рабочего дня, размер заработной платы, должностные обязанности и др.

Спрос на рынке труда

Спрос на услуги труда формирует работодатель, исходя из предельной производительности труда работника и сложившейся на рынке цены услуг труда. Субъектом на рынке являются бизнес и государство. Фирма(бизнес), желающая нанять работников, представляет спрос на услуги труда до того момента, пока выручка от использования предельного(последнего) работника сравнивается с издержками на услуги его использование, или другими словами, пока зарплата предельного работника будет равна выручке получаемой от использования его услуги.

Если предположить что рабочая сила является товаром, то логически рассуждая, надо признать, что собственник этого товара должен иметь его до сделки на рынке. Надо иметь ввиду практическую сторону дела, она состоит в том, что фирма или государство оплачивает труд вовсе не на рынке – до начала работы, а после того как работник потрудился какое-то время: неделю, месяц, а с самого начала работы он трудится бесплатно, предоставляя предпринимателю услуги рабочей силы. Иначе говоря, заработная плата представляет собой сумму денег, выполняющих функции средства платежа.

Появляются сомнения в том, что работник сполна получает деньги за свой товар – рабочую силу. Если предприниматель оплачивает человеку все затраченного труда по полной стоимости, то как же он сможет извлечь для себя какую-то выгоду.

Необходимо разграничить труд и рабочую силу.

Рабочая сила – это способность человека к труду это такая совокупность физических и духовных сил, которым располагает работники которые используются в производстве благ и услуг.

Труд – процесс использования рабочей силу и труда позволяет понять сущностьсделки найма на работу. Формально в этом правовом акте речь идет о том, что человек как бы продает свой труд и получает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отдаёт предпринимателю право временно использовать его рабочую силу. В свою очередь работодатель оплачивает отнюдь не весь его труд, а только услуги рабочей силы

На рынке труда ценой услуг труда нанимаемого работника является его зарплата (W). Таким образом, ставку заработной платы при найме каждого работника следует рассматривать как предельныпе издержки фирмы на рынке труда, т.е. MRPL=W.

Величина спроса на труд определяется:

1.спросом на продукцию, произведённую с его применением

2. техническим прогрессом, при котором растет спрос на более квалифицированный труд.

Разграничение труда и рабочей силы позволило как факт делить рабочий день на две части:

- Дополнительное время

- Основное время

Основное рабочее время определяет уровень заработной платы равной цене услуг рабочей силы.

Дополнительное рабочее время определяет уровень прибыли.

Прожиточный минимум – это доход, обеспечивающий общественно нормальный уровень потребления и воспроизводства рабочей силы и позволяющей обеспечить, принятый в стране уровень потребления; удовлетворить исторически сложившийся культурной потребности; приобрести общепринятые товары краткосрочного и длительного пользования; иметь жильё, получить образование и квалификацию, вырастить детей.

Доход ниже прожиточного минимума, но выше минимального потребительского бюджета, обеспечивает проживание за чертой бедности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.