Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ФИЛОСОФИЯ

ПРОГРАММА

нормативной учебной дисциплины

подготовки бакалавра

всех отраслей знания, направлений подготовки

и специальностей

очной и заочной форм обучения

Донецк

Год


РАЗРАБОТАНО И ВНЕСЕНО:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ:

доцент кафедры «Философия», к.филос.н. Пашков В. И.

 

 

Обсуждено и рекомендовано к изданию кафедрой философии ДонНТУ

« ____ » « _____________ » 20___ года, протокол № ___


Лист согласования

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО



Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии

(Направление подготовки ____________________________________________

специальность _____________________________________________________)

«_____» «______________» 20___ г. № ___

 


ВВЕДЕНИЕ

Программа изучения нормативной учебной дисциплины «Философия» составлена соответственно с образовательно-профессиональной программой подготовки бакалавра.

 

Значение учебной дисциплины:

Природа философского знания такова, что его постижение пробуждает сознание человека, его душу учить мыслить, рассуждать над глубинными ценностями и жизненными проблемами. Философия формирует способность обнаруживать жизненные и познавательные противоречия и, используя полученные знания, эвристичность философской интуиции и методологический ресурс философских категорий, творчески и самостоятельно их разрешать. Гуманистический потенциал философского знания способствует кристаллизации важных качеств культуры личности, ориентирует ее на истину, добро и красоту, защищает от некритического характера обыденного сознания. Философия как общий язык людей в условиях технического учебного заведения предоставляет возможность ориентироваться на общечеловеческие ценности жизни, которые устраняют «барьеры коммуникации», порожденные узостью специализации.

 

Основные методические установки изучения учебной дисциплины:

– охват основных тем учебной дисциплины, обязательных для аудиторных занятий;

– приоритет в выделении тем в объеме, отвечающем специфике предпринимательской деятельности;

– логичность, содержательность и доступность формулировок основных положений, необходимых для раскрытия тем учебной дисциплины;

– соотнесенность теоретических положений с жизненными реалиями, их конкретизация относительно определенной сферы практической деятельности;

– ориентация на проблемный характер положений программы, которые будут побуждать к активно-творческому их усвоению;

– учет многообразия существующих подходов к рассматриваемым проблемам, которые сориентирует студентов на дискуссионный и в то же время толерантный характер занятий;

– наличие источниковедческой базы, которая обеспечит многообразие подходов в изучении тем учебной дисциплины.

 

Предметом изучения учебной дисциплины «Философия» является отношение «человек – мир», который рассматривается с точки зрения природы и сущности мира, его устройства и состояния, природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей его познания и преобразования.

 

Междисциплинарные связки заключаются в том, что философия относительно наук намечает их предметные отрасли и создает связанный с этим процессом инструментарий мышления, а сама, основываясь на более высоком уровне развития научного познания, схватывая целостность существования, раскрывает глубинный смысл, который может быть присущ всему целому.

 

Программа учебной дисциплины состоит из двух содержательных модулей:

– содержательный модуль № 1;

– содержательный модуль № 2.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

1.1. Целью преподавания учебной дисциплины «Философия» является формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предвидеть ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и выработать определенную позицию, идущую из внутренних побуждений; стремился к основанным на моральных устоях объективно-верным решениям возникающих в жизни проблем.

 

1.2. Задачами изучения дисциплины являются:

– представить и объяснить разделы философии, предмет ею изучаемый, содержание и функции, а также ее место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;

– раскрыть специфику философского знания и дать понять не только его альтернативность, но и неоднозначность исторического процесса, который ставит каждого человека и человечество в целом перед выбором и ответственностью за его осуществление;

– внедрить диалоговые формы обучения, сориентированные на значимую для личности педагогику партнерства, что приведет к пониманию философии как общему языку людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации;

– привить студентам умения по овладению философскими знаниями и научить их логично и научно обоснованно излагать эти знания;

– подвести студентов к пониманию необходимости усвоения философского знания как условия их собственного развития.

 

1.3. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины, в результате соблюдения которых студент должен:

 

Знать: содержание историко-философского процесса, его основные учения и школы, течения и направления, проблемы, которые ими решались, их историческую обусловленность и преемственность, а также основные проблемы и принципы современной философии: о мире и самом человеке в его существовании, об источниках и общих закономерностях движения и развития предметов, явлений и процессов мира, о ценностях этого мира, о познавательном – сквозь призму практически-деятельного – отношении человека к миру и самому себе, о сущности, формах и законах движения познания и мышления, о действиях и методах правильной, рациональной и эффективной деятельности человека.

 

Уметь: содержательно и логично, научно и с гуманистических позиций обосновывать личное мнение в отношении решения теоретических и практических вопросов, учитывать разнообразие существующих подходов к ним, не колебаться в случае необходимости объяснения теоретических положений, соотносить их с жизненными реалиями, определять их роль в жизни общества и отдельного человека и применять относительно сферы своей деятельности.

 

На изучение учебной дисциплины отводится 108 часы / 3 кредита ECTS.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Содержательный модуль № 1:

Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе

Понятие и структура мировоззрения: мироощущение, миропонимание, мироволение, их мировоззренческий статус. Структурные блоки мировоззрения: чувственно-аффективный, информационно-теоретический, аксиологический, праксеологический.

Исторические типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философский, научный, их социально-культурная обусловленность, основные черты и определения. Философия как теоретическая основа мировоззрения.

Специфика философского знания. Предмет, структура и основные проблемы философии.

Основные функции и социальная роль философии.

 

Тема 2. Философия бытия

Понятие бытия: экзистенциальные истоки и философский смысл. Становление проблемы бытия в истории философии.

Основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов и состояний, бытие человека, бытие духовного, бытие социального и т.п., их единство и специфика.

Проблема субстанции. Понятие субстанции и разнообразные позиции в трактовке субстанции в истории философии. Материя: определение, историко-философские и современные научные представления о ней и ее атрибутивные характеристики: движение, пространство, время. Дух как проблема в истории философии. Материя и дух: предел противоположностей.

Проблема единства мира и основные варианты (модели) ее решения.

Тема 3. Философия развития

Понятие диалектики и ее исторические формы. Виды диалектики: объективная и субъективная диалектика. Диалектика как система принципов, законов и категорий. Становление идеи развития в истории философии и науки. Понятие отношения и связи. Развитие и движение. Развитие как принцип диалектики. Законы диалектики: закон взаимоперехода количества и качества, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Категории диалектики. Альтернативы диалектики: метафизика и «негативная диалектика», эклектика и софистика, релятивизм и догматизм. Диалектика как метод познания и практического действия.

 

Тема 4. Философия общества

Общество как проблема философии. Основные концепции общественной жизни: идеалистическая, натуралистическая, материалистическая и их основные проявления.

Общество как подсистема объективной реальности. Природа и общество, их единство и различие. Основные исторические этапы и типы взаимодействия природы и общества.

Общественные отношения: понятие, виды и их структура. Общество как система отношений.

Понятие общественного производства. Материальное и духовное производство. Способ производства, его структура и роль в обществе.

Исторический процесс как проблема исследования. Понятие общественно-экономической формации. Формационный подход к анализу исторического процесса. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

 

 

Содержательный модуль № 2:

Тема 5. Философия сознания

Сознание как проблема философии, основные подходы к ее решению. Генезис сознания: природные предпосылки сознания и его социальная сущность и общественно-исторические основы возникновения. Проблема структуры сознания и его свойства.

Понятие общественного сознания. Общественное бытие и общественное сознание. Закономерности развития общественного сознания. Структура общественного сознания: уровни, сферы, формы. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

 

Тема 6. Философия познания

Познание как философская проблема. Познаваемость мира: основные подходы: скептицизм, агностицизм, гностицизм.

Субъект и объект познания. Познание как результат взаимодействия субъекта и объекта.

Диалектика процесса познания: единство чувственного, рационального и интуитивного. Основные концепции теории познания: эмпиризм, рационализм, иррационализм. Практика и ее роль в познании.

Учение об истине. Понятие истины и ее основные характеристики. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины в истории философии. Практика как критерий истины.

Наука: понятие, генезис, характерные признаки и динамика развития. Критерии научного познания.

Уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Формы научного познания: факт, идея, проблема, гипотеза, концепция, теория, закон. Методы научного познания: эмпирические: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент; теоретические: абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматизация; методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях: обобщение и спецификация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и т.п.

 

Тема 7. Философия человека

Специфика философского понимания человека. Проблема сущности человека в истории философии.

Единство природного, социального и духовного в человеке. Проблема антропосоциогенеза: многообразие концепций и современное состояние.

Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и общество: проблема взаимоотношений. Свобода и ответственность личности.

Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества: истоки, подходы и их проявления.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.