К история создания скрипичного концерта
Концерт для скрипки с оркестром
Б.Дварионаса: вопросы исполнительства
Дипломный реферат по предмету
«Музыкальное исполнительство и педагогика»
Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Э.М.Прейсман
Красноярск
Содержание
Введение.………………………………………………………………………………………………………3
1 .Основные вехи творчества Б.Дварионаса………………………………………………..4
2.К истории создания скрипичного концерта…………………………………………….5
3.Некоторые вопросы исполнительства………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………………………………….14
Литература…………………………………………………………………………………………………..15
Введение
Концерт для скрипки с оркестром си минор Балиса Дварионаса весьма популрярен.Его исполняет большой ряд отечественных и зарубежных артистов.Концерт входил и в репертуар Д.Ойстраха.Есть ряд аудиозаписей этого произведения,где оно звучит в исполнении А.Левонтаса,В.Глузмана и других скрипачей.Концерт включен в программы международных и Всероссийских конкурсов,в учебные программы средних специальных и высших музыкальных учебных заведений.
Творчеству Дварионаса посвящен ряд научных работ.Среди них брошюра выдающего литовского музыковеда Ю.Гаудримаса,небольшой очерк Е.Светланова в сборнике статей,рецензий и очерков «Музыка сегодня».Жизнь и творчество композитора отражены в книге « Балис Дварионас Статьи , письма , воспоминания современников »под редакцией Ю.Гаудримаса.О Дварионасе имеются статьи Гаудримаса в Музыкальной энциклопедии,в Большой Советской Энциклопедии,в Музыкальном энциклопедическом словаре.Во всех этих работах упоминается скрипичный концерт Дварионаса.В книге « Балис Дварионас. Статьи,письма,воспоминания современников» и в брошюре о нем Ю.Гаудримаса это произведение кратко рассматривается с точки зрения формы,тематизма.В 1952г.вышла брошюра Ю.Корева о скрипичном концерте Дварионаса,где произведение кратко рассматривается на фоне музыкальной культуры Литвы в советский период в серии «В помощь слушателю музыки» , где анализируется
лексика и форма этого сочинения.
Однако в обозначенной литературе не освещены вопросы исполнительской трактовки концерта. Цель данного реферата – осмыслить основные вопросы исполнительской интерпретации скрипичного концерта Б.Дварионаса.
Основные вехи творчества Б.Дварионаса
Балис Дварионас,выдающийся литовский композитор,дирижер,пианист и педагог, родился 19июня 1904г. в Либаве.С шести лет учился играть на фортепиано и на скрипке.В Лейпцигской консерватории занимался в классе фортепиано Р.Тейхмюллера,одновременно изучал теорию композиции у С.Креля и З.Карг-Элерта. После окончании консерватории Дварионас совершенствовал свое мастерство в Берлине у выдающегося пианиста Эгона Петри .
Б.Дварионас преподавал фортепиано в Каунасском государственном музыкальном училище, впоследствии - консерватории[1,с.4-5].
В 1934г. Дварионас был приглашен на должность дирижера студенческого оркестра Каунасской консерватории.Поработав в новом качестве и обретя опыт,Балис направился в Лейпцигскую консерваторию,где с отличием сдал экзамен по дирижированию у профессора Г.Абендрота.По прошествии времени Дварионаса назначили главным дирижером симфонического оркестра государственной филармонии Литвы[1,с.10-11].В 1947 году ему было присвоено звание профессора[1,с.4-5].
Композиторское творчество Дварионаса охватывает почти все музыкальные жанры.Среди его сочинений – опера «Дали» ,балет «Сватовство»,симфонические произведения,скрипичный,валторновый и два фортопианных концерта, камерно- инструментальные сочинения,хоровая музыка,песни,музыка к спектаклям и кинофильмам [1,с.13].Совместно с композитором И. Швядасом Б.Дварионас создал Государственный гимн Литовской ССР на слова поэта А.Венцлова [1,с.20].
В стремлении отразить в музыке особенности народного мелоса примером для Дварионаса были монгие композиторы,но приоритетные - Григ и Хачатурян. «В свое время я был просто влюблен в Грига – писал Дварионас – за народность,лиричность,искренность и чистоту его музыки».А о Хачатуряне говорил: «…Его уменье с исключительным мастерством и эмоциональностью раскрыть в своем творчестве сокровища армянского народного искусства побудило и меня содействовать воспроизведению в профессиональной музыке сокровищ литовского народного искусства…»[1,с.9-10].
Широкая известность пришла к композитору после создания им скрипичного концерта,удостоенного Государственной премии СССР первой степени (1949)[2,с.123].В 1954 г. Б.Дварионас удостоен звания народного артиста СССР.
К история создания скрипичного концерта
Дварионас рассказывает , что желание написать концерт для скрипки с оркестром у него возникло,когда слушал в филармонии скрипичный концерт Ю.Каросаса –первое произведение этого жанра в литовской музыке.Это роисходило в 1947году.Вскоре представитель Управления по делам искусств предложил Дварионасу заключить договор о новом произведении.Балис сказал,что намерен написать Концерт для скрипки с оркестром.Договорились о сроках,в качестве аванса композитору была вручена часть гонорара. «Время шло,напоминая мне о данном обещении, - писал Дварионас , - а за работу я все не брался,не складывалась какая-бы то ни было более отчетливая,более конкретная мысль или хотя бы замысел более общего характера.Уехал я в Палангу - и тут то же.Но вот однажды прогуливаюсь по побережью моря.Дует сильный ветер,в море шторм,набегают большие темные волны,в желтых дюнах ни души…Тогда у меня совершенно явственно и прозвучало вступление Концерта,главная тема с оркестровыми голосами,сольная партия,только побочная тема трепетала где-то,как далекое воспоминание.Знаю,что для нее очень хорошо подошла бы грустная народная песенка,которую я когда-то слышал,только никак не могу ее вспомнить.И представьте себе –вижу,идет мне навстречу Беатриче Гринцявичюте;ведь это она мне ее пела!Подбегаю,спрашиваю,не помнит ли она.Как же не помнить- «Осенним утречком», и тут же спела.Я записываю нотами на песке,поглядываю,повторяю,чтобы не забыть,и сразу же спешу домой.В тот день я написал всю экспозицию первой части,а за два месяца- и Концерт целиком.» [3,с.202].
Первым исполнителем концерта был заслуженный артист Литовской ССР А.Ливонтас,он же является редактором скрипичной партии. В клавирном изложении концерта партию фортепиано редактировал В.Бунин.Концерт исполнялся не только в Советском Союзе,но и за рубежом -- в Чехословакии,где его впервые сыграл Д.Ойстрах,в Польше Румынии,ГДР[1,с.20].
3. Некоторые вопросы исполнительства
Скрипичный концерт Б.Дварионаса являет собой трехчастный цикл.
Первая часть написана в сонатной форме,вторая - в трехчастной , финал – в форме рондо-сонаты.
Концерт открывается развернутым вступлением,где после «высказывания» оркестра следует несколько в духе речетатива монолог солирующей скрипки.Краткий связующий эпизод (Quasi andante),в котором мелодия словно растворяется в ppp, подводит к стремительному Allegro. Главная партия – энергичная танцевальная тема.Сначала она проходит у скрипки на струне «соль» ,в следующем проведении - в более высоком регистре и в третий раз тема проходит в оркестре полнозвучно и величественно.Связующая партия – проникновенно-лирическая мелодия,которая широко развивается и в момент мощной эмоциональной кульминации «уходит» в фа мажоре [4,с.12-13]. Побочная партия – это подлинная народная песня «Ранним утречком» в мажорном ладу с переменным метром в медленном движении.Первое проведение темы поручено струнной группе оркестра,при вторичном проведении в оркестре ее сопровождает легкий,узорчатый рисунок в партии солирующей скрипки [4,с.15].В основе разработки тематизм вступления и экспозиции.Скрипичная каденция – она находится между репризой и кодой - построена на мотивах главной и побочной тем.Краткая, энергичная и эффектная кода заключает первую часть концерта[1,с.18-19].
Во второй части Дварионас использовал им самим когда-то записанную в Алитусе старинную мелодию «Пива,пива дай нам Бог больше».Эта мелодия, варьируясь в первом разделе в конце части, звучит в подлинном виде.Средний раздел части носит танцевальный характер с указанием «in modo rustico»( в деревенской манере).В основе темы среднего раздела лежат интонации литовских «сутартинес» - старой формы полифонии в национальной музыке[1,с.19].Композитор здесь отображает колоритную картину народного веселья[4,с.17].
Зачином финала является мощное звучание медной духовой группы.Тема рефрена(А)интонационно и ритмически связана с главной темой первой части[1,с.19].Ей свойственно зажигательное веселье народной пляски[4,с.19].Тема первого эпизода(В) в соль мажоре выполняет роль побочной партии,здесь есть скрытая полиритмия:в партии оркестра размер 2/4,а тема у скрипки «пульсирует» в размерах 2/4,3/8.,3/8,3/8,3/8)[3,с.21].Второй эпизод(С) более развернут,звучит в далекой тональности ми-бемоль минор с небольшим оркестровыми вступлением и завершением [3,с.21].Разработка основана на теме рефрена(А1) и первого эпизода(В1).В репризе функцию побочной партии берет на себя второй эпизод(С1).Здесь материал излагается в основной тональности[3,с.21].
В целом концерту свойственны лиризм ,некоторая импровизационность ,разнообразие образов.
Энергичные,задорные темы контрастируют с пластичными,песенными.При иполнении этого концерта необходимо учитывать особенности замысла автора – точно отобразить танцевальные и песенные элементы литовского фольклора.Вместе с тем в концерте широко используется разнообразные средства художественной выразительности.
В области звуковедения интерес представляет уже первый эпизод скрипичной партии.
В этом эпизоде отражено дыхание литовской распевной песни.При его исполнении должны быть плавные смены смычка,ровность звука в достаточно высокой позиции,следует удерживая мягкое звучание на ферматах. Подобная ситуация и в связующей партии Tempo 1(Allegro strepitoso).
Однако здесь звук яркий,насыщенный (F),последовательно устремленный к заключению fortissimo(FFF).От исполнителя требуется, чистое, ровное и яркое звучание, что определяется ясным интонированием в высоких позициях и игрой в нюансе от f до fff.Весьма важно в этом эпизоде не форсировать звук.
В области интонирования представляет интерес основная тема второй части:
Здесь нужно учитывать тональную основу фрагмента.Так в первом такте должно выстроить интонацию ля мажорного трезвучия,во втором - фа-диез минорного трезвучия,далее нужно выстроить первый тетрахорд до-диез минора.Сложность в интонации представляет эпизод в третей части в тональности ми-бемоль минор.
Красивейшая мелодия !Опевая главные ступени трезвучия,тема устремляется в верхний регистр.В этом сложном для интонирования фрагменте,нужно ориентироваться в слуховом отношении на аккордику сре голосов. Во второй части тема проходит на «соль» и «ре» струнах.Здесь требуется украсить мелодию лучше вибрато,теплым,мягким звуком.Вибрация должна быть непрерывной,переходящей с пальца на палец.В движении мелодии вверх обратить внимание на плавные смены и выстроить логику фразы.
Определенную сложность представляет освоение каденции.
Аккорды и двойные ноты в каденции сообщают партии солирующей скрипки элементы скрытой полифонии. Ливонтас исполняет аккорды мягко.В аккордах необходимо выделить нижний голос. Первую половину аккорда играть легким, мягким и коротким движением смычка у колодки ,а остальной частью площади смычка озвучить его продолжение:тогда аккорд прозвучит ясно и объемно.
В тематизме концерта Дварионас использует различные танцевальные ритмические комбинации: синкопы,пунктирные ритмы,сочетание дуолей и триолей.Так,в репризе(А3) третей части при четком двудольном ритме в аккомпонименте(размер 2/4) – в скрипичной партии две триоли с помощью лиг образуют трехдольный,метр .
Здесь задача исполнителя - создать эффект неожиданных акцентов на слабую долю,тогда в музыке слышна танцевальность: будто кто-то вышел приплясывая,может прихрамывая, танцевать.
Для обрисовки характера легкого наигрыша композитор использует прием рикошет(3ч.ц.7;ц.19),
Композитор использует и несколько тяжеловатое спиккато.Здесь можно представить себе крестьянский танец в клумпах(деревянных башмаках)(1ч.ц.6;2ч.ц.11;3ч.ц.3),
Чтобы ярч и эффектней прозвучал этот эпизод необходимо летучее стаккато придает музыке задор и оптимизм(3ч.16т. до ц.22),
также в концерте автор применяет штрихи:легато,деташе(1ч.ц.34)
и комбинированные легато и деташе(1ч.ц.13).
Флажолет очень красивый прием на скрипке при повторном проведении тема(3ч.ц.13 5-ый такт)с флажолетами звучит как эхо.
В концерте присутствует разнообразная динамика от PPP до FFF.В исполнении форте и пиано могут возникнуть трудности,если это резкая смена форте и пиано.
Традиционно в такой момент музыканты делают небольшой люфт,но в данном месте нет пометок автора.
Сравнивая исполнение данного концерта,хочу отметить различие а трактовке.Например во второй части Вадим Глузман проведя одну фразу – следующую,как эхо играет чуть тише.В танцевальных эпизодах исполнение более энергичное и штрихи острее,а темпы быстрее,чем у Александра Левонтаса.
Заключение
Ценность концерта является отображение литовского мелоса.Это значительный слой европейской культуры,использование ряда характерных приемов музыки 1-ой половины 20в.В рамках традиционного 3-х частного цикла концерт имеет художественное и педагогическое значение.Входит в репертуар известный исполнителей.Я думаю музыканту интересно и полезно «окунутся» в национальный колорит народных мелодий и насладится оригинальным ритмическим рисунком литовского фольклора.
Литература
1.Гаудримас Ю. Балис Дварионас. – М.,Советский композитор,1960. – 32с.
2.Светланов Е. Балис Дварионас // Светланов Е. Музыка сегодня. - М.,1985. – с.121 – 124.
3.Ландсбергис В. Балис Дварионас – жизнь в музыке // Балис Дварионас,Статьи.Письма.Воспоминания современников.М.,1989. – с.5 – 36.
4.Корев Ю. Скрипичный концерт Дварионаса(в помощь слушателю музыки пояснение)М. –Л.,1952. – 24с.
5.Гаудримас Ю.К. Дварионас // Большая советская энциклопедия т.7 – с.571 – 572.
6.Музыкальная энциклопедия т.2 издательство «Советская энциклопедия советских композиторов»М.,1974 лит.Гаудримас Ю. Балис Дварионас М.,1960 Ю.К.Гаудримас.
7.Музыкальный энциклопедический словарь М.,1991 «Советская энциклопедия».
|