Локально-историческая
| На Руси не было татаро-монгольского ига. 1) Был союз русских княжеств с Золотой Ордой против католического Запада. 2) Русь являлась составной частью государства Золотая Орда. Ранее на территории Восточной Европы подобными образованиями были объединения готов и гуннов, а
в Северной Азии – Тюркский каганат
|
Московское царство (XIV–XVII вв.)
|
Причины возвышения Москвы
|
Религиозная
| Союз московских князей с митрополичьей кафедрой. В 1326 г. митрополит Феогност переехал из Владимира в Москву
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Назначение Ивана Калиты генеральным откупщиком по сбору дани со всей Руси. При ослаблении центральной власти в Орде насильственный захват Москвой соседних территорий
|
Материалистическое направление
| Выгодное экономико-географическое положение, политически талантливые князья
|
Технологическое направление
| Заимствование Москвой государственных традиций могущественных восточных империй
|
Локально-историческая
| «Пассионарный потенциал Москвы возобладал над богатством Новгорода, силой Твери, династическими претензиями Суздаля...» (Л. Н. Гумилев). Тверь ориентировалась на Литву, а Москва заключила прочный союз с татарами
|
Российское государство как преемник Киевской Руси
|
Религиозная
| Российское государство – преемник Киевской Руси
|
Всемирно-историческая
| Российское государство – преемник Киевской Руси
|
Локально-историческая
| Российское государство по организации власти – преемник Золотой Орды
|
Куликовская битва (1380)
|
Религиозная
| Куликовская битва была направлена на защиту православия. «Пойди против безбожных людей и с Божией помощью победим» (С. Радонежский)
|
Всемирно-историческая
| Исходит из европоцентристских позиций. «Куликовская победа... была знаком торжества Европы над Азией» (С. М. Соловьев). Был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны, который ускорил распад Золотой Орды
|
Локально-историческая
| Исходит из евразийских позиций. Русские бились не против Золотой Орды, а против Мамаевой Орды. Мамай, отчужденный от монгольского общества, выполнял волю генуэзцев. Русские сражались против «…всемирной силы, в которой соединились католический Запад и часть азиатского воинства». Русь не ставила целью выход из Золотой Орды посредством войны. Выход состоялся только после распада Золотой Орды (Л. Н. Гумилев)
|
Опричнина Ивана IV Грозного
|
Религиозная
| Царь – помазанник божий. Иван IV – грозный, но справедливый в отношении всего народа государь
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| 1) Опричнина – бессмысленные репрессии безумного царя
2) Опричнина – система мер, направленных на укрепление государства и борьбу с боярами
3) Опричнина – геноцид против своего народа с целью установления личной диктатуры Ивана IV
|
Материалистическое направление
| Опричнина – метод форсированной централизации государства, установления самодержавия, «дворянская революция», направленная против бояр
|
Технологическое направление
| Перенимание Иваном IV государственных традиций Османской империи
|
Причины Смуты в начале XVII в.
|
Религиозная
| Смута – это одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, дающий народу возможность явить свою силу. Очищение души народа через страдания
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Сложнейшее переплетение разнообразных противоречий (межсословных, внутрисословных, религиозных, национальных, межгосударственных). Либерально-реформаторская политика Б. Годунова и Лжедмитрия I. Ведущая роль личностей в событиях
|
Материалистическое направление
| Отвергается термин «Смута» и вводится понятие Крестьянской войны под руководством И. И. Болотникова и иностранной военной интервенции. Подчеркивается роль фактора классовой борьбы
|
Локально-историческая
| Акматическая фаза российского суперэтноса, характеризующаяся гражданскими войнами (Л. Н. Гумилев)
|
Церковно-обрядовая реформа патриарха Никона
|
Религиозная:
|
|
Православная (официальная) теория
| Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию
|
Старообрядческая теория
| Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.)
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Стремление патриарха Никона поставить церковную власть над светской властью и тем самым приблизить православную церковь к западному образцу
|
Материалистическое направление
| Недовольство официальной церковью со стороны народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние
|
Локально-историческая
| Акматическая фаза этногенеза (Л. Н. Гумилев). Стране предстоял троякий выбор: изоляция (путь Аввакума), создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона), вхождение в «концерн» европейских держав (выбор Петра I)
|
Российская империя (XVIII–XIX вв.)
|
Деятельность Петра I
|
Религиозная
| Официальная церковь относится к преобразованиям Петра I лояльно, старообрядцы – отрицательно, считая Петра I антихристом
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Реформы 1-й четверти XVIII в. продвинули Россию по пути прогресса. Но Петр I создал военно-полицейское государство с монополизированной крепостнической экономикой, подавляющей свободу личности
|
Материалистическое направление
| В результате Петровских реформ Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, но преобразования были проведены за счет усиления эксплуатации народа
|
Технологическое направление
| Преобразования Петра I сводились к модернизации России по шведско-голландскому образцу, однако она поначалу не затронула устоев российского абсолютизма
|
Локально-историческая
| Петр I свернул Россию с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия
|
Оценки Российской империи
|
Всемирно-историческая:
| Россия рассматривается по аналогии с западными колониальными империями. Считается, что европейская часть России, населенная великороссами, – это метрополия, а остальная территория – близкорасположенные колонии
|
Либеральное направление
| Российская империя была устроена иначе, чем западные империи. Она являлась унитарным государством. Территория России представляла собой единое экономическое пространство. На этой территории действовали единые законы Российской империи. По всей России существовало единое административное деление и устройство. Включение новых территорий в унитарную систему России происходило с учетом национальных особенностей. Мощное деспотическое государство, опираясь на русскоязычные анклавы, стягивало пестрый конгломерат территорий в единое целое
|
Материалистическое направление
| Оценка включения в состав империи отдельных народов в 20–80‑е гг. XIX в. претерпела определенную эволюцию: а) Россия – «тюрьма народов»; б) присоединение народов – «наименьшее зло» для них; в) прогрессивный характер включения в состав России ряда нерусских народов
|
Технологическое направление
| Статус империи диктовал характер модернизационных мероприятий, которые проводились в России. Они подчинялись в первую очередь задачам военно-политической экспансии империи, обороны от внешних врагов и поддержания статуса великой державы
|
Локально-историческая
| В эпоху, начавшуюся вместе с имперским периодом острой европеизации России, русское национальное сознание подверглось коренному извращению. Религиозно-культурную и национальную идею Москвы как наследницы Византийского царства сменила европейско-позитивно-политическая идея империи. Отныне культурная задача формулировалась на основе имперского подхода – как рост государственной территории и государственной машины
|
Причины установления крепостного права в России
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Государство в общенациональных интересах закрепостило все сословия, прикрепив крестьян к земле, горожан – к посадам, дворян – к службе, которую они должны были выполнять в качестве обязательной воинской повинности. Впоследствии государство же раскрепощает сословия
|
Материалистическое направление
| Основой феодальной общественно-экономической формации является крепостное право. Развитие крепостничества связано с распространением барщинного хозяйства и увеличением отработочной ренты. Отмечается связь барщинного хозяйства с ростом внутреннего рынка, побуждавшим помещиков производить хлеб как товар и увеличивать в этих целях барскую запашку. Крестьяне в России были прикреплены к земле (закрепощены) в несколько этапов: 1) 1497 г. – установление Юрьева дня; 2) 1589 г. – введение урочных лет; 3) 1649 г. – принятие Соборного уложения. На третьем этапе крестьяне законодательно были прикреплены к земле
|
Технологическое направление
| Зарождение крепостного права связано с перениманием русскими царями османского порядка государственной приписки крестьян к месту жительства (с целью упрощения сбора налогов)
|
Локально-историческая
| Активная внутренняя политика и необходимость укрепления границ явились причинами введения в конце XVI в. крепостного права
|
Причины дворцовых переворотов (1725–1762)
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Указ Петра I о престолонаследии породил неопределенность в вопросе престолонаследия. При слабых преемниках Петра I власть находилась у различных группировок, борющихся между собой за влияние на монарха
|
Материалистическое направление
| Методологическая основа – высказывание В. И. Ленина: «Перевороты были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой». Дворцовые перевороты – проявление борьбы группировок внутри класса дворян с целью личного обогащения
|
Технологическое направление
| Продолжение процесса модернизации по западноевропейскому образцу. Модернизация затрагивает основные социально-политические институты, к концу XVIII в. отменяется обязанность дворянской службы, делаются первые попытки ограничения крепостного права
|
Политика просвещенного абсолютизма
|
Религиозная
| Происходит отступление русского народа от веры под влиянием протестантизма, которое началось с противоцерковных реформ Петра I. В высшем обществе начался уход в спиритизм, мистицизм, масонство
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| XVIII в. прошел в Европе под влиянием гуманистических идей Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Монархи Франции, Пруссии, России и других стран пытались осуществить либеральные преобразования сверху, используя силу абсолютистского правления
|
Материалистическое направление
| Начало кризиса феодально-крепостнической системы заставило самодержавие лавировать, проводить политику приспособления правящего класса к нуждам и запросам растущего класса буржуазии. Период правления Екатерины II делится на два этапа: 1) политика просвещенного абсолютизма (1767–1775); 2) открытая дворянская реакция (1775–1796)
|
Личность и царствование Петра III
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление (до 1917 г.)[854]
| Существо слабое физически и духовно. Петр III не был готов царствовать на русском троне, его свержение закономерно. «Случайный гость русского престола, он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появлялся» (В. О. Ключевский)
|
Либеральное направление (современный этап)
| Петр III – творец курса на защиту личных прав дворянства. Его политические взгляды являлись достаточно либеральными, отражали пробуржуазные тенденции. Его политика может рассматриваться в контексте просвещенного абсолютизма
|
Материалистическое направление
| Взбалмошный, жестокий государь, совершенно чуждый России и открыто выражавший свое пренебрежение ко всему русскому. Не пользовался популярностью в кругах русского дворянства. Прогрессивные мероприятия его царствования обусловлены духом времени, а не личным вкладом императора
|
Личность и царствование Павла I
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление (до 1917 г.)
| Эпоха Павла была временем «произвольных прихотей и насилия» (Н. К. Шильдер) и «самой бюрократической эпохой» (В. О. Ключевский)
|
Либеральное направление (современный этап)
| За внешними сумбурными и противоречивыми действиями императора прослеживается связная, цельная идеология и система, которую можно рассматривать как «непросвещенный» абсолютизм. Павел обнаруживает склонность видеть решение стоящих перед страной проблем в ужесточении бюрократической регламентации и усилении личного влияния монарха на работу государственного аппарата, в уравнении всех сословий перед престолом. Целью Павла становится максимальная централизация, предельное усиление императорской власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого»
|
Материалистическое направление
| Павел I – крайне противоречивая фигура на русском престоле: человек неуравновешенный, с непредсказуемым поведением, неожиданными, сбивающими с толку переменами настроения и пристрастиями, слабовольный, неврастеничный, сторонник авторитарных методов управления
|
Восстание декабристов (1825)
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Восстание имело отрицательные или даже роковые последствия для либерального развития России. Во-первых, оно произвело потрясающее впечатление на молодого Николая I – это был шок, от которого он никогда полностью не оправился. Это впечатление определило антилиберальный характер всего долгого царствования Николая I именно потому, что с формальной точки зрения восстание вспыхнуло под лозунгами либерализма. Во-вторых, восстание содействовало укреплению не либеральной, а революционной традиции в России, поскольку оно было насильственной революционной акцией. Восстание декабристов явилось изначальным пунктом революционного движения, разрастание которого в России в течение XIX в. неизменно вызывало в российских «верхах» дух реакции и тем самым противодействовало либеральному развитию страны
|
Материалистическое направление
| Движение декабристов вызвано разложением крепостного хозяйства. Это первый (дворянский) этап русской революционной борьбы. Декабристы впервые в революционном движении выдвинули разработанную передовую политическую программу. Они боролись за крушение феодализма и за утверждение нового – в то время прогрессивного – капиталистического строя. Восстание имело положительное значение
|
Политическое развитие России в первой половине XIX в.
|
Религиозная
| В эпоху Александра I на смену идеям протестантизма приходят идеалистическая немецкая философия и романтизм. Иноземные влияния продолжали оказывать губительное воздействие на духовную жизнь общества, провоцируя рост бездуховности, склонность к отвлеченному морализму, поиску религиозной жизни вне церкви
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Царствование Александра I характеризуется продолжением развития либеральных идей и преобразований, начатых в XVIII в. В годы царствования Николая I, несмотря на проявления антилиберальных тенденций, в целом либеральный вектор развития России сохранялся. Развитие страны в первой половине XIX в. привело к либеральным реформам Александра II
|
Материалистическое направление
| В условиях нарастания кризиса феодально-крепостнической системы Александр I на словах придерживался либеральных идей, однако в политике государства все оставалось неизменным. Часть класса феодалов (дворяне), видя, что политика государства заходит в тупик, требовала кардинального изменения политического строя. Протест вылился в восстание декабристов (1825). Николай I, вступив в 1825 г. на престол, жесткими методами стал проводить политику подавления инакомыслия. Была усилена полицейская направленность государства, власть чиновников. Политика Александра I и Николая I вела к революционному взрыву в стране
|
Локально-историческая
| Первая половина XIX в. соответствует фазе надлома, которая характеризуется резким снижением пассионарности, нарастанием внутренних конфликтов (Л. Н. Гумилев)
|
Отмена крепостного права и последующие реформы Александра II
|
Религиозная
| Отмену крепостного права и последующие реформы официальная церковь приветствовала, а сторонники теории «православие, самодержавие, народность» считали «преступной ошибкой»
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Поражение России в Крымской войне развеяло миф о военном могуществе империи, вызвало раздражение в обществе и дестабилизировало страну. А вот само крепостничество достигло высшей точки экономической эффективности. Цена преобразований велика, так как народ не был готов к резким социально-экономическим изменениям. Уроки: не надо форсировать социально-экономическое развитие страны
|
Материалистическое направление
| Отмена крепостного права и последующие реформы экономически созрели и ознаменовали переход от феодализма к капитализму. В отличие от Запада в России этот переход запоздал
|
Технологическое направление
| Отмена крепостного права и последующие реформы вызвали переход России от традиционного к индустриальному обществу. Это был первый автократически-буржуазный период отечественной модернизации (1861–1917)
|
Локально-историческая
| Отмену крепостного права приветствует, но направленность реформ на развитие предпринимательства считает ошибочной. Народники считали возможным некапиталистический путь развития России через крестьянскую общину
|
Россия в начале XX в.
|
Религиозная
| Падение роли православной церкви в общественной жизни России в результате формализации отношения к ней государственной власти, «обмирщение» культуры, политизация общественного сознания, появление большого количества политических партий вели к расколу цельного мироощущения у русских людей
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Политический строй – думская монархия с тенденцией перехода к парламентской республике. Сложилась многопартийная система. Либеральные реформы П. А. Столыпина обеспечили выход страны на лидирующее место в мире. В экономике наблюдался подъем, особенно быстро развивалась тяжелая промышленность – основа технического прогресса. Опережающими темпами шел рост банков, акционерных компаний, кредитной кооперации в деревне. П. А. Столыпин говорил о перспективах развития страны: « Дайте государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»
|
Материалистическое направление
| Политический строй – самодержавие. Россия – тюрьма народов. Сплошная безграмотность населения (до 80%). Среди стран Европы в России самый высокий уровень эксплуатации трудящихся. В экономике аграрный сектор составляет 80%. Доля России в мировом промышленном производстве – 4% (США – 34%) и имеет тенденцию к снижению. Председатель Совета министров В. Н. Коковцов публично отказался от лозунга С. Ю. Витте – догнать Западную Европу по уровню экономического развития. В стране обострились до предела все проблемы: политические, экономические, социальные, национальные и др. Россия находилась накануне революции
|
Технологическое направление
| Этот период характеризовался масштабной модернизацией России по западноевропейскому образцу. Процессы модернизации происходили на различных уровнях. С одной стороны, продолжался интенсивный процесс перенимания западных научных и технических достижений; в организационном плане этот процесс был связан, в частности, с проникновением в Россию западных капиталов и созданием филиалов западных компаний. Политическое влияние Запада привело к организации политических партий либерального толка, в частности партии кадетов. В 1905–1907 гг. идеи модернизации нашли прямое выражение в копировании западных политических институтов (Государственная дума) и конституционных принципов (свободные выборы, свобода слова, печати, собраний и т. д.). Кроме того, идейное влияние Запада привело к появлению в России рабочих партий анархистского и марксистского направлений
|
Земельная реформа П. А. Столыпина
|
Религиозная
| Реформа имела положительное значение. Она повысила степень экономической и духовной свободы русского крестьянства
|
Всемирно-историческая:
|
|
Либеральное направление
| Реформа имела положительное значение. Она явилась продолжением реформ 60-х гг. XIX в. и ускорила продвижение страны по пути цивилизационного развития. В результате проведения реформы право личности на собственность было сохранено, так как земли помещиков не конфисковывались. Правительство, оказав крестьянам помощь в выходе из общины после того, как они купили (выкупили) землю, и закрепив ее в частную собственность, способствовало появлению огромного количества предпринимателей. Массовая частная собственность на землю благоприятствовала созданию материальных условий для реализации личности. Ускорилось развитие сельского хозяйства, промышленности. Если бы реформа П. А. Столыпина не была насильственно прервана большевиками, Россию ждало бы прекрасное будущее
|
Материалистическое направление
| Реформа имела отрицательное значение: 1) В стране не был решен земельный вопрос. Земля находилась во владении помещиков. Крестьяне оставались безземельными. 2) Выход из общины разделял интересы крестьян, дифференцировал их имущественно на бедных и богатых, ослаблял их общую (ранее единую) борьбу за конфискацию помещичьих земель. 3) Реформа была экономически бесперспективна (так как мелкий крестьянин из нужды не выбьется), будущее страны – за крупными коллективными хозяйствами типа общины. Отсюда предложение конфисковать помещичьи земли и передать их в пользу общины. 4) Реформа проводилась насильственными мерами, а протест крестьян жестоко подавлялся правительством. 5) Земельная реформа провалилась, и Россию неминуемо ждал революционный взрыв
|
| | |