Мир как система бытия человека Тема №2
Философия Древнего Востока. Классика античной философии
Новые понятия: атом, эллинизм, детерминизм, стоицизм, легизм, кинизм, буддизм, абсолютная идея, этический рационализм, софизм.
Вопросы семинарского занятия
1. Материалистические идеи философии Древнего Востока.
2. Особенности философии даосизма и социальной идеи конфуцианства.
3. Космоцентризм античной философии.
4. Ранняя классика: милетская школа, элейская школа, пифагорейский союз, софисты.
5. Противоречивость бытия в философии Гераклита.
6. Философия Сократа ее основные проблемы и особенности их решения.
7. Учение Платона о мире идей.
8. Логика Аристотеля: основные законы мышления.
Доклады:
1. Аристотель о соотношении материи и формы.
2. Эпоха эллинизма (стоицизм, эпикурейская школа, скептицизм).
3. Учение Эпикура о морали.
4. Зенон Элейский: логические парадоксы и феномен бесконечности.
5. Учение Эмпедокла о человеке и искусстве врачевания.
Тема №3
Теоцентризм: философии средневековья
Новые понятия:христианство,догматика, апологетика, патристика, трансценденция, номинализм, реализм, схоластика, креационизм, готика, эклектика.
Вопросы семинарского занятия
1. Теоцентризм философии средневековья. Проблема творения мира.
2. Диалектика единичного и всеобщего. Философия Фомы Аквинского.
3. Свобода и моральный закон у Ф. Аквинского.
4. Аврелий Августин. Проблема веры и разума.
5. Полемика номинализма и реализма.
Доклады:
1. Влияние философии Платона и неоплатонизма на религиозную философию средневековья.
2. Проблема «Человек- Мир» в средневековой философии
3. Ибн-Сина: проблема творения мира
4. Особенности религии Востока
Тема №4
Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения
Новые понятия:культура, антропоцентризм, гуманизм, ренессанс, личность, этика, натурфилософия, утопизм, реформаторство, неоплатонизм.
Вопросы семинарского занятия
1. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
2. Философия и наука: диалектика и метафизика.
3. Античность и Возрождение: преемственность гуманистического идеала.
4. Гуманизм 14-15в.в. как средство преобразования мировоззрения и культуры средневековья.
5. Натурфилософия эпохи Возрождения.
Доклады:
1.Человек как вершина творения. Концепция Пико делла Мирандолы.
2. Проблема смысла жизни в учении М. Монтеня.
3. Проблема человека в искусстве Возрождения.
4. Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построения новой картины мира.
Тема№5
Естественно – научные предпосылки философии Нового времени. Социальная философия эпохи Просвещения
Новые понятия:секуляризация, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, дедукция, индукция, сознание, наука, пантеизм, субстанция, детерминизм, монада, абстракция, плюрализм, либерализм, радикализм, революция.
Вопросы семинарского занятия
1. Естественно – научные предпосылки философии Нового времени.
2. Развитие учения о природе в философии Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, Л. Лейбница, Дж. Локка.
3. Ф. Бэкон о «призраках» рода, пещеры, рынка, театра.
4. Значение декартовского принципа «мыслю, следовательно, существую» для учения о сознании.
5. Учение Б. Спинозы о душе.
6. Дж. Локк о теории общественного договора.
7. Социальная философия эпохи Просвещения.
Доклады:
1. 1. Ф. Бэкон и Р. Декарт о методах познания.
2. Философия духа и материи Декарта. Об общественном прогрессе и цивилизации.
3. Метафизический материализм: Бэкон, Гоббс, Локк.
4. Субъективный идеализм Беркли и Юма.
5. Рационализм и сенсуализм как противоположные методы познания мира.
Тема№6
Историческая роль классической немецкой философии
Новые понятия:априоризм, разум, мораль, трансцендентальная философия, диалектика, объективный идеализм, субъективный идеализм, сущность, абсолютный дух, иррационализм, гностицизм, агностицизм.
Вопросы семинарского занятия
1. Философские позиции И. Канта, его учение о познании.
2. Исторический характер субъекта познания в философии Г. Гегеля.
3. Антропологический подход Л. Фейербаха к философским проблемам.
4. Социально-исторический и этический характер философии И. Фихте.
5. Идея тождества идеального и материального в философии Ф. Шеллинга.
Доклады:
1. Суть "коперниканской революции", совершенной И.Кантом.
2. Причины формулирования И.Кантом этики как строгой теоретической науки.
3. Значение идеалистической диалектики Гегеля для философии и науки.
4. Марксистская философия о диалектике как общей теории развития.
Тема№7
Гуманистические идеи в философской мысли России XI – XVIII в.в.
Новые понятия:западничество, славянофильство, народники, почвенники, всеединство, космизм, символизм, реализм, романтизм.
Вопросы семинарского занятия
1. Зачатки русской философской мысли 10-16 век.
2. Гуманистические идеи в философской мысли России 17-18 веков.
3. Спор славянофилов и западников и его влияние на развитие российской мысли.
4. Учение Вл. Соловьева о множественности бытия.
5. Судьба и деятельность П. Чаадаева.
6. Антропологизм философии Н. Чернышевского.
7. Н. Бердяев о судьбе России.
8. Феномен русского космизма (Н. Федоров, Вл. Соловьев, Вл. Вернадский).
Доклады:
1. Разработка славянофильской идеологии (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков).
2. Проявления специфики духовности в русской культуре.
4. Проблема личности в философии русских писателей.
5. Л. Шестов о назначении человека.
Тема №8
Основные направления разработки проблемы человека, его сущности и смысла его бытия в современной философской мысли
Новые понятия:неотомизм, экзистенциализм, психоанализ, бессознательное, трансцендентализм, позитивизм.
Вопросы семинарского занятия
1. Проблема человека и мира в философии ХХ века.
2. Проблема соотношения сознания и мира, языка и мышления в философии позитивизма.
3. Концепция человека в философии экзистенциализма
4. Экзистенциализм: проблема жизни и смерти.
5. З. Фрейд: психоаналитическая концепция культуры.
6. Концепция человека в философии экзистенциализма (Ф. Ницше, А. Камю, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К.Ясперс).
7. Философская антропология; попытка целостного анализа человека.
Доклады:
1. Ницше и его концепция сверхчеловек.
2. Концепция культуры Карла Юнга.
3. Основные идеи феноменологии Э. Гуссерля.
4. Развитие концепции гуманизма в современной западной философии (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс).
5. Философские идеи герменевтики.
Тема №9
Антропосоциогенез. Социокультурная реальность и глобальные проблемы современности
Новые понятия:антропология, биология, парадигма, свобода, ответственность, биосфера, атмосфера, литосфера, язык культуры, глобализация
Вопросы семинарского занятия
1. Антропосоциогенези его основные этапы.
2. Исторический процесс как процесс становления и развития человеческой сущности.
3. Права человека и ответственность.
4. Научный подход к пониманию сущности человека.
5. Современная наука о роли труда и языка в формировании сознательной деятельности человека.
6. Экология, Человек и биосфера.
Доклады:
1. Человечество перед лицом глобальных проблем.
2. Судьба и свобода человека.
3. Ценности и их роль в жизни общества и человека.
4. Политическая ситуация современного российского общества.
5. Добро и зло в общественном развитии.
6. Социальный кризис, его виды и формы проявления.
.
Тема№10
Мир как система бытия человека
Новые понятия:онтология, гносеология, аксиология, этимология, герменевтика, бытие, универсалии, реальность, субстанция, сознание, познание, природа, жизнь, человек, пространство, время, воля, память, психика.
Вопросы семинарского занятия
1. Философские проблемы бытия и материи.
2. Основные формы существования материи.
3. Концепции пространства и времени.
4. Взаимосвязь духовного и материального бытия.
5. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания.
6. Общественная природа сознания. Сознание и язык.
Доклады.
1. Бытие человека как проблема современной философии.
2. Причины центрального внимания современной философии к проблеме сознания.
3. Понятия бытия в философии Э. Фромма.
- Место интуиции в познании.
- Феномен массового сознания.
Тема№11
|