Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Возможности исследования и формирования

 

В 1920-х годах к проблемам жизненного пути обращался Н.А. Рыбников, который занимался изучением биографий и предложил методику биографического изучения душевной жизни человека (психограмму). Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека. Однако на практике, в полном созвучии с требованиями первых послереволюционных лет, задача исследователя состояла в том, чтобы продемонстрировать прямое и непосредственное влияние социальных переломов на развитие личности, начиная от ее психофизиологических свойств и кончая мировоззрением, убеждениями и мотивацией. Жизненный путь был для Н.А. Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению. Поэтому преувеличивалась роль таких детерминант жизненного пути, как социальное происхождение, материальные условия, события общественной жизни и т. п., что сближает данный подход с социологическим взглядом на биографию. Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на огромные возможности использования биографического метода для изучения условий достижения успеха на поприще научного творчества, считая, что потенциально выдающихся людей рождается значительно больше, чем ими фактически становятся. Следовательно, целью изучения жизненного пути ученого должно было стать, по его замыслу, выявление внешних факторов, тормозящих реализацию таланта.



В 1935 году в "Основах психологии" С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности.

По мнению С.Л. Рубинштейна жизненный путь – не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет ее. Важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый из этих этапов имеет важную роль в жизненном пути, но не определяет его. У Рубинштейна психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью: "линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается"[4]. То есть человек может изменить собственную историю с помощью своих поступков, действий: последующий ход жизни зависит от тех или иных решений человека. Такого рода изменения или "поворотные этапы" в жизни человека очень важны, поскольку "показывают" историю формирования личности, становление собственно человека. Эти поворотные этапы в жизни человека Рубинштейн называет "событиями": "В ходе этой индивидуальной истории (истории жизни) бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека"[5]

Рубинштейн, в отличие от других исследователей, не только подчеркивал субъективную черту жизненного пути, но и объективную - способность человека реально изменять жизнь. Субъект жизни у него - это идеал, оптимальный способ осуществления жизни. Путь к этому идеалу лежит через реализацию ценностей жизни, нравственных ценностей. Жизненный путь для Рубинштейна - это движение верх, к высшим ценностям - к этическому, социальному, психологическому совершенству.

Б.Г. Ананьев занимался проблемами жизненного пути в 60-е годы 20 века. Он хотел создать науку (онтопсихологию), которая объединила бы все области познания о человеке. Онтопсихология Ананьева - это система психологических наук о развитии человека в его индивидуальном, общественно-историческом и эволюционно-биологическом аспектах, предметом онтопсихологии являются взаимосвязи, взаимозависимости онтогенеза и жизненного пути, которые определяют главные закономерности целостного, индивидуального развития человека.

Главное в его концепции то, что социальные отношения обуславливает жизненный путь личности, т.е. становление личности связано с изменением социальных отношений. Но если только социальные (общественные, исторические) отношения обуславливают жизненный путь личности, то каким скудным и обедненным оказывается этот жизненный путь и сама личность. С.Л. Рубинштейн подходил к личности совсем по-другому, считая, прежде всего, что личность есть совокупность внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека. У Рубинштейна человек становится "субъектом жизни", у Ананьевых человек в первую очередь - "субъект деятельности".

Б.Г. Ананьев рассматривает онтогенез и жизненный путь человека как взаимосвязанные и обуславливающие друг друга явления. Онтогенез - это развитие индивида и его мозга, т.е. психофизиологических функций. Жизненный путь - сочетание исторических и биографических событий. "Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения". Логинова считает, что онтогенез у Ананьева выступает как "объективный фактор жизненного пути" (у него есть некая последовательность фаз: рождение, зрелость, старение и смерть). Также существует объективная детерминация жизненного пути - онтогенезом с одной стороны и социальными обстоятельствами с другой. Б.Г. Ананьев предлагает начинать изучение жизненного пути с помощью его периодизации. Ананьев вводит в психологию понятие "фазы жизненного пути", которые накладываются на возрастные стадии онтогенеза, но также обусловлены "историческими событиями", "изменениями образа жизни", "системой отношений", "суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни". Этапы жизни у Ананьева связанны между собой, он подходит к индивидуальному развитию как к единой, цельной истории: "Однако человек не "монтируется" из отдельных возрастов как своеобразных блоков развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Все последующие фазы развития преемственно связаны предшествующими, причем не только с ближайшей, смежной, но и с весьма отдаленными, даже исходными, начиная с раннего детства". Для Б.Г. Ананьева основным является возраст человека, возраст соединяет социальное и биологическое в особые "кванты" - периоды жизненного пути. Для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути Ананьев предлагает использовать классификацию возрастов по психофизиологическим характеристикам развития: детство (воспитание, обучение, развитие), юность (обучение, образование, общение), зрелость (профессиональная и социальная, самоопределение личности, создание семьи), старость (уход из профессиональной деятельности, но сохранение активности в сфере семьи). Самые моменты преобразований (генетические переходы) он называет "критическими точками развития". Существует возможность характеризовать развитие личности по определенным "пикам" или "оптимумам", он также называет их "кульминационными моментами" (оптимальные моменты каждой фазы или наивысшее развитие разных психофизиологических функций). Б.Г. Ананьев также вводит понятие "старт" - начало самостоятельной профессиональной деятельности и ее "финиш".

Для Ананьева особо важным фактом начала жизненного пути человека становится факт начала общественной деятельности. Воспитание, образование, обучение - лишь подготовительные фазы жизненного пути человека. Так как в общественном сознании тех лет господствовало стремление к стандартизации, типизации жизни людей, то и на концепции личности Ананьева это отразилось. Концепция жизненного пути, по Ананьеву, учитывает скорее социальную и возрастную периодизацию жизни, чем собственно личностную.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.